Вы здесь

ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗАНАЧКИ

Куда уходит любовь? Что держит людей рядом друг с другом? Можно ли возродить угасшие чувства? Как же так получается, что, прожив вместе многие годы, мы ничего не знаем друг о друге? Простить или затаить обиду? Вот такие серьезные вопросы ставят перед зрителями актеры Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова в новом спектакле «Детектор лжи».

Вопросы-то серьезные, жизненно важные, а вот ответы неожиданно предлагается поискать в уморительно смешной комедии по пьесе известного уральского драматурга Василия Сигарева, режиссер-постановщик народная артистка РФ Наталья Зубкова. Получилась анекдотическая история про взрослых, где есть и любовь, и ревность, и потрясающая русская находчивость.

...На сцене - Он и Она. Простая рабочая семья Бызовых, она - санитарка, он - пьющий слесарь. Им чуть за сорок, их отношения давно уже изъедены ржавчиной быта, общей неустроенностью и привычной скукой. Борис после работы прячется за газетой и мечтает о выпивке. Надя нещадно его пилит и обвиняет во всех несчастиях. Сюжет знакомый до зубного скрежета. Но все переворачивается с ног на голову, когда на сцене появляется третий герой - гипнотизер, который должен выведать у мужа, куда тот спрятал от жены зарплату, будучи невменяемым от обильных возлияний. Профессор быстро справился с поставленной целью. Борис, в измененном состоянии, тут же вспомнил, что деньги спрятаны в бачке унитаза... Казалось, на этом история должна бы закончиться, но не тут то было. Решив воспользоваться бессознательным состоянием супруга, Надежда попросила гипнотизера узнать у мужа все, что так мучило ее долгие годы. Знала бы она, где упасть, даже не солому, перину постелила бы.

Все обернулось совсем не так, как задумывалось. Во время сеансов из подсознания Бориса и Нади начали выплывать различные удивительные, неожиданные и забавные «скелеты-секреты». С первых секунд гипноза они сбросили с себя привычные маски: Борис вдруг представляется Конфуцием и Нобелем, а его супруга мнит себя Мэрилин Монро и Людмилой Гурченко. Но это, как говорится, были еще цветочки. Каждая новая подробность оказывается хлеще предыдущей...

Все действие разыгрывают три актера: заслуженные артисты РФ Михаил Новаков (гипнотизер), Александр Жуков (Борис) и почетный деятель искусств СК Ирина Баранникова (Надя). Они воплотили на сцене яркие образы, их герои - практически анекдотические персонажи, немыслимые в реальной жизни, и, вместе с тем, срисованные с нее.

Супружеская пара Ирины и Александра, кажется, не играют, а живут, изображая ад семейной жизни, с постоянными перебранками, хватаниями тяжелых подручных предметов, оскорблениями и обоюдными остроумными уколами.

Ирина Баранникова превосходно справилась с ролью Надежды Бызовой - грубоватой, но харизматичной женщины. Не боясь выглядеть примитивной обывательницей, мелочной, задиристой склочницей, упорно изобличающей мужа в «неблаговидных поступках», актриса веселила зрителей на протяжении всего спектакля своей неподражаемой мимикой, жестами и манерой разговора... Просто диву даешься, таланту ведущей актрисы ставропольской драмы. Как она удивительно правдоподобно может играть и царских особ, и простых женщин - из тех, что из деревни вышли, а к городу так и не пришли.

Блестяще передал характер своего героя и Александр Жуков. Масштаб его комедийного дарования впечатляет. Его Борька Бызов - из тех, кто и выпить не прочь, и лентяй, который годами не может пылесос починить, и деньги зарабатывать не умеет. Впрочем, в России таких миллионы. А вот терпеть свою вечно недовольную жену, не обращать особого внимания на ее выходки, прощать ее бесконечные унижения, не каждый может. А он может. Потому что любит.

Во время спектакля было стойкое ощущение того, что Саша так вошел в образ, что забыл, где он находится, что он Александр Жуков, а не Борька Бызов. Он не обращал внимания ни на зрителей, которые сидят в метре от него (спектакль поставлен на Малой сцене), ни на смех, ни на свет софитов. Он искренне горевал, злился, злорадствовал и, не смотря ни на что, любил свою жену.

Вот тогда и стало понятно, что этих двоих связывает не только привычка сосуществования, не только забота, как выжить в нелегких современных условиях, но и любовь, которая была и никуда не делась. А так, слегка пеплом подернулась, но не перегорела.

Интересная роль в «Детекторе лжи» у Михаила Новакова. Гипнотизеру в спектакле достается больше всех. С одной стороны, он - орудие в руках супругов, которые с его помощью находят скелеты в семейном шкафу. Смешно было видеть, как он неожиданно получает шишки от обоих, становится невольным соучастником преступления против личности и участником грандиозного семейного скандала. С другой - он раскрывается как человек со своим характером, вовлекается в семейные проблемы своих клиентов, начинает им сопереживать и тушить костер, в который супруги поочередно подбрасывают головешки во время импровизированного допроса под гипнозом. Он защищает то мужа, то жену и фактически спасает их брак. Профессор находит рецепт помирить супругов. После его душещипательного монолога о вечных истинах: «Вспомните, как сильно вы хотели любить свою половинку в детстве?! Любите друг друга вечно. Ведь жизнь дается человеку только один раз и будет ужасно обидно, если потратить ее на какую-то бесполезную ложь и жалкую ненависть», пробирает, однако.

Спектакль, действительно, получился замечательный. Яркий, удивительно смешной, добрый и нежный. Да и тема угасшей любви, лжи и искренности в отношениях, жизни «по привычке» близка каждому. Герои расскажут вам, что любовь и семейное счастье - это то, ради чего следует жить. Иногда достаточно просто стоит остановиться, вспомнить, посмотреть друг на друга, попытаться понять. Ведь как говорил классик: «Даже в самом конце жизни не поздно все начать сначала».

Наталья МАКАГОНОВА.

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.