Вы здесь

ДВЕ АВТОЛЕДИ МЕХАНИКА АРТЮШЕНКО

Вжжж. Дзынь. Шшшш. Вжжж. Тук. Цок. Виу... Такая какофония звуков несется из небольшого гаража, где и назначил нам встречу еще вчера обычный студент аграрного университета, а сегодня уже известный на весь мир 18-летний изобретатель «Жигулей - наоборот» Сергей Артюшенко.

Его творение словами «Ха-ха, офигенно» комментирует американский миллиардер Илон Маск, и едкими замечаниями, мол, «это яркий пример того, что происходит, когда вдохновения хватает, а цель отсутствует» критикует российский эрудит Анатолий Вассерман. Миллионы просмотров в социальных сетях, съемки в теле-шоу на ведущих каналах страны, прилепившийся намертво титул ставропольского Кулибина...Казалось бы, с таким-то послужным списком головокружения от успехов не миновать. Ан нет...

В видавшей виды мастерской чистенько, но аскетично: обязательная яма в центре, верстак у стены и набор инструментов, аккуратно разложенных по коробкам на столе и в творческом беспорядке перед возвышающейся надо мной машиной.

- Вы извините, что руку не подаю, - виновато улыбается Сергей, показывая свои ладони, на которых витиеватым узором переплелись мозоли, лопнувшие волдыри, мазут, сажа, краска. В общем, обычные рабочие руки, растущие откуда нужно, и для которых плевое дело полку в доме прибить, починить раковину, постелить линолеум. В народе их еще называют «золотыми». А вот волшебными они становятся, когда...

- Да я и сам не знаю, как рождаются мои переделки. Специально не сижу за чертежами, не делаю никаких расчетов на коленке, просто в голову постоянно лезут всякие безумные идеи. Бывает, посмотрю на какую-либо вещь и понимаю, что она могла бы выглядеть иначе. Стать лучше или хуже - это другой вопрос. Но не все в нашей жизни должно измеряться категориями практической пользы и иметь реальное применение в быту. Что-то должно быть и для того, чтобы просто удовлетворить любопытство и понять, готов ли ты визуализировать свои фантазии или только витаешь в облаках, - рассуждает Сергей.

- А если получится, как в том детском стихотворении, когда «вчера из пластилина я вылепил кота! «Прекрасно, молодчина, Какая кpасота! Как пpавильно, как тонко!» - Хвалил меня отец. - «Какого поросенка слепил ты! Молодец!», - провоцирую я своего собеседника.

На что тот лишь пожимает плечами, мол, ну и что? Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет. И конструирует, не чтобы кого-то удивить или шокировать, это просто один из способов его самовыражения. Но никак не творчество. Сергей вообще протестует, когда его модели называют изобретениями. Переделки, выдумки, реконструированные элементы - это пожалуйста. Но изобретения...

- Я трезво оцениваю себя, и, когда будет, что явить миру в качестве собственного продукта, сделанного с нуля, так тому и быть, - объясняет он, пока я, согласившись с правилами чужого монастыря, листаю фотографии его первых ноу-хау.

Благо, посмотреть есть на что. Ведь созданные парнем «Жигули-наоборот» - это продолжение истории, которая корнями уходит в детство Сергея, где и у папы также был свой автопарк. Правда, сельскохозяйственный. Он у него фермер. Сам ничего не изобретал, зато научил сына самостоятельно чинить велосипед, орудовать лобзиком, варить сваркой. И вскоре их дом как-то сам собой стал наполняться дощечками для разделки мяса, табуретками, разными элементами декора, а потом на крыльце появился и чудо-велосипед с люлькой. По большому счету, это была первая серьезная проба пера 13-летнего подростка, когда двигателем прогресса оказалась вся та же... лень.

- Знаете, как пацанами мы зарабатывали карманные деньги? Косили траву по дворам, -
откровенничает мой собеседник

И все бы ничего, да вот только с газонокосилкой наперевес далеко не уйдешь, в то время как предложение значительно превышало спрос, и выигрывал «тендеры» при одинаковой ставке самый мобильный конкурент. Нужно было как-то выходить из сложившейся ситуации и брать если не ногами, то смекалкой. Вот, собственно, и вся предыстория первого детища, за которым последовали трехколесные велосипеды, мини-трактор, отдельные агрегаты для сельскохозяйственной техники.

Как реагировали на творческие метания своего сына родители? Философски. По принципу, чем бы дитя ни тешилось, абы кипучая энергия шла в правильное русло. Даже если это русло все ближе и ближе подбиралось к двигателям, а сам Сергей все пристальнее поглядывал на «шестерку» старшего двоюродного брата, как бы между прочим вслух размышляя, что будет, если поменять заднюю часть машины с передней.

В общем, идея была озвучена, повисла в воздухе, и через два года, когда юноша стал студентом аграрного университета, стала принимать реальные очертания. Впрочем, оговоримся сразу, брат машину на растерзание так и не отдал. Зато пролистывая предложения на сайтах объявлений в Интернете, парень наткнулся на старенький «Жигуленок» за 16 тысяч рублей и понял, что это его звездный час. Точнее, их. И преображение аля «успеть за 24 часа» началось.

Нет, читатель, я не оговорилась. Именно столько времени заняла переделка автомобиля, чтобы тот стал, хм, отличаться от железных собратьев своей индивидуальной манерой передвижения.

- Технически это было сделать не сложно, тем более что за основу был взят отечественный автомобиль. Где-то за пять часов я вырезал основные узлы и агрегаты, как мотор, коробку передач, провода, ручник, разрезал машину по днищу, а потом развернул начинку автомобиля по отношению к кузову. А двигатель, руль и другие движущие механизмы переместил на место заднего пассажирского сидения. То есть, практически они остались на том же месте, и только визуально казалось, что машина едет задом наперед, - рассказывает о технических нюансах местный Кулибин.

Впрочем, и этого мнимого эффекта лунной походки Майкла Джексона хватило, чтобы один единственный выезд в город на столь экстравагантном «Жигуленке» произвел фурор на ставропольских дорогах. И не только на них! Ехал-то Сергей не просто на других посмотреть и себя показать, а вполне себе с конкретной целью за покупками на рынок. А теперь представьте себе картину маслом, читатель. На улице жара. Вы, разомлевший от зноя, стоите за прилавком и вяло переругиваетесь с соседом, и тут на приличной скорости в вашу сторону на заднем ходу несется автомобиль и не собирается останавливаться, сколько бы вы не махали руками и не кричали водителю.

Конечно, чуть позже, когда тайное стало явным, смеялись все, и не устояли перед искушением сфотографироваться на фоне этого торжества конструкторской фантазии даже те продавцы, кто поначалу грозился надрать изобретателю уши. К счастью, те остались целы. Чего не скажешь о самих «Жигулях».

Слава-то вещь коварная. Вот и в этот раз, пока видео с «шестеркой», которая гордо едет багажником вперед по улице Ленина, собирало восторженные комментарии в социальных сетях, а основатель Tesla и SpaceX Илон Маск изучал русский, дабы преподнести свое инженерное алаверды на адресованный ему вопрос «Как тебе такое, Илон Маск?», телефон «виновника торжества» буквально раскаливался от звонков родителей и родственников, которые не могли понять, почему его ищут сотрудники ГИБДД, собираясь чуть ли не план «Перехват» объявлять. Мол, не курит, не пьет, хорошо учится, в сомнительных компаниях ни разу замечен не был. В общем, рассказывай, что натворил?

- Скорее сотворил, - хмыкнул Сергей, отправляя им фото и видео.

Собственно, вот так соло на дороге переросло в жгучую сальсу в регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД, где на Артюшенко было составлено сразу три протокола об административном правонарушении: за движение задним ходом на перекрестке, за отсутствие страхового полиса и за несанкционированные изменения в конструкции транспортного средства. А потом и вовсе ребром встал вопрос об аннулировании регистрации техсредства ровно до тех пор, пока Сергей либо не вернет автомобилю его первозданный вид, либо не утилизирует его. Юноша выбрал... второй вариант.

На мое «Не жалко ли?», Сергей признается, что вообще к вещам относится философски. Мол, это же просто вещи. И к ним глупо привязываться. Любить и беречь нужно друзей, семью, а «жига задом наперед - это мой первый серьезный проект и только». Хотя нет, не только...

Ведь скромная выручка за сданный на запчасти «Жигуленок» органично влилась в финансирование нового сумасбродного проекта парня. Нет, менять местами крышу с днищем, Сергей не собирается. Во всяком случае, пока. Как и скрещивать российский автопром с зарубежным. Тоже до поры до времени. А вот превратить «убитый» автомобиль-мотоколяску с ручным приводом Серпуховского автозавода «СМЗ-С3Е», или, говоря попросту, «инвалидку» в полноценный автомобиль на собственном ходу -
это идея! Точнее, ее первая часть. Вторая же - отправиться с другом на ней в двухнедельный вояж до... Санкт-Петербурга!

Амбициозно и маловероятно? Три месяца назад, покупая у хозяйки развалину, на которую и без слез-то не взглянешь, Сергей признается, что в глубине души его тоже грыз червь сомнения. Ведь в хорошем состоянии там была только крыша, часть начинки и одно из крыльев, когда остальные составляющие наводили на тревожные раздумья, мол, а потянет ли машина 5 тысяч километров за несколько дней? Впрочем, когда нашелся такой же «донор» и «Ока» для дополнительных запчастей, на смену сомнениям пришла кропотливая работа, за которой я его и застала.

Вжжж. Дзынь. Шшшш. Вжжж. Тук. Цок. Виу... Снова звучит в мастерской. И почему-то то, что час назад казалось сумбурной какофонией, теперь слышится вполне гармоничным произведением механико-инструментального оркестра под управлением маэстро Артюшенко. Ну, или предгенеральной репетицией. Выезд-то должен состояться на днях, а дел еще невпроворот.

- Банально поставить машину на ход можно было за 2-3 недели. Но хочется-то сделать что-то стоящее, интересное. А для этого нужно опустить педали, сделать охлаждение, сход-развал, настроить карбюратор. Мы все это прошли уже на «доноре». Сейчас вот готовится кузов к покраске, а потом повторим в «чистовике», - откровенничает парень, у которого в планах еще установление аудиосистемы, световой иллюминации. Как-никак, путь не близкий, дорога займет 7-8 дней, вот и нужно чем-то развлекать себя с другом.

- А девушка у тебя есть? Почему ее с собой не берешь?

- Пока нет. Но даже если бы и была, в этой поездке я бы все равно отдал предпочтение другу. Механик в пути нужнее. Не дай бог, заглохнем.

- А есть шансы?

- К сожалению. Наша «инвалидка» сплошь собрана из кусков. Тот самый случай, когда слепили из того, что было. Поэтому и берем с собой все инструменты, - открывает Сергей переднюю часть кузова, где лежит... мешок цемента. Зачем? Оказывается, что первый тест-драйв показал, что без «утяжеления» машина прыгает. Вот и вышли из положения, когда позже данное пространство займет весь инструментарий.

И еще один прелюбопытный нюанс. Учитывая, что изначально машина была предназначена для людей с ограниченными возможностями, она невысокая и очень компактная. Скажу больше, мне с моими 170 см и худощавым телосложением в ней несколько дискомфортно, не хватает высоты и пространства. Сергей же - высоченный красавец под два метра ростом. Ничем ему не уступает и друг, с которым они планируют вместе отправиться в вояж. Как размещаться-то будут?

- Вы прямо в нашу самую больную точку попали. Над этой проблемой сейчас и работаем. Ведь если сделать сидения выше -
голова упирается в потолок, ноги в коленях сильно согнуты и долго так в дороге не выдержишь. Но что-нибудь придумаем, - потирает лоб мой собеседник.

Тем более, что подстегивает нашего Кулибина и тот факт, что уже улажены все организационные моменты, которые больно аукнулись в случае с «Жигой-наоборот». Например, в этот раз к работам Сергей приступил, только когда через паспортный стол нашел документальную владелицу автомобиля, сделал страховку и переоформил машину на себя. Словом, куда отступать, когда Питер за нами?!

- Сергей, ты упертый человек? «Вижу цель и не вижу препятствий» - это твой девиз?

- Точно нет. Если бы время не «поджимало», я бы с радостью оставил эту машину в сторонке и подошел к ней только через несколько месяцев. Но коль уже наметили поездку, нужно это сделать.

- А для чего нужно? И главное: для кого? Своей первой «Жигой» ты покорил краевую столицу Ставрополья, теперь вот с «Инвалидкой» идешь в культурную столицу нашей страны.

- Сам не знаю. Просто мне нравится так жить, когда ты вечно в движении, у тебя много планов, ты что-то придумываешь, куда-то спешишь и личным примером показываешь, чего можно добиться при желании. В общем, в жизни должно быть все, кроме скучного. Вот вы спрашивали про девиз, наверное, это он и есть.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.