Вы здесь

ВЕРТОЛЕТЫ И «ТОЙОТЫ»

АО «КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»: ИТОГИ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Меры господдержки развития территорий на Северном Кавказе не приносят ожидаемого эффекта. Процветания в регионах СКФО не наступает. Ранее Счетная палата России назвала неудовлетворительной реализацию программы государственной поддержки развития республик Северного Кавказа: несмотря на многомиллиардные субсидии, улучшение инвестиционного климата не достигнуто ни в целом в СКФО, ни в отдельных регионах. Из 27 запланированных в 2017-2018 годах инвестиционных проектов реализовано меньше половины, объем привлеченных внебюджетных инвестиций составил только треть от плановой цифры.

А недавно стали известны результаты проверки Счетной палаты использования средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал АО «Курорты Северного Кавказа». Эта компания была учреждена Правительством РФ для реализации бизнес-проекта создания туристического кластера в СКФО. Выводы Счетной палаты снова негативные.

Аудиторы констатировали: создание особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа в регионах Северного Кавказа не повлияло на их социально-экономическое развитие.

Объем привлеченных резидентами в ОЭЗ инвестиций незначителен - 2,1 миллиарда рублей, что составляет 8,3 процента от заявленного объема. На протяжении последних трех лет «Курорты Северного Кавказа» несут убытки. Только в 2018 году они составили 1,3 миллиарда рублей. При этом из 31,4 миллиарда рублей, полученных АО из федерального бюджета с момента создания, 8,5 миллиарда пошли на содержание самой компании.

Не идут дела

Казалось бы, все есть в республиках Северного Кавказа для того, чтобы стать центром если уж не мирового, то хотя российского туризма - живописные горы и долины, мягкий климат, благоприятная экология. Но что-то не идут дела. И даже щедрая финансовая поддержка государства не дает результатов. Деньги уходят не на те цели, расходуются неэффективно.

Проверка Счетной палаты РФ проходила в августе-декабре 2019 года. Она распространялась не только на АО «Курорты Северного Кавказа», но и затрагивала (камерально) министерство РФ по делам Северного Кавказа, ныне упраздненное, передавшее полномочия минэкономразвитию.

Компания «Курорты Северного Кавказа» была создана в 2010 году. Основным ее акционером является ОАО «Особые экономические зоны», у которого 98,2 процента акций «Курортов». В свою очередь «Особые экономические зоны» на 100 процентов принадлежат государству.

В соответствии с уставом АО должно создавать и надлежащим образом эксплуатировать инфраструктуру - горнолыжную и туристическую, необходимую для функционирования особых экономических зон, входящих в состав туркластера. Также привлекать международный опыт в деле устройства горнолыжных курортов, интегрировать передовые технологии. Еще одной важной задачей компании является оптимизация государственного участия в проекте. То есть предполагалось, что за счет увеличения объема привлекаемых внебюджетных инвестиций курорты туркластера будут переходить на инвестиционную привлекательность и, как следствие, на самоокупаемость.

Для решения поставленных задач «Курортам Северного Кавказа» предоставлялись бюджетные инвестиции в виде взноса в уставный капитал. На момент проверки в уставном капитале было 31,8 миллиарда рублей, и почти на 99 процентов он был сформирован за счет средств федерального бюджета.

На дату 1 сентября 2019 года на приобретение и строительство объектов инфраструктуры особых экономических зон АО «КСК» направило 20,7 миллиарда рублей. При этом, как следует из отчета Счетной палаты по итогам проверки, механизм финансирования строек непрозрачен. Планируемые сроки возведения объектов неоднократно переносились в сторону их увеличения, изменялся состав объектов, их сметная стоимость, объемы капитальных вложений перераспределялись между объектами.

АО осуществляло функции управляющей компании в отношении пяти особых экономических зон, на территории которых должны реализовываться проекты создания туристско-рекреационного кластера, при этом поэтапное развитие осуществлялось только по туркомплексам «Архыз» (Карачаево-Черкесия), «Эльбрус» (Кабардино-Балкария) и «Ведучи» (Чечня). Другие туркомплексы - «Армхи» (Ингушетия), «Матлас» и «Каспийский прибрежный кластер» (Дагестан) не развивались, несмотря на то, что на предпроектные работы по ним из федерального бюджета было израсходовано 222,4 миллиона рублей.

Объем инвестиций, в итоге привлеченных резидентами в особые экономические зоны, незначителен, составил всего 2,1 миллиарда рублей - это 8,3 процента от планируемого объема, или всего 6,5 процента от суммы бюджетных инвестиций, направленных в уставный капитал компании.

Стабильные убытки

Планировалось, что к 2020 году туристический поток в СКФО вырастет до 2 миллионов человек в год, а количество созданных резидентами ОЭЗ рабочих мест к 2018 году достигнет 12,8 тысячи, объемы выручки от продажи продукции, товаров, услуг - 19,5 миллиарда рублей.

Но фактически по итогам 2018 года число туристов, посетивших курорты кластера, составило всего 683 тысячи человек, резиденты смогли создать только 619 рабочих мест, а полученная ими выручка - 851,7 миллиона рублей. То есть, по мнению аудиторов Счетной палаты, выстроенная минкавказом России система управления компанией «Курорты Северного Кавказа» не обеспечила достижение планируемых стратегических показателей.

Финансово-хозяйственная деятельность АО «КСК» являлась стабильно убыточной. По итогам 2018 года убыток составил 1,3 миллиарда рублей. В предыдущие два года убытки были еще выше.

Расходы организации имели тенденцию к росту и в 2018 году составили 1,7 миллиарда рублей, что более чем на 14 процентов выше показателя 2017 года.

Проанализировав расходы и выручку, полученную от эксплуатации объектов туркластера, аудиторы сделали вывод о неокупаемости вложенных инвестиций. К примеру, в 2018 году выручка, полученная от эксплуатации объектов туркомплекса «Архыз», составила 204,4 миллиона рублей, тогда как сумма эксплуатационных затрат была более чем в три раза выше - 698,6 миллиона рублей.

В ближайшее время у АО «КСК» прогнозируется дефицит средств, в том числе на содержание инфраструктуры ОЭЗ, и этот дефицит будет увеличиваться с введением в эксплуатацию новых объектов.

С видом на дом правительства

Несмотря на отрицательные результаты деятельности, финансовая политика АО не ориентирована на снижение затрат и на экономию ресурсов. На содержание самой компании уходят немалые суммы. На 1 июля 2019 года было потрачено 8,6 миллиарда рублей, что составляет 27,3 процента от суммы средств, направленных в уставный капитал АО.

Среднемесячная зарплата по акционерному обществу - 270 тысяч рублей. Генеральный директор в среднем в месяц получал: в 2016 году - 2,17 миллиона рублей, в 2017 году - 1,96 миллиона, в 2018 - 780 тысяч рублей (в декабре 2017-го произошла смена руководителя). Солидные суммы ежемесячно выплачиваются и остальному руководству АО - заместителям гендиректора, главному бухгалтеру.

Кроме того, руководителям по результатам года назначаются щедрые премии. По итогам 2018 года гендиректор получил премию в размере 7,4 миллиона рублей, остальные семь топ-руководителей поделили между собой 15,2 миллиона.

Сотрудникам компании были предоставлены беспроцентные займы для улучшения жилищных условий на общую сумму 100 миллионов рублей. На 1 сентября 2019 года оставались невозвращенными 93,3 миллиона.

Немалые средства компания расходовала на аренду помещений, земли и спецтехники. В 2018 году сумма составила 60,4 миллиона рублей. Главный офис АО «Курорты Северного Кавказа» находится не в одном из крупных городов СКФО, как можно было наивно полагать, а в Москве, в бизнес-центре «Северная башня», что в непосредственной близости от Дома Правительства РФ, Центра международной торговли, посольств США и Великобритании, гостиницы «Рэдиссон Славянская» и т.д. Очевидно, в столице легче искать инвесторов, чем в каком-нибудь Нальчике или Махачкале. В «Северной башне» располагаются офисы многих известных российских и зарубежных компаний. Разумеется, стоимость аренды офисных помещений там запредельная.

В апреле 2018 года «Курорты Северного Кавказа» заключили договор с ЗАО «Северная башня» на аренду помещений площадью 2,4 тысячи кв. м на срок до 31 марта 2023 года. Сумма арендной платы за весь период - около 392 миллионов рублей. Предусматриваемая договором средняя стоимость 1 кв. м арендуемых площадей - 33,1 тысячи рублей, к тому же с ежегодным их удорожанием на 7 процентов. Почувствуйте разницу: в самом центре Ставрополя офисную площадь сдают по цене 600 рублей за 1 кв. метр.

Понятно, что автомобили «АО «КСК» колесили не только по Москве, но в компании использовались только нормы списания горюче-смазочных материалов, установленные для столицы. Это было исправлено только в ходе проверки Счетной палаты.

АО имело на балансе два вертолета Eurocopter стоимостью 205,2 миллиона рублей, они базируются в Ставропольском крае. Общая сумма расходов на содержание летательных аппаратов в 2018 году приближалась к 21 миллиону рублей, при этом прибыль компании от предоставления их в аренду (без экипажа) - 9,2 миллиона рублей.

«Содержание вертолетов представляется экономически нецелесообразным», - делает вывод Счетная палата.

Если АО приобретало автомобиль, то очень дорогой, например, «Тойота Ленд Крузер 200» в максимальной комплектации за 5,7 миллиона рублей, диваны и кресла покупались тоже не дешевые. На мебель из натуральной кожи было потрачено 7,4 миллиона.

Никто не возразил

Проанализировав значения ключевых показателей эффективности деятельности АО «КСК», аудиторы обнаружили, что они ежегодно корректировались, как правило, в сторону уменьшения. Что свидетельствует о формально выстроенной системе мотивации менеджмента общества, не ориентированной на достижение поставленных целей.

Нарушение подрядчиками обязательств по заключенным договорам затягивало сроки строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ. Но и были случаи, когда сама компания несвоевременно принимала к учету документы, подтверждающие приемку этапов строительных работ и являющиеся основанием для их оплаты, что, в том числе, способствовало формированию негативной судебной практики. Так, из 12 судебных процессов, связанных с нарушением сторонами обязательств, в восьми случаях «Курорты Северного Кавказа» выступали ответчиком с суммой заявленных истцами требований более 152 миллионов рублей.

Закупочная деятельность компании регулировалась Законом о закупках, а также, в связи с предоставлением бюджетных инвестиций за счет федеральных средств, на акционерное общество частично распространялись положения Закона о контрактной системе.

В отличие от Закона о контрактной системе, Закон о закупках не предусматривает ограничение начальной (максимальной) цены договора при проведении запроса котировок. (Запрос котировок - самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена. Опыт участника и срок его регистрации не имеют никакого значения, обеспечение заявки также не требуется.) В связи с этим положением АО «КСК» нередко осуществляло закупки путем проведения запроса котировок. Это не способствовало экономии средств компании. Доля неконкурентных закупок - почти 40 процентов от общей суммы заключенных договоров. А доля договоров с единственным поставщиком, заключенных для целей обеспечения нужд АО, - почти 60 процентов от общей суммы неконкурентных закупок.

Ни руководство минкавказа, ни руководство АО «Курорты Северного Кавказа» не представило возражений по поводу итогов проверки Счетной палаты. Возразить, видимо, нечего.

Одна из рекомендаций Счетной палаты, обращенная к заинтересованным федеральным властям, - рассмотреть вопрос об экономической целесообразности создания туркластера на территории СКФО.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.