Вы здесь

ГДЕ ДОРОГА, ТАМ И ПУТЬ

Аватар пользователя admin

Надежность и безопасность

На первый взгляд, нам от автомобильной дороги надо мало: лишь бы была без выбоин. Мчась с ветерком, мы меньше всего задумываемся о том, что шоссе приходится содержать в проезжем и безопасном для транспорта и пассажиров состоянии. Но это делается - круглый год, ежедневно и ежечасно. На первый взгляд незаметная, но очень нужная всем нам работа.

Коллектив, который занимается содержанием дорог на территории Кировского, Курского, Степновского и Советского районов края - ГУП «Кировское МДРСУ».

- Современные дороги, пусть даже и местные, как у нас, - уже довольно сложные инженерные сооружения. И по устройству самого дорожного полотна, и по сопровождающей инфраструктуре. Возросшие в последние годы скорости, новая техника, прибавка в весе транспорта, когда по дорогам движутся фактически вагоны на резиновых колесах, постоянно ужесточающиеся требования к безопасности, особенности местности и погодных условий диктуют применение и современных материалов, и новых технологий. Да и высокое качество ремонта и обслуживания дорог диктуют. Так что только поспевай, - рассказывает директор В. Курилов.

И добавляет:

- Это только в песне - я хочу, шофер, чтоб тебе повезло. Мы же меньше всего на хотение и везение рассчитываем. Современная дорога - это прежде всего надежность и безопасность. И тогда человек гарантированно доедет до нужного места.

Василий Иванович руководит предприятием уже семь лет. При нем оно укрепилось, нарастило объемы. Имеет три филиала. Обширный и постоянно обновляемый парк дорожной техники. Свое битумохранилище, свои асфальтовые заводы, числом аж пять. Большой запас инертных материалов. Производственная программа этого года достигла миллиарда рублей. Это, кстати, на 150 миллионов рублей больше, чем в прошлом году. В коллективе свыше четырехсот человек, что для востока края немало. На каждого работника ежегодно приходится освоение 1,5 миллиона рублей. Такая производительность труда для отрасли очень даже неплохая.

К профессиональному празднику несколько человек из коллектива МДРСУ представлены к краевым наградам. К медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени - Александр Кырлиг, машинист автогрейдера. К медали «За доблестный труд» 3 степени - водитель Александр Скворцов. К Почетной грамоте губернатора Ставропольского края - прораб Артем Конкайзер. К ведомственной награде - нагрудному знаку «Почетный работник транспорта России» - прораб Петр Калиткин.

Миллион рублей на километр

Так сказать, портфель заказов предприятия сегодня состоит из нескольких направлений. Это текущее содержание дорог, их капитальный ремонт и новое строительство.

На первом месте у предприятия и по значению, и по капитальным затратам - работы по содержанию и ремонту дорог. На эти цели в текущем году будет израсходовано 553,6 миллиона рублей.

ГУП обслуживает 784,296 километра дорог местного значения с твердым покрытием. Это примерно 15 процентов от всех дорог края такого типа. В прошлом году на эти работы пришлось 92 процента всех объемов предприятия. Так что реально выходит, что содержание километра дороги приближается к миллиону рублей. Немалые на первый взгляд деньги. Но это, кстати, в пять раз меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

Да и если вчитаться в обширный перечень работ по уходу за дорогой, ее сооружениями и полосой отвода, которым в первую очередь руководствуется МДРСУ, то много не покажется. Скорее - мало.

В этом перечне, который, кстати, является нормативным документом, таких работ свыше ...семидесяти! Вот только некоторые.

По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу, например, он включает очистку от мусора и посторонних предметов, типа покрышек, планировку обочин, скашивание травы и вырубку кустарника, при необходимости - химическую обработку от карантинных сорняков. А также очистку обочин от пыли и грязи, профилирование кюветов и водостоков, ремонт дренажных устройств, ликвидацию съездов в неустановленных местах и многое, многое другое.

По дорожным одеждам - восстановление изношенных покрытий, устройство защитных слоев, исправление профиля дороги, заливку трещин и пресловутый ямочный ремонт, уборку грязи и пыли...

По искусственным сооружениям, то есть мостам, путепроводам, виадукам и тому подобному этот перечень еще обширнее. Вплоть до диагностики несущей способности. Оно и понятно. Сложные инженерные сооружения требуют и более сложного ухода.

По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения - от ухода за дорожными знаками, исправления поврежденных ограждений до ухода за автобусными остановками и установки шумозащитных сооружений.

Отдельная тема - зимнее содержание дорог и озеленение в теплое время года. Мы даже не представляем, сколько здесь у дорожников забот. От подготовки пескосоляной смеси, обработки ею покрытия, очистки дорожного полотна от снега до высадки деревьев и кустарников, их подрезки.

Одно даже такое беглое перечисление предполагает наличие у МДРСУ и множества механизмов - а как иначе провести работы на многих и многих километрах, - и слаженного трудового коллектива. Здесь есть и то, и другое.

Капремонт как новое строительство

Самое капиталоемкое в работе МДРСУ в расчете на один километр - реконструкция, капитальный ремонт и новое строительство автомобильных дорог.

По большому счету и то, и другое, и третье сегодня - одно и то же. Потому как современная реконструкция или капитальный ремонт дорог в условиях Ставропольского края - это фактически новое строительство.

Как правило, все наши местные дороги построены в прошлом веке без достаточного для современного транспорта основания. Или так называемое черное покрытие набросали на жиденький гравийный слой, да так и ездили, ежегодно латая, многие годы, или опять же жиденький слой асфальта накатали. Да и строили зачастую так называемым хозспособом. Хозяйства, предприятия строили - из того, что было под рукой, даже без проектной документации. Это уже потом дороги взяли на баланс специализированные предприятия. Вроде старались ремонтировать, но много ли сделаешь, когда основание плохое.

До тех пор, пока нагрузка на ось была относительно небольшой - такие полукустарные и очень далекие от отраслевых требований дороги кое-как еще служили. Но в последние годы, когда трассы заполонили большегрузные грузовики с нагрузкой на ось по десять, а то и больше, тонн, да к тому же, всего с двумя колесами на оси, как «Тонары», положение резко изменилось. Такой грузовик просто режет слабый асфальт. Поэтому многие наши, особенно сельские, дороги превратились в местах прохождения таких машин, например, от карьеров или зернохранилищ, в сплошные колеи и ухабы.

Реконструировать такую дорогу - это значит и вырыть на ее месте так называемое корыто глубиной метр и более, и уложить несколько слоев инертных материалов, и покрыть качественным асфальтобетоном полотно опять же в несколько слоев. При этом надо еще насыпать, спланировать и обустроить обочины, сделать системы водоотведения, ветрозащиты в наиболее опасных местах, установить дорожные знаки...

Именно так Кировское МДРСУ реконструирует сейчас дорогу Зеленокумск - Соломенское - Степное. Объект сложный, дорогостоящий. На конкурсе выиграли 350 миллионный подряд. При этом в ходе торгов опустились до 300 миллионов. Работы разбиты на три этапа. 4 километра сделали в прошлом году, 4 запланировано в этом. И также 2 километра останется на 2020 год. Пока идут в графике.

Проблемы на пустом месте

Сложный объект - и ремонт свыше 16,8 километра дороги Новопавловск - Зольская - Пятигорск стоимостью 130 миллионов рублей. Причем, 2,7 километра из них - ремонт капитальный, который равносилен новому строительству. Это как раз участок дороги, по которому ходят «Тонары», и который разбит чуть ли не до основания. До такой степени, что летом на этом месте постоянно стоит пыль, да такая, что в близлежащих домах ни дышать невозможно, ни белье вывесить на улицу. Люди просто задыхаются. Капитальный ремонт затеяли как раз по просьбам жителей, после их многочисленных обращений к губернатору края и выше.

Одним словом, услышали людей краевые власти, разработали проект, нашли деньги, причем немалые. Но здесь вдруг возникла проблема, разрешение которой пока в тумане. И из-за которой работы на участке остановились, грозя срывом выполнения контракта со всеми вытекающими штрафными санкциями. Уже второй месяц стоят.

Дело в том, что по проекту надо вырубить часть лесополосы - 3740 деревьев. Современные требования сейчас такие, чтобы от полотна до ближайших деревьев было не менее 50 метров. Лесополоса же высаживалась, когда таких требований не было. И столько же деревьев подрядчик должен посадить в другом месте, на это в смете заложены немалые деньги - 5 миллионов рублей. Проект прошел все согласования, в том числе и природоохранных органов, экспертизу. Никто на вырубке не споткнулся. Но как только заработали пилы, сразу нашлись радетели сохранения природы и завалили «сигналами» всех, кого можно. Именно по этим жалобам природоохранная прокуратура вынесла протест и приостановила строительство. Насколько - пока непонятно. Проблема еще и в том, что хозяина лесополосы не могут найти, она, похоже, бесхозная.

Вынесенная в заголовок старая добрая пословица, пожалуй, наиболее точно отражает значение дороги для человека. Есть дорога - есть и путь, вперед, к чему-то новому, к развитию, к будущему по большому счету. А нет ее - нет и движения вперед. Никто никуда не двигается. И люди, которые этот путь, это движение вперед нам всем обеспечивают, заслуживают только уважения.

Как и помощи естественно. Или хотя бы, чтобы им не мешали.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.