Вы здесь

ДЛЯ ДУШИ И ПРО ЛЮБОВЬ

Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова продолжает радовать ставропольских театралов яркими премьерами. С разницей в две недели зрителям были представлены два спектакля - комедия по пьесе К. Людвига «Примадонны» и не то чтобы комедия «Вышел ангел из тумана» драматурга П. Гладилина. Премьеры абсолютно не похожи одна на другую: разные эпохи, страны, сюжеты. Объединяет же новые постановки яркая игра актеров, их живые эмоции, которые вызвали у публики неподдельный восторг и громкие овации. И, конечно же, оба эти спектакля про любовь и для души.

В племянницы - только девушек

Комедия во все времена играла роль этакой отдушины от повседневных проблем, поэтому зачастую на сей жанр ответственность ложилась подчас большая, нежели, например, на трагедию. Ведь давно доказано, смех помогает жить и обладает исцеляющими свойствами - человек смеется, и от него уходят печали и тревоги. Вот и режиссер Валентин Бирюков, видимо, решил, что зрителю неплохо иногда отвлечься от своих каждодневных проблем. Но уж если отвлекать, так только на аншлаговые постановки. Режиссер в своей новой работе последовал всем правилам удачного спектакля: на главные роли утвердил ярких актеров, переодел их в женские костюмы, что в последнее время стало очень модно, включил в свой спектакль элементы мюзикла - и в репертуаре ставропольской драмы появилась невероятно смешная и веселая комедия «Примадонны».

Сюжет спектакля отдаленно напоминает известный фильм «В джазе только девушки». Два талантливых, молодых, но, увы, безработных актера Лео и Джек узнают о том, что пожилая и больная миллионерша разыскивает своих давно пропавших родственниц. Видимо, предчувствуя скорую кончину, дама желает передать свое баснословное состояние членам семьи. Горе-артисты решаются на аферу - выдать себя за ее пропавших племянниц. Наши герои переодеваются, и... славные парни Лео (Илья Калинин) и Джек (Игорь Барташ) превращаются в очаровательных барышень.

Наверное, не стоит перечислять, сколько раз зрителя потчевали такими историями и смешили подобными переодеваниями, особенно кинематографисты. Тем не менее комедия с переодеваниями - это всегда смешно, и «Примадонны» лучшее тому подтверждение. А уж когда девушек играют такие яркие и фактурные артисты, то это вообще фурор. Со стопроцентной уверенностью могу сказать, ну не получился бы спектакль без талантливой игры актеров, каждый из которых смог внести в свою роль нечто особенное, характерное только для него одного, вызывающее у зрителей улыбку.

Игорь Барташ и Илья Калинин играют по две роли каждый: и безработных актеров, и очаровательных дам. И, естественно, в роли дам они особенно забавны, обаятельны и уморительно смешны. Зал буквально задохнулся от смеха, когда они появились на сцене в неописуемых образах. Не девушки - мечта поэта Некрасова: такая коня на скаку остановит, ну и т.д. У актеров получилось невероятное перевоплощение в женщину. И дело даже не в переодевании. Походка, жесты, мимика - вот изюминка их образов.

«Играя женщину, главное, не опуститься в пошлость, - говорит артист Игорь Барташ. - Перейти эту грань очень легко, а не хотелось. Поэтому репетировали много, даже смотрели старые фильмы с похожими сюжетами, чтобы поймать ту неуловимую черту перехода».

Но это были не единственные трудности. Туфли на каблуках - то, что является неотъемлемой и обыденной частью образа любой женщины, превратились для главных героев в проблему. Но не зря говорят, терпение и труд все перетрут. В спектакле актеры на довольно высоких каблуках, не имея многолетнего опыта, не только с легкостью ходили, но и бодренько бегали.

Но если Игоря Барташа в роли леди иногда еще можно воспринимать серьезно, то на Илью Калинина просто невозможно было смотреть без смеха. Его герой Джек превратился в стройную нимфу с лебединой шеей и туманным меланхолическим взглядом. На долю Джека вообще выпало немало испытаний: здесь и домогательства старого ловеласа доктора, и подозрения зануды пастора, и вынужденная немота...

«Было очень интересно окунуться в такой объемный образ, - говорит Илья. - Конечно, переодеваться в женщину со всеми их причиндалами сложно, даже несмотря на то, что играть даму на сцене мне не впервой - в сказке «Малыш и Карлсон» я играю роль фрекен Бок. Но здесь другая роль: яркая, смешная. В день спектакля у меня с утра уже приподнятое настроение, и работаю с большим удовольствием».

И это видно. Актеры с таким азартом меняют образы - из мужского в женский и тут же обратно, попадают и выкручиваются из нелепых ситуаций, что чувствуется, они получают большое удовольствие, отыгрывая свои незатейливые, на первый взгляд, роли.

Однако хотя Игорь Барташ и Илья Калинин, безусловно, две самые главные «примадонны» спектакля, нельзя сказать, что только они привлекают к себе внимание зрителя. Не менее блистательно сыграли свои роли и другие актеры.

Чего только стоит доктор Майерс (актер Владимир Петренко), готовый на любые ухищрения, лишь бы получить жену или невестку с хорошим приданым! Не получается? Разведем пожилую хозяйку Флоренс, будем ее лечить от всего и вся.

А как забавно Флоренс болеет! Актриса Светлана Колганова отлично сыграла язвительную, остроумную и хулиганистую тетушку. Кстати, типичный образ богатых пожилых американских дам. Ее не могут испортить ни капризы, ни деньги, ни даже «тяжелые» болезни. Не зря в конце, вскакивая с инвалидного кресла, она произносит: «Как же я все это люблю».

Или пастор Дункан (актер Георгий Серебрянский), с повадками мелкого беса, плетущий интриги. Он так и вьется ужом, стремясь с помощью женитьбы на Мэг заграбастать ее наследство! Артист удачно спародировал суетливый и бестолковый образ борца за нравственность, которого можно встретить повсюду. Бедная, бедная наследница Мэг! Актриса Марина Каткова вложила в этот образ нежность, наивность, чистоту и доверчивость. Удачные образы получились и у Елены Днепровской (Одри), и у Филиппа Харция (Буч). Вообще, все актеры настолько органичны, что им веришь даже в самых нелепых ситуациях.

Кульминация «Примадонн» - разоблачение. В самом прямом смысле этого слова - герои сняли с себя дамские наряды и явились во всем блеске мужской красоты. Но, как водится в старой доброй комедии, каждый получил свой кусочек счастья. Кроме, конечно, откровенных злодеев.

И последнее. Кто-то в театр приходит за работой души и ума. Кто-то отдохнуть, провести приятно вечер, посмеяться. На спектакле «Примадонны» «посмеяться» было предостаточно. И хотя в репертуаре ставропольской драмы немало комедийных постановок, новый спектакль - это что-то особенное, и ему уготована долгая театральная жизнь. Как и спектаклю по пьесе П. Гладилина «Вышел ангел из тумана».

Про семью Первухиных, ангела Гаврюшу и рыженького Коленьку

Всем известна знаменитая фраза Толстого «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это выражение давно стало афоризмом. Конечно, некоторые могут возразить, что счастливые семьи тоже отличаются друг от друга. Не буду спорить, но все же счастье - это более общее понятие: крепкое здоровье для себя и своих близких, любовь и взаимопонимание, финансовая стабильность, удача, везение, хорошие друзья и так далее. Тогда как сделать человека несчастным могут вполне конкретные и даже мелкие вещи, для каждого свои. Вот и герои пьесы Петра Гладилина «Вышел ангел из тумана» - семья Первухиных - несчастливы по-своему...

История, которую поставила народная артистка РФ Наталья Зубкова, а рассказали актеры ставропольского театры драмы, начинается с праздничного события - дня рождения главы семейства, матери двоих сыновей Екатерины Кондратьевны. Дружная на первый взгляд семья собирается за одним столом, чтобы поздравить самого главного человека в жизни. Но не все проходит гладко и ровно, во время застолья разворачивается конфликт между двумя братьями, которые, как оказывается, давно ненавидят друг друга. А началось все, как часто бывает, из-за ерунды.

«Сергей: Три года назад в сентябре... Я беру с собою отдыхать своего родного брата, оплачиваю ему перелет, пятизвездочный отель, даю деньги на карманные расходы, я вожу его по Флоренции на машине, а этот возвращается из душевой и на глазах у всего пляжа надевает мне на голову свои мокрые трусы.

Илья: Плавки, я их постирал в душевой и тщательно выжал.

Сергей: Я же попросил тебя: сними их с моей головы!

Илья: У тебя у самого что, руки отсохли? Ты перегрелся на солнце, это был влажный компресс. Он смертельно обиделся на в общем-то безобидную шутку. Пошел в отель якобы отдохнуть. Тихо-тихо собрал чемодан и улетел в Париж! Он оставил меня в чужой стране на пляже в шортах и сандалиях, без паспорта, документов и средств к существованию».

А дальше, как снежный ком. Илья приезжает домой, заходит в ванну, а джакузи нет. Брат забрал подарок. Илья заштриховывает благодарственную надпись брату на всех экземплярах свой монографии - и не лень же ему. А Сергей скупает весь тираж той злосчастной монографии и сжигает его. Вот Илья уже посылает конкурентам брата на выборах компрометирующую бумагу, которую хранил двадцать лет. Зачем, спрашивается, хранил? А Сергей в отместку выкупает роль в кино, о которой так мечтает племянница, для своей дочери! Поступки становятся не просто некрасивыми, а подлыми. Редко в жизни удается примирить смертельных врагов, да и жены с дочками особо не пытаются. И только мать готова пожертвовать всем, лишь бы помирить своих мальчиков. Она устраивает детям такое представление, что приводит родственников в замешательство. В доме поселяется человек с тряпичными крыльями, который называет себя архангелом Гавриилом. Гаврюша, одетый в видавшие виды трико и пиджак, стреляет сигареты и не прочь сбегать за бутылочкой. Затем почтенная старушка сообщает семейству, что собирается выйти замуж за некого рыжего Коленьку, чтобы родить «нормальных» детей. И рыженький Коленька действительно появляется в квартире, правда, с другой целью. А дальше... Дальше смешное и серьезное, мистическое и бытовое, правда и вымысел, снег посреди лета и появление давно умерших родственников - все переплелось в этом щемящем душу спектакле.

«Вышел ангел из тумана» - одна из тех редких постановок, когда с первых минут действия зритель полностью погружается в происходящее на сцене. История о вечных ценностях - мире в семье, терпении и любви друг к другу, о науке прощать близких людей - не могла оставить равнодушными никого. В течение двух действий зал то замирал, то взрывался аплодисментами. Не буду сегодня анализировать актерские образы. Во-первых, пусть напишу банальность, но все артисты работают здесь на разрыв аорты. Во-вторых, в этой пьесе просто невозможно плохо сыграть, настолько она потрясает. Скажу только, что весь актерский состав спектакля - Наталья Зубкова, Александр Жуков, Михаил Новаков, Владимир Петренко, Владимир Лепа, Наталья Светличная, Мадина Шарипова, Полина Полковникова, Людмила Ковалец, Мария Рыбина - показал потрясающую игру. Каждый персонаж - характер! А когда еще и материал замечательный... Над некоторыми сценами хотелось смеяться сквозь слезы, а над некоторыми - наоборот. И финал. Он тоже полон слез, но светлых и добрых.

Когда закончился спектакль, многие зрители выходили из зала молча. По всей видимости, внутри у людей смешались печаль и радость, тепло и тоска.

«Не хочу ничего говорить. Обычно я более эмоциональна. А сегодня... - сказала после премьеры одна из зрительниц, но потом все-таки разговорилась. - Думаю, это от того, что спектакль цепляет за душу своей простотой и искренностью, поражает жизненностью. Ведь подобный сюжет может развернуться в семье каждого. Я благодарна театру хотя бы за то, что я сейчас приеду домой и обязательно позвоню своим близким. Просто скажу им, как я их люблю».

Согласитесь, дорогого стоит. И слов больше никаких не нужно.

Еще хочу отметить, что два премьерных спектакля ставропольской драмы «Примадонны» и «Вышел ангел из тумана» - настоящий успех мужской части труппы театра. В этих постановках наши актеры-мужчины показали такой класс, так высоко подняли планку, что переиграть их будет сложно всем, а им, возможно, и самих себя. Браво!

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.