Вы здесь

В ВУЗ ИЛИ В ССУЗ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

«Высшее образование. А надо ли?» Публикация под таким названием появилась на сайте профессионального сообщества «Педсовет». Речь идет о том, нужно ли родителям настаивать, чтобы их ребенок в обязательном порядке получал высшее образование. Или лучше дать ему хорошее среднее профессиональное образование, пусть не столь престижное, но которое будет по силам ребенку и прокормит его в жизни? Автор - педагог Анастасия Морозова.

Тема, вынесенная на обсуждение, довольно интересная, потому что рано или поздно каждому из нас приходится делать аналогичный выбор. Понятно, что каждый родитель хочет только лучшего для своего ребенка. Однако в своей любви к детям и в желании обеспечить им светлое будущее, далеко не все из нас берут в расчет интересы и желания самого ребенка. Также многие мамы и папы не могут реально оценить реальные способности своих чад. Все мы совершаем ошибки, но некоторые из них обходятся нам слишком дорого. Одна из таких ошибок, по мнению автора, - ситуация, когда родители заставляют ребенка поступать в вуз, при том что у него к этому нет ни стремления, ни способностей.

«Практически все родители хотят, чтобы сын или дочь получили высшее образование, считая, что оно поможет ребенку лучше устроиться в жизни и найти достойную, хорошо оплачиваемую работу. Но как быть, если чадо или не хочет учиться, или у него нет способностей, чтобы сдать сложные экзамены в одиннадцатом классе?» - задает вопрос автор.

И рассказывает о своем опыте: «Я работаю в школе и часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ученик после девятого класса идет в десятый, хотя в аттестате одни тройки, экзамены сданы плохо, а даже если и на четверки, то они незаслуженные.

Учителя пытаются объяснить родителям таких учеников, что ребенок не потянет сложную программу десятого и одиннадцатого классов. Но, как правило, они остаются неуслышанными. В итоге чадо отправляется получать среднее общее школьное образование, чтобы потом поступить в вуз. Ребенок, не привыкший к труду, у которого не развита память, речь, логическое мышление, с трудом справляется с образовательной программой. Но родители не отчаиваются, чаще всего неудачи ребенка списываются на некомпетентность учителей...

Мало кто из родителей умеет реально оценить способности своего чада. Поэтому дальше в ход идет тяжелая артиллерия - репетиторы. Многие считают их волшебниками, которые способны подготовить любого ребенка к сдаче ЕГЭ. Сразу могу разочаровать таких родителей, репетиторы - не волшебники и заменить голову ребенка своей не могут. У одного и того же репетитора есть ученики, которые сдают ЕГЭ на сто баллов, а есть и те, кто не может пройти минимальный порог на экзамене. Часто слабо подготовленный ребенок, которого заставили идти в десятый класс, не справляется с ЕГЭ и вынужден терять год, чтобы попробовать заново сдать экзамен, либо идти в колледж или лицей, потеряв при этом два года. Но если даже ученику и удается набрать минимальный проходной балл на экзамене и счастливые родители отправляют его в вуз, чаще всего платно, то на этом проблемы не заканчиваются. Поступить в вуз одно, а закончить его - совсем другое дело.

Ситуация усугубляется тем, что часто приходится поступать не туда, куда хочет ребенок, а туда, куда хватило баллов для поступления. А если нет желания учиться, будущая профессия кажется неинтересной, то студент или бросает учебу, или, кое-как доучившись, идет работать не по специальности, чаще всего в магазины продавцом или колл-центры консультантом. Я думаю, это не то, о чем мечтали родители, когда всеми силами старались дать ребенку высшее образование.

А теперь поговорим о профессиональном среднем образовании, о котором многие родители даже слышать не хотят... Взросление и понимание того, чего ты хочешь от жизни, у разных детей приходит в разное время. Кто-то уже в девятом классе достаточно взрослый, чтобы понимать, что без труда ничего в жизни не добиться, но ко многим детям это понимание придет гораздо позже. Именно поэтому ученики, которые плохо учились в девятом классе, часто, поступив в колледж или лицей, учатся там хорошо. У тех детей, которые успешно закончили среднее профессиональное образовательное учреждение, есть возможность на льготных условиях поступить в вуз. Вместо сложного ЕГЭ им нужно пройти обычное собеседование в высшем учебном заведении, приложив при этом диплом о среднем профессиональном образовании с хорошими оценками. Конечно, такая система действует не во всех вузах, но очень во многих.

Ко мне часто приходят бывшие ученики, которые после учебы пошли в рабочую сетку, а затем поступили в вузы. При этом их выбор был сделан самостоятельно, а не навязан родителями. Ребята могли заниматься тем, что им действительно нравится. Таким образом, получив два образования, они либо продвигались по карьерной лестнице, либо выбирали сферу деятельности, где, как правило, добивались определенных успехов.

Какой выбор сделать, каждый решает сам. Но нужно помнить, что дети - не игрушка, у них есть свои интересы, способности и мнения, которые мы, взрослые, должны учитывать, чтобы не превратить жизнь ребенка в ад».

Надо ли говорить, что мнения по поводу статьи разделились.

«Если родители хотят, чтобы ребенок мог хотя бы надеяться на относительное благосостояние - они должны пытаться всеми силами дать ему высшее образование.Мы живем в стране государственного капитализма, где 90 процентов денег сосредоточено либо в госкорпорациях, либо в бюджетных организациях. И там, и там все поделены по должностям и получают оклады... Плюс по некоторым специальностям возможны подработки (репетиторы, врачи). Выживать можно! Попасть туда можно - только через высшее образование...

Что касается мифа счастья труда - достаточно почитать темы зарплат учителей, чтобы понять, что бесплатно никто работать не хочет. А именно рабочие специальности находятся в самом зависимом положении, когда работяга зависит от начальника, от платежеспособности населения, от проверяющих органов и так далее.

Миф о том, что любой сантехник или маляр-штукатур легко зарабатывает по 100 тысяч - это только у нашего правительства. На деле люди если и зарабатывают на ремонтных или строительных работах, то далеко не 100 тысяч и в большинстве своем сезонно - с апреля по сентябрь.

Как правило, рабочие едут работать вахтами в Москву, где живут в скотских условиях и пашут по 14 часов без страховок. Так что уж лучше иметь плохой диплом и устроиться посредственностью в «Газпром» на 50-80 тысяч, чем блистательно вкалывать по 12-14 часов в Москве за те же 80 тысяч....

Есть конечно госстройки, типа Крымский мост с зарплатами ого-го... Но всю жизнь ездить по таким стройкам (жить в вагончиках, питаться лапшой, не иметь права болеть и так далее) - это для молодых. Именно они, вкусив все прелести бесправного рабочего счастья, идут уже осознанно получать высшее образование! И уже своим детям они не позволят допустить их ошибку - стать в России рабочим...» - высказал свою точку зрения родитель из Московской области Дмитрий Новиков.

«Удавлюсь сама и удавлю своего ребенка, но у нее будет корочка... Вас даже простым бухгалтером никуда не возьмут, если нет диплома», - комментирует еще одна жительница Подмосковья Оксана Отрощенко.

Есть и противоположные комментарии.

«Хорошая статья. Мои ученики перешли в 9-й класс, не очень сильный класс. Часть детей не хотят идти в 10-й класс, и я с ними солидарна. А вот родителей еще надо убеждать. Обязательно воспользуюсь данным мнением», - пишет учитель из Ямало-Ненецкого округа Валентина Троицкая.

«Все будут юристами и врачами?.. Мои соседи - работяги, простые слесари и электрики - весьма здоровы, на иномарках и получают удовольствие от поездок на Гоа», - комментирует учитель из Мурманской области Наталья Ведерникова. И добавляет, что сама училась заочно, уже работая.

«Родители думают, что оплачивая своему чаду высшее образование, купят попутно и мозги к этому диплому-корочке. Я своему ребенку советовала оставить глупую затею с 10-11 классом, поступил в техникум на рабочую профессию на срок обучения 4 года. Закончит техникум, и у него будет диплом, с которым найдет себе работу. А поумнеет с годами или ему приспичит получить высшее образование, так пусть уже самостоятельно и осознанно поступает в вуз на заочное отделение, одно другому не мешает», - присоединяется к обсуждению воспитатель из Тывы Алена Ведерникова.

По мне, единства в обсуждении этой темы и быть не должно, ситуации бывают разные и из этого нужно исходить. Главное, чтобы дети нашли свое место в жизни и получали достойную заработную плату.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.