Вы здесь

ДОХРИСТИАНСКИЕ «КРЫШЕВАТЕЛИ» СТАВРОПОЛЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Если сравнивать демографическую ситуацию в Ставрополе сегодня и 2,5 тысячи лет назад, можно прийти к неожиданному выводу: она с тех пор практически не изменилась. Это подтверждает несложный арифметический подсчет. В те времена, как утверждают ученые, на земле было около 300 миллионов человек, сейчас - около семи миллиардов. На территории нынешнего Ставрополя тогда жило порядка двух тысяч человек, сейчас - около полумиллиона. Процентное соотношение вполне сравнимое.

Такой вывод можно сделать, приняв гипотезу историка, археолога, доцента СКФУ, кандидата исторических наук Дмитрия Пикалова.

По данным археологических раскопок на территории, где сейчас располагается наш город, в древности процветало с десяток поселений. Национальная и расовая принадлежность племен, впервые заселивших нынешние Мамайку, Юбилейный, Перспективный и другие городские районы, определенно не выяснена. Вопреки бытующему мнению, здесь не было поселений скифов, сарматов или аланов.

- Начну с вопроса, - говорит Дмитрий. - Что в первую очередь необходимо группе людей, чтобы основать поселение? Правильно, вода, строительный материал для жилищ и открытое место для земледелия и скотоводства. Всего этого две-три тысячи лет назад на территории, которую сейчас занимает Ставрополь, было в изобилии. Мало того, само географическое положение нашей возвышенности располагало к появлению здесь не просто стоянок, а укрепленных поселений. Их основателями можно считать представителей так называемой Кобанской культуры. Это название было дано по имени первого обнаруженного могильника близ села Кобан, расположенного на территории Северной Осетии, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Как сейчас принято считать, именно представители этой культуры участвовали в формировании множества кавказских этносов. Примерно в восьмом веке до нашей эры сюда пришли скифы, об этом говорят раскопки курганов  у хутора Красное Знамя, найденные скифские изваяния, оружие и утварь. Через пару веков их сменили савроматы, родственные скифам, тоже ираноязычные племена, о которых мы мало что знаем. Еще через двести лет сюда пришли сарматы. Они правили в этих местах до третьего-четвертого веков нашей эры, а потом тоже были вытеснены гуннами и ушли в горы, где впоследствии стали известны как аланы.

- Так первыми скифы пришли и прогнали несчастных аборигенов древне-ставропольской земли?

- Куда там. Никого из оседлых они, как и сменившие их савроматы, а потом сарматы, а потом и гунны, не прогоняли. Все эти племена, основавшие в свое время сильные сообщества - можно сказать, протогосударства - были кочевниками. Стало быть, усидеть на одном месте, как здешние поселенцы, не могли. Они были заезжими менеджерами, попросту «крышевали» местное население. Одним фактом своего периодического присутствия защищали от набегов недружественных племен, сами пользовались плодами труда здешних поселенцев - земледельцев и гончаров, в основном.

- Известно что-нибудь о ландшафте нынешнего Ставрополя в те времена?

- Две-три тысячи лет назад здесь, в отличие от окрестностей, было много леса. Ручьи - Ташла, Мамайка, Мутнянка, Чла - давали воду, которая была куда чище и вкуснее речной или озерной. Ее с избытком хватало для нужд населения в то время.

Лес использовался как для строительства помещений для жилья, скота, хранилищ, так и для обогрева. Можно предположить, что те ребята серьезно «подчистили» лесные запасы Ставрополя, и если бы не последовавшие события, жить бы нам в голой степи. А может, Ставрополь вообще не был бы основан. Ведь Потемкин, Суворов или Якоби, рассматривая возможность возведения здесь крепости, основывались на тех же требованиях, что и за две тысячи лет до них: вода, дерево, свободная земля для пашни и выпаса, географическое положение, ландшафт.

- Так что, ко времени основания Ставрополя леса вновь выросли?

- Почему нет? Впрочем, с нашествием монголо-татар поселения, просуществовавшие к тому времени на этой земле почти два тысячелетия, практически исчезли. Вот лес и вернул свое.

- Значит, Орда уничтожила пра-ставропольцев?

- Да никто их никогда не уничтожал. Вот моя гипотеза.

В доисторические времена Ставропольская возвышенность была единственным в округе безопасным местом для караванов, следовавших с Причерноморья к Южной Волге, а дальше - к Каспию, в Персию и Среднюю Азию. Известно, что на территории нынешнего Ставрополя (так называемое Грушевское городище) в те времена даже греки основали свою факторию. Это был важный перевалочный пункт для купцов того времени, а скифы первыми оценили возможность контроля над этой местностью. Отношения между здешним населением, с одной стороны, и скифами, а потом савроматами и сарматами, с другой стороны, были прообразом российского быта в девяностые годы. Примерно так: наша бригада вас «крышует», а вы нас кормите, поите, одеваете, развлекаете...

- Излишествами разными.

- Не без того. Но немаловажно было и влияние первых «крышевателей» - скифов - на местное население, его нравы и даже моду. Обратите внимание на изваяния скифских воинов: традиционный косо висящий на поясе кинжал, рог для питья в руке, прихваченная в талии рубаха из плотной ткани... Ничего не напоминает?

- Как же. В таком одеянии лезгинку пляшут. Если рог трансформировать в газыри для пороха.

- Вот-вот. Кстати, влияние было взаимное. В Ставропольском краеведческом музее есть изображения, высеченные на камне местными художниками более двух тысяч лет назад. Ранние изваяния VII-VI вв. до н.э. имеют лица с крупными миндалевидными глазами, прямым, немного расширяющимся к низу носом, доходящим до усов подковообразной формы с опущенными вниз, ровно подрезанными концами. Руки согнуты под прямым углом и сложены над поясом одна над другой или направлены друг к другу так, что пальцы сближаются. В большинстве случаев воин изображен в шлеме с нагайкой в руке, одетый в «кожаный» доспех с оплечьями и нагрудными бляхами, подпоясанный широким поясом, вооруженный мечом, боевым топором и луком в горите.

В течение V века до нашей эры количество скифских памятников на Северном Кавказе резко сокращается, к концу IV века до нашей эры они практически исчезают, что свидетельствует об этнической трансформации - слиянии с местными группами населения и образованием новой этнической общности.

К IV - рубежу IV-III веков до нашей эры относятся три статуарных рельефа, обнаруженные в балке Беспутке (западные окрестности Ставрополя). На одном из них изображен мужской персонаж в танцующей позе на цыпочках, в мягких сапожках-скификах. Я считаю, что это изображение высекли уже не скифские мастера, а их последователи из «коренных» ставропольцев.

- Почему это изображение высекли «местные»? Почему не скифы - они ведь тоже мастера были с камнем работать?

- Потому что скифы никогда не изображали человеческие ноги. Тем более на цыпочках. Пред нами определенно фигура танцующего человека, и танец его напоминает то, что сейчас известно как «лезгинка».

Пришедшие вслед за скифами племена, контролировавшие эту территорию вплоть до монголо-татарского нашествия, тоже оставили свои следы в культуре, обычаях и во внешности местного коренного населения, однако не столь заметные. И вот - 12 век нашей эры, монголо-татары, с миллионной армией, мобильные, хорошо вооруженные, привыкшие оперировать в расчетах тысячекилометровыми расстояниями. Для них никакого труда не составляло обеспечить безопасность караванам из Причерноморья к Южной Волге и Каспию по более удобным маршрутам - по ровным степным просторам. Через северо-восток нынешнего Ставрополья. Как результат - поселения на земле нашего краевого центра захирели, местные жители растворились в горских племенах.

- Неужели ничем особенным, кроме географического положения, Ставрополь не обладал - и, соответственно, после утраты этой особенности перестал быть интересным новым завоевателям?

- Всем предшественникам монголо-татар от местного населения было нужно многое. Геродот, например, называет скифов в числе народов, которые презирали ремесленный труд. Недалеко в этом ушли от них сарматы и гунны. Скорее всего, значительная часть оружия и других металлических изделий производилась для этих завоевателей ремесленниками, которых сейчас назвали бы и ставропольскими. Уже в раннескифское время местные кузнецы широко применяли не только сравнительно мягкое кричное железо, но и различные сорта стали, в том числе высокоуглеродистую.

В VII-V веках до нашей эры кочевниками и оседлым населением широко употреблялась кость для изготовления различных вещей, начиная от простых проколок до художественно оформленных блях и псалий для конской узды.  Но в основном всем сюда приходящим требовалось нечто более ценное - зерно. Греческая, римская, в общем, европейская цивилизация, по сути, построена на этом продукте, считающемся до сих пор основным. Я уже упоминал просуществовавшую несколько веков на территории ставропольского Юго-западного района (в Грушевском городище) греческую факторию. Это поселение окружено богатейшими черноземами, я уверен, земледельцы испокон веков собирали здесь по два урожая зерна. Раскопки показывают, что местные земледельцы выращивали не столько ячмень, бывший в те времена в силу меньшей прихотливости преимущественной культурой, сколько пшеницу. Доисторические цивилизованные европейцы уже тогда вывозили местное сырье, обменивая его на украшения и ткани. Ну, бусики там разные...

А вот представители монголоидной расы к зерну относились прохладнее, основой их существования был скот и продукты, которые он мог давать: мясо, сыры, напитки, шкуры. Кроме того, даже нужду в зерне монголо-татары ко времени их прихода на земли нынешнего Ставрополья вполне могли обеспечить за счет других, более доступных для Орды территорий: нынешней Украины, средней полосы России. И в древесине эти ребята не нуждались. Как известно, для монгольской юрты достаточно единожды нарезать шесты и всюду их с собой таскать. Вот поэтому подобные Ставрополю поселения, не ставшие к моменту монголо-татарского нашествия крупными по тем временам городами, попросту исчезли. В нашем случае - примерно на полтысячелетия.

- Получается, Российская империя в XVIII веке дала Ставрополю вместе с именем и «вторую жизнь»?

- Именно так. Хотя назвать Ставрополь «русским» или «казачьим» городом можно с большой натяжкой - но это уже совсем другая история.

Беседовал Сергей БОНДАРЕВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.