Вы здесь

ГИС ЖКХ: УДОБНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Ставропольский край относится к числу регионов-передовиков, практически в полном объеме разместивших необходимую информацию в ГИС ЖКХ. Вообще же, по оценкам минкомсвязи РФ, в системе уже размещена информация о 19 миллионах домов, что составляет порядка 99 процентов от их общего количества. А еще в ГИС ЖКХ занесены сведения о более чем 100 миллионах счетов. Пользуются системой в настоящий момент свыше 2,5 миллиона граждан, и их количество постоянно увеличивается. Ведь каждый, кто имеет личный кабинет на портале госуслуг, может пользоваться ГИС ЖКХ без дополнительной регистрации. А летом появится мобильное приложение, которое сделает еще более удобными для граждан все сервисы, предусмотренные в системе, - оплату за ЖКУ, передачу показаний приборов учета, обращения и другие.

О том, какие возможности ГИС ЖКХ предоставляет гражданам, корреспондент «Ведомостей» побеседовала с заместителем директора государственного казенного учреждения Ставропольского края «Региональный информационно-аналитический центр» Алексеем Косяковым.

- Алексей Александрович, давайте напомним нашим читателям, для чего была создана ГИС ЖКХ и какая информация уже есть в системе? Каков вообще механизм размещения информации: кто ее должен вносить, в какое время, с какой периодичностью?

- Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ, Система) - это единая федеральная централизованная информационная система, созданная для того, чтобы повысить доступность информации в сфере ЖКХ.

Она позволит гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах и услугах по дому, в том числе по капитальному ремонту, о начислениях за ЖКУ, а органам власти - принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в Системе, по всей территории страны в режиме реального времени.

Кроме того, в ГИС ЖКХ граждане смогут голосовать в электронной форме по вопросам управления домом, определять рейтинги управляющих организаций, направлять обращения в организации и контролирующие органы, а также вносить показания приборов учета и осуществлять оплату по выставленным платежным документам.

Информацию в Системе размещают федеральные (Росреестр, ФМС, ФНС, Фонд содействия реформированию ЖКХ) и региональные (министерство ЖКХ СК, управление СК по строительному и жилищному надзору, региональная тарифная комиссия, министерство энергетики, промышленности и связи СК, НО СК «Фонд капитального ремонта») структуры и ведомства, органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и ЖК.

Состав, сроки и периодичность размещения данных определены совместным приказом минстроя России и минкомсвязи России № 74/114/пр от 29 февраля 2016 года и зависят от типа размещаемой информации.

На сегодняшний день в Системе уже размещена информация по жилым домам, договорам управления, тарифам, приборам учета, лицевым счетам граждан, а также много других полезных сведений в сфере ЖКХ.

- Какая работа проделана в нашем крае для того, чтобы запустить систему? И кто занимался обучением поставщиков информации, в том числе руководителей ТСЖ? С какими подводными камнями пришлось столкнуться?

- Для успешной реализации требований Федерального закона о ГИС ЖКХ правительством Ставропольского края принято решение о назначении подведомственного министерству жилищно-коммунального хозяйства региона учреждения ГКУ «Региональный информационно-аналитический центр» (ГКУ СК «РИАЦ») ответственным за внедрение в крае этой системы.

Было проведено более 100 обучающих семинаров, в которых приняли участие свыше 1500 поставщиков информации. Сотрудниками ГКУ СК «РИАЦ» организована консультационная и техническая поддержка по работе ГИС ЖКХ (за получением консультации ежедневно обращаются десятки поставщиков информации), с применением средств удаленного доступа. Оказывается помощь по регистрации в системе и размещению информации, предусмотренной законодательством.

Согласно рейтингу эффективности внедрения ГИС ЖКХ, в субъектах РФ Ставропольский край входит в пятерку лучших. В системе зарегистрированы 100 процентов поставщиков информации, действующих на территории края, и размещена информации о более чем 560 тысячах (100 процентах) жилых домов.

Если говорить о трудностях, то в процессе размещения информации в ГИС ЖКХ поставщики информации столкнулись с серьезными проблемами, связанными с недоработкой функционала системы. Еще одна проблема - высокая периодичность обновления версий, следствием которой являются дополнительные трудозатраты, потому что зачастую приходилось выполнять работу заново. Серьезным вопросом является также отсутствие достоверного адресного справочника, как следствие, происходило дублирование информации.

Но важно отметить, что на сегодняшний день разработчикам ГИС ЖКХ удалось решить преимущественное большинство проблем, связанных с работой Системы, и лица, ответственные за размещение информации, успешно выполняют эту работу.

- Насколько активно осваивают ГИС ЖКХ жители нашего Ставропольского края? Ведется ли какая-то разъяснительная работа с населением, как граждан убеждают начать пользоваться системой?

- Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края совместно с органами местного самоуправления и в рамках проекта «Школа грамотного потребителя» проводятся лекции, в том числе по работе в ГИС ЖКХ. В конце мая в администрациях края состоится очередной курс лекций «ГИС ЖКХ: инструкция по эксплуатации».

Кроме этого, все граждане, зарегистрированные на сайте госуслуг (gosuslugi.ru), в личные кабинеты получили уведомление о запуске работы ГИС ЖКХ. Напомню, что для работы в Системе не требуется дополнительная регистрация, если человек уже зарегистрирован на сайте госуслуг.

- Многие наши читатели слышали о ГИС ЖКХ, но как с ней работать, знают не все. Есть какие-то алгоритмы?

- Начнем с того, что ГИС ЖКХ имеет две части: открытую и закрытую. В открытой части системы, которая доступна без регистрации, пользователи могут узнать общую информацию о своей или любой другой управляющей компании, о своем доме, сформировать его электронный паспорт, ознакомиться с базой законодательства РФ, узнать новости и события в сфере ЖКХ.

Для чего нужна эта информация? Ну, к примеру, она важна при совершении сделок с недвижимостью. Допустим, человек решил приобрести в собственность или арендовать квартиру. В ГИС ЖКХ отмечено, когда дом построен, его технические характеристики, сроки проведения капремонта, информация о том, не находится ли он в списках на расселение как аварийный. Согласитесь, это востребованная информация.

Найти на сайте можно реестры проверок управляющих компаний, лицензий, дисквалифицированных лиц, решений об изъятии земельных участков, информацию о тарифах на коммунальные услуги, мероприятиях общественного жилищного надзора и так далее.

- А какие сведения можно найти в закрытой части ресурса?

- В закрытую часть Системы можно попасть только после процесса регистрации. Для тех граждан, которые уже зарегистрированы на портале gosuslugi.ru, это можно сделать через подтвержденную учетную запись. Собственники помещений попадают в своего рода личный кабинет, где могут оплачивать счета за услуги ЖКХ, осуществлять ввод и проверку показаний приборов учета, контролировать работы по дому, проводимые управляющими компаниями; направлять обращения и жалобы в органы власти; принимать участие в совместных электронных голосованиях и обсуждениях вопросов с соседями на форуме.

- Сложен ли процесс регистрации на самом сайте ГИС ЖКХ или это по силам любому, даже не самому продвинутому пользователю?

- Это не так уж сложно. Для начала необходимо все-таки зарегистрироваться на Госуслугах и получить подтвержденную учетную запись, а вместе с ней доступ ко всем услугам портала. Для этого вам необходимо пройти три шага. Во-первых, нужна регистрация упрощенной учетной записи. Укажите в регистрационной форме на портале свои фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. После клика на кнопку регистрации вы получите SMS с кодом подтверждения регистрации. Во-вторых, необходимо подтвердить личные данные, создав стандартную учетную запись. Заполните профиль пользователя: укажите СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ). Данные проходят проверку в ФМС РФ и Пенсионном фонде РФ. На ваш электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки. Это может занять от нескольких часов до нескольких дней. Третий шаг - подтверждение личности, создание подтвержденной учетной записи. Сделать это можно, лично посетив МФЦ с документом, удостоверяющим личность. Либо онлайн через интернет-банки. Либо почтой, заказав получение кода подтверждения личности «Почтой России» из профиля. После проверки данных вы сразу получите подтвержденную учетную запись без необходимости очного посещения отделения банка или МФЦ. Кто-то скажет, что это сложно, на деле особых трудностей нет - главное задаться целью.

- Ну, с гражданами понятно, а что дает ГИС ЖКХ управляющим компаниям, кроме обязанности размещать на сайте оперативную информацию о подотчетных домах и своей работе?

- Управляющие компании являются поставщиками информации ГИС ЖКХ и регулярно размещают большой блок данных. Важно понимать, что все данные о вашем доме в систему ГИС ЖКХ загружает управляющая организация или орган местного самоуправления. Добавить дом и все данные о нем в ГИС ЖКХ самостоятельно невозможно. И если вы не нашли своего дома в списке, то обратиться нужно в свою УО или орган местного самоуправления.

Конечно, работа в системе - это дополнительная нагрузка для сотрудников компаний, которые размещают в ней показания приборов учета, платежные документы, акты выполненных работ. Проведена огромная работа при первичном наполнении системы.

И работа в системе ведется непрерывно. Информация в системе постоянно дополняется.

- Каков алгоритм действий граждан, если необходимых данных на сайте нет? И кто отслеживает, насколько достоверна размещенная информация?

- В случае отсутствия в Системе информации, предусмотренной для размещения, гражданин имеет возможность обратиться в организацию, на которую возложена обязанность по размещению соответствующей информации, или в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, осуществляющее контроль за размещением информации.

С 1 января 2018 года за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном нарушении - от 15 до 20 тысяч рублей.

- Можно ли в настоящий момент платить за коммунальные услуги и капитальный ремонт на сайте ГИС ЖКХ?

- Данная возможность имеется уже более года и активно используется гражданами, но если в льготный период до 2018 года оплатить жилищно-коммунальные услуги можно было без комиссии, то сейчас за прием платежей взимается комиссия в размере 1,1 процента от суммы платежа. Так что возможность есть, ну а как платить - каждый гражданин выбирает сам.

Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.