Вы здесь

ГОД ТЕАТРА: ПО ОБЕ СТОРОНЫ КУЛИС

Трудно представить нашу жизнь без театра. Это место, где приобщаясь к прекрасному, забываешь о проблемах и начинаешь задумываться о вещах более возвышенных, о духовности,

о вечности. Театр поддерживает у людей веру в жизнь, в любовь, понимание и добро. Еще полвека назад скептики предсказывали, что развитие кинематографа погубит сценическое искусство. Но год за годом все длиннее очереди у театральных касс и все зрелищнее постановки. Интерес к театру неуклонно растет и теперь, похоже, не только у рядового зрителя.

Президент России 2019-й объявил Годом театра, и он обещает много событий и перемен в этой сфере. В нашем крае его официальное открытие состоялось накануне Нового года на главной театральной сцене - Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова. А на прошлой неделе представители театра выступили перед журналистами и рассказали о своих задачах, планах и проблемах. Как же изменится театр в ближайший год, чем живут наши артисты, режиссеры - люди, посвятившие свою жизнь этому бессмертному виду искусства? И какими новинками порадует театр в этом знаменательном году? Ну, обо все по порядку.

Один из самых ожидаемых подарков, который коллектив артистов преподнесет своим зрителям в этом сезоне, конечно же, новые спектакли. Об этом рассказал директор академического театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. В настоящее время идет работа над постановкой пьесы Василия Шукшина «Энергичные люди», режиссер Валентин Бирюков. А народная артистка России Наталья Зубкова приступила к репетиции спектакля по произведению Лопе де Вега «Валенсианская вдова». Это будут первые и главные премьеры 2019 года.

Так же у руководства театра есть договоренность с главным режиссером Минского музыкального театра Михаилом Ковальчиком, заслуженным деятелем искусств России. Он собирается поставить спектакль по пьесе английского драматурга Джона Флетчера «Награда женщины или укрощение укротителя». Предстоит сотрудничество и с мэтром режиссуры, народным артистом России Юрием Ереминым - он приступит к работе по сценарию Виньи Дельмара «Дальше - тишина...».

- Это потрясающая пьеса, - поделился с журналистами Евгений Луганский. - Я видел в этом спектакле великих артистов - Фаину Раневскую, Ростислава Плятта. Юрий Иванович давно хотел поставить этот спектакль в нашем театре. Он любит работать с актерами разного возраста, с нашей труппой. Сейчас такая возможность появилась, он выкроил время и в апреле мы начнем наш новый проект».

Для самого же творческого коллектива самое радостное и долгожданное событие - масштабная реконструкция учреждения. Первое каменное здание театра было построено в Ставрополе в 1845 году, который и считается годом создания первого русского театра на Кавказе. После этого труппа переезжала дважды. Здание в центре города, в котором сейчас работает театр, построено в 1963 году и ни разу капитально не ремонтировалось.

И вот наконец-то, строители взялись за работы. В настоящее время идет ремонт служебных помещений, далее планируется восстановить и привести в порядок все здание, не останавливая работу театра. Реставрация будет проходить поэтапно, одновременно с репетициями и спектаклями. Основные работы завершатся в мае, чтобы в июне площадка смогла принять участников Международной студенческой весны стран БРИК и ШОС. Самый сложный участок - сцену - отложат до наступления театральных каникул.

Кроме того, в театре обновляется и техническое оборудование. Два года назад был приобретен звуковой пульт. А недавно куплен световой пульт - лучший в округе, такого нет ни в одном театре на Северном Кавказе. Еще одно новшество - продажа «онлайн» билетов. Но пока билеты, по словам руководства театра, чаще покупают, как и раньше, в театральных кассах.

На вопрос прессы: как удается достичь высоких продаж билетов, Евгений Луганский легко, не задумываясь, ответил:

- Это очень просто, нужно иметь хороший театр, интересный репертуар и замечательных артистов. Все это у нас есть. Наши недавние гастроли в Москве, впервые на сцене Малого театра, это подтвердили. На первом спектакле был заполнен практически весь зрительский зал, а уже на втором - билеты спрашивали у стен театра. Это высока оценка актеров, режиссеров. И край мы не подвели.

Их успех и в непрерывном творческом процессе, неустанном обновлении программы. Ежегодно труппа выпускает восемь новых спектаклей, когда другие коллективы обычно ставят вдвое меньше. Благодаря этому зал всегда полон зрителей. За прошедший год сыграно 271 спектакль, на которых побывало
124 тысячи зрителей, и стоит отметить, что среди них много молодежи. В этом году здесь надеются хоть немного увеличить этот показатель. «Для этого надо служить так, чтобы театр стал для каждого жителя Ставрополя не просто приятным досугом, но и необходимостью», - сказал Евгений Луганский.

В репертуаре есть место и классическим, и современным постановкам. Участники встречи среди прочих вспоминали спектакли-долгожители: «Шут Балакирев», «Голый король», постановки Сергучева. К некоторым из них режиссеры возвращаются вновь, спустя годы, как например, «Семейная кадриль» - режиссерская работа Валентина Бирюкова, и после восстановления они звучат по-новому, и при этом по-прежнему кассовые и посещаемые.

На встрече коснулись и театральных площадок в периферийных городах и селах края, куда артисты выезжают на гастроли. В советское время они назывались филиалами. Одна из таких сцен около четверти века работает в Новоалександровске. Артистам театра драмы всегда очень рады в Невинномысске, Зеленокумске, Новоселицком, Кочубеевском, Дивном. И они с радостью откликаются на приглашения.

Театр всегда славится семейной атмосферой. В составе труппы - 33 потрясающих актера, половина из них задействованы сразу в нескольких спектаклях. В коллективе поддерживали, помогали и по сей день воспитывают молодые таланты. Наставничество опытных коллег позволяет растить новые кадры, совершенствовать их сценическое мастерство.

В феврале 80-летний юбилей отпразднует замечательный актер, заслуженный артист РФ, председатель Ставропольского союза театральных деятелей Владимир Аллахвердов. И накануне этой знаменательной даты в репертуаре стоит музыкальная комедия «Проделки Ханумы» с его участием. Эта блистательная постановка - фейерверк актерских работ, уже много лет в репертуаре театра, и хочется верить, что спектакль, и сам актер, будут еще долго радовать любителей театрального искусства.

Легко ли быть одновременно актером, режиссером и педагогом? На этот вопрос попросили ответить народную артистку Наталью Зубкову, которая служит в театре 35 лет. Большая часть труппы - ее ученики.

- Режиссер, который хорошо знает профессию изнутри, является «зеркалом» для артистов. Мы говорим с ними на одном языке, нам легко удается понимать друг друга. Очень интересно работать с молодыми коллегами, наблюдать как они «растут». И я перенимаю у них знания. Актер всегда учится - от первого дня и до последнего.

Режиссеру театра, заслуженному деятелю искусств Валентину Бирюкову, которого зрители называют «заслуженным волшебником», был задан вопрос: чем являются для него детские постановки и в чем секрет его мастерства?

- Главное подойти к этому с любовью, - признался режиссер. - Сказку нужно делать с большей ответственностью, чем даже спектакль для взрослых. Взрослые уже знают автора, жанр постановки, которую собираются смотреть. А дети, возможно, первый раз пришли в театр, и сказка должна быть для них чудом, волшебным миром, в который он окунется, и это будут первые шаги в театр, привязка к культуре. Ребенок - наш потенциальный зритель, поэтому и к выбору актеров нужно подходить более тщательно.

В историю театра вошли многие постановки режиссера, его спектакли собирают аншлаги. Он ставит классику и любит экспериментировать. Мечтает поставить Горького, Чехова, Островского, главное, чтобы на это хватило сил и возможностей. Одна из последних его работ - малоизвестная «Повесть для театра» по Шукшину. Режиссер очень надеется, что творческому коллективу удастся передать зрителю все то, о чем хотел сказать писатель.

Говоря об основной задаче в связи с предстоящим Годом театра, участники встречи были едины в одном. Она, по их мнению, в том, чтобы постараться сделать театр ближе к людям, стереть все видимые и невидимые границы между сценой и зрителями, донести замыслы режиссеров через игру артистов. Если доля людей, которые посещают театр, вырастет за предстоящий год хоть на какую-то часть - эту задачу можно будет считать выполненной.

Елена САРАЙКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Комментарии

Интересно, Елена, а у нас в крае когда-нибудь появится детский театр, их на верху пообещали профинансировать. Хочется, чтобы появился. И чтоб ребята могли себя реализовать на сцене. И без родительских вливаний. А то у нас в культуре без этого почему-то никак. А это неправильно.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.