Вы здесь

ВМЕСТО ВАЛЕНОК ИГРУШКИ И ЦВЕТЫ

Что можно себе представить при слове «войлок»? Обычно что-то серое, плотное и теплое - валенки. А вот обаятельная женщина, мать троих детей Ирина Москаленко, которая живет на хуторе Ташла, что рядом с селом Надежда, создает из цветного тонкого войлока удивительные вещи. И глядя на ее красочные игрушки, панно, узорчатые шарфы, ростовых кукол, обувь, озорных зверюшек и совушек, которых Ирина Ивановна представляет на различных декоративно-прикладных выставках и фольклорных фестивалях, ни за что не скажешь, что они из войлока. Настолько тонки, изящны, «фотографичны» ее работы.

Мода тысячелетий

Войлок (от тюрского - покрывало) - плотный нетканый материал из валяной шерсти, который обладает низкой теплопроводностью, достаточно хорошо пропускает воздух и использовался еще в древности. Упоминание о получении войлока приходится на времена Всемирного потопа. Оказывается, первую ткань сделали... овцы. Ной собрал животных в одном месте на длительное время. Пока стадо терлось и топталось в тесном ковчеге, шерсть падала на пол и постепенно уплотнялась. Так в результате физического прессования получился войлочный «ковер». Чешуйки войлока (такое строение имеет только этот материал) крепко держатся краями друг за друга. Потому-то войлочная обувь - валенки, тапочки - носится годами. Одно время войлок использовался только для производства теплой обуви, стелек, а в Азии - ковра-кошмы и временного жилья - юрты. Однако в последние годы тысячелетняя мода и забытое мастерство вернулись, и в России, и в Европе, и в США стали делать из цветного войлока сумки, пальто, мебель, чехлы к смартфонам и ноутбукам, детские игрушки, ковры, шали, шарфы, фигурки зверей и птиц, шапки, шляпы, украшения и даже цветы.

Основа процесса создания этого полезного и целебного натурального материала проста, как все гениальное или как все, созданное природой. Для производства войлока наиболее подходит мягкая и тонкорунная овечья шерсть, отдельные шерстинки которой легко сцепляются друг с другом. В войлоковалянии есть две техники: сухого валяния и мокрого. Сухое валяние (фелтинг) - это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При вонзании иголки в шерсть насечки в нижней ее части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. Вот благодаря такому способу вой-локоваляния и золотым рукам Ирины Москаленко и появляются на свет необыкновенные изделия, наиболее интересными из которых можно считать ростовых кукол. Мастер называет их «людьми». И действительно лица у кукол, будь-то сказочные или мифологические персонажи, герои мультфильмов или просто знакомые, соседи, клиенты - очень выразительные. А самый большой «человек» в ее коллекции достигает 170 сантиментов.

Родом из детства

Когда я спросила Ирину Ивановну, откуда такое необычное увлечение, то узнала, что творческие способности у нее проявились уже в раннем детстве. Бабушка научила ее хорошо шить, вязать, вышивать, а со стороны отца Ивана Иосифовича, который работал электриком, все родственники были очень талантливыми - занимались живописью, писали стихи. К примеру, дед Ирины Иосиф Рыженко был председателем колхоза в старой Кугульте и все свои распоряжения отдавал в стихотворной форме. Вот и будущая мастерица хорошо рисовала, лепила. Мама Иры Мария Сергеевна работала педагогом, не случайно и дочь потом поступила в Ставропольское педучилище. И стала воспитателем детсада и музыкальным работником (играет на фортепиано и аккордеоне).

В 19 лет Ирина вышла замуж за военного и уехала вместе с ним по месту службы в Красноярск. Времена тогда в стране были сложные, жалованье военным платили нерегулярно, и молодая жена выходила из положения, зарабатывая шитьем. В 90-е годы семья вернулась в Ставрополь. Пришлось поработать в пекарне, потом открыли магазин спортивной одежды, но душа Ирины жаждала творчества. Как раз в это время ее сестра, которая работала в Волгоградском Выставочном центре, пригласила Ирину поучаствовать в выставке мастеров народного творчества. «Дело было в декабре, - рассказывает Ирина Ивановна, - и на дизайнерскую новогоднюю елку нужно было представить оригинальные игрушки. Я тогда привезла яркие вязаные елочные игрушки, мишуру в технике декупаж. Изделия понравились, и меня опять пригласили в Волгоград теперь уже на весеннюю выставку. А перед этим моя старшая дочь Катя приехала из Москвы, где она тогда училась, и привезла мне в подарок набор для рукоделия: кусок шерсти и особые иглы для войлоковаляния. Вот так все и началось, захотелось заняться чем-то новым, необычным. Нашла и в Ставрополе магазин, где продавалась особая тонкорунная овечья шерсть. Стала придумывать и создавать войлочные изделия. И самым первым стал почему-то рыбак с котом».

За последние семь лет Ирина Москаленко стала настоящим профессионалом в искусстве войлоковаляния. Она оформила ИП, открыла мастерскую в городе Михайловске, проводит там мастер-классы для детей и взрослых. Выполняет заказы, которые иногда приходят и по Интернету. И, конечно, выставляет свои работы на многочисленных экспозициях декоративно-прикладного творчества как в краевом центре, так и на Юге России, и в Москве. Очень любит мастерица образы людей, классических Дедов Морозов, персонажей славянской мифологии. Это Лада, Банник, Лель, Дворовик, Русалка, Водяной, Леший. Одних Домовых она за последнее время сделала свыше пятидесяти.

И у каждого своя индивидуальность, свое лицо. Есть у Ирины герои сказок - Баба Яга, Колобок, есть звери - ежики, зайцы, птицы - совы, индюки. А ее войлочные цветы - это отдельная песня. Какое-то изделие занимает у нее всего один день работы, какое-то - целый месяц. Недавно Ирина Ивановна стала членом творческого объединения «Братина», которое существует на базе Ставропольского краевого Дома народного творчества, и теперь активно участвует во всех его проектах.

«Когда мне делают заказ, - говорит Москаленко, - то я просматриваю огромное количество подготовительного материала. А потом получается персонаж либо один в один, либо это уже стилизация. Нередко создаю образ человека по фотографии. И тогда сам скульптурный портрет делаю в технике сухого валяния, а его головной убор, ту же шляпу - в технике мокрого валяния. Иногда мне заказывают оформление витрин магазинов, к примеру, магазина «Индейка». Есть у меня забавные персонажи из мультфильмов, множество разнообразных гномов, есть натуральные образы казаков и казачек и многое другое».

Вот так увлечение войлоковалянием стало для удивительной женщины Ирины Москаленко и смыслом, и главным делом жизни. Ну а сейчас по стопам талантливой мамы пошла и ее младшая дочь Анастасия. Есть надежда, что в многообразном мире декоративно-прикладного искусства она найдет свой, неповторимый путь.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.