Вы здесь

ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ КЛЮНУЛ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«В Ставропольском крае стартовала бесплатная выдача лекарств для больных коронавирусом…»

«На Ставрополье телефон горячей линии по коронавирусу теперь работает круглосуточно…»

Эти официальные сообщения власти размещены в самом конце прошлой недели, 20 ноября. Не на первом, не на втором, а аж на девятом месяце с начала пандемии. Напомню, что первое постановление губернатора В. Владимирова о введении в крае режима повышенной готовности в связи с надвигающейся заразой было принято еще 16 марта.

Давайте вдумаемся: заболевшие у нас в крае получили возможность в любое время позвонить на телефон горячей линии и начнут получать бесплатные лекарства только сейчас - спустя восемь месяцев. Когда уже месяц(!) ежедневное число зараженных переваливает за двести. А в последние дни – за 220. И умирает стабильно по четыре, пять, а то и шесть человек в сутки. Когда мы прочно обосновались на первом месте в СКФО и в первой десятке из 85 субъектов федерации по числу заболевших – 26 131 человек на минувший понедельник. И когда уже потеряли от болезни 511 человек. А по смертности среди заболевших – 2 процента, даже перепрыгнули средний по стране показатель – 1,7 процента. И когда у каждого из нас среди знакомых или даже родственников есть заразившиеся ковидом, переболевшие им и даже умершие от него.

То есть сделано нашими властями самое первоочередное и необходимое тогда, когда, как говорится, жареный петух клюнул. И очень больно.

А что вообще у нас на Ставрополье сделано в борьбе с коронавирусом за эти восемь месяцев? С болезнью, которую Всемирная организация здравоохранения объявила пандемией, то есть всемирной бедой, и которая реально затормозила на годы развитие всего человечества? И если ее не победить, то кирдык будет многим.

Это важно понять именно сегодня, потому как мы не прошли еще и экватора пандемии. Буквально на прошлой неделе масочный режим в стране директивой федерального правительства продлен еще на год. Значит, и с ковидом мы будем вынуждены бороться еще не меньше этого срока. Более того, ВОЗ предсказывает третью волну коронавируса. Так что и годом, похоже, не отделаемся.

Все будто понарошку

Не знаю, как у читателей, но у меня лично складывается впечатление, что для нашего края коронавирус – не пандемия. У нас 2020 год проходит под флагом благоустройства. Как и год предыдущий, когда о коронавирусе даже не знали. Продолжаем стелить разноцветную тротуарную плитку взамен еще добротной серой, разбиваем скверы, благоустраиваем пруды, рапортуем о количестве высаженных деревьев и кустарников, хвалим тех, кто в этом деле преуспевает…

Про коронавирус вроде все знаем, слышим каждый день, но борьба с ним идет как бы на заднем фоне. Понарошку, что ли.

За ношение масок и перчаток борьба провозглашена. За соблюдение дистанции. За санитарную обработку тротуаров, входных дверей, их ручек и коридоров. За искоренение людских сборищ. За расширение тестирования людей. Ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое, ни пятое в полном объеме не достигнуто. Без масок и тем более без перчаток продолжаем ходить. Дистанцию не соблюдаем. Санитарные обработки, поначалу проводившиеся напоказ, прекратились. Во всяком случае, обработки тротуаров. Сборища продолжаются, к тому же их инициатором является порой сама власть. Те же осенние ярмарки в городах и селах проводила. Или вот большой форум в Железноводске под эгидой правительства края на прошлой неделе открыла. Да и тот факт, что мы в числе шести регионов страны не объявили запрет на работу увеселительных заведений по ночам, говорит о многом. А насчет тестирования достижения вроде есть – уже больше 800 тысяч проверились. Но лабораторий, выполняющих ПЦР-диагностику, в крае только 24. Есть районы, где нет ни одной. До конца года планируется открыть три и в начале следующего года – еще три. Темпы для пандемии явно не высокие.

В общем, создается впечатление, что власть в борьбе с пандемией по-настоящему за нее еще не взялась, крайне поверхностна, непоследовательна, шарахается из стороны в сторону, не выработала достаточно четких критериев оценки сделанного, не поставила задачи, не скоординировала усилия. Закономерно, что все это вызывает недоумение, раздражает людей, дает поводы думать о чуть ли не каком-то заговоре против народа под флагом эпидемии. Сами, мол, и в ус не дуют, а наши права под этим предлогом ограничивают.

Так что все для фронта, все для победы – это не про коронавирус на Ставрополье.

Штаб открыт, но штиль кругом

На коронавирус нужно реагировать быстро и решительно, тогда будет результат, утверждает ВОЗ. И приводит в пример Китай. У нас ничего подобного не наблюдается.

Вроде поначалу создали краевой штаб по борьбе с вирусом. Но на его страничке все эти восемь месяцев только информационные сообщения. И ничего больше там нет. Хотя само понятие «штаб» подразумевает, прежде всего, серьезную и повседневную организаторскую работу. По меньшей мере, регулярные заседания. Анализ происходящего. Постановку задач. Отчеты о сделанном. В итоге - сведение на площадке штаба к одному знаменателю усилий разных ведомств для получения конкретного результата.

Что хотелось бы прежде всего увидеть конкретного в работе штаба? Объединение и координацию усилий тех предприятий, которые хоть что-то выпускают для медиков в условиях пандемии. Это лекарства – физрастворы, антибиотики, витамины. Расходные материалы типа дезинфицирующих растворов, медицинского кислорода, масок, перчаток. Оборудование. А также специальная одежда, специальная мебель… У нас таких предприятий достаточно, перевалит за десяток. Раз выпускаем, то должны закрыть хотя бы свои, краевые  потребности. Провести инвентаризацию того, что имеем, найти дополнительные ресурсы для расширения производства, обеспечить средствами.

Тот же медицинский кислород, например, который сейчас в страшном дефиците. Производить его не такая уж и большая проблема. Тем более что технический кислород мы делаем повсеместно. Но – тихо. Ничего о такой конкретной оргработе из информационных сообщений штаба узнать нельзя. Такое впечатление, что она попросту не проводится.

И это впечатление укрепляется жалобами с мест об отсутствии всего и вся. Их полно прежде всего на страничке губернатора в Инстаграме. Люди рассказывают о несвоевременном приезде «скорой», халатном отношении к больным, о нехватке лекарств в местных больницах, медицинского кислорода, диагностического и лечебного оборудования, о невозможности пройти тестирование, быстро получить его результаты.

Почему люди пишут туда, а не в штаб, не в минздрав? А потому, что главный по коронавирусу у нас сейчас губернатор. Каждый день рассказывая о ходе якобы борьбы с коронавирусом, публикуя сводки о заболевших и прочее, он переключил на себя и ответственность за их работу. И это логично. Популярности блогу первого лица края это, возможно, и добавляет. Но ответственность кадров, по должности призванных заниматься пандемией, повышает вряд ли. Скорее наоборот, снижает. Мы не знаем, кто у нас главный сейчас на этом специфическом медицинском фронте и с кого спрашивать. Мы до сих пор не видим никого из профессионалов-медиков, кто был бы на острие этой борьбы, взял ответственность на себя, кто стал бы здесь признанным авторитетом. Чьи бы слова ловили, на кого ссылались, за кем бы бегали журналисты. Губернатор примерил «корону» на себя и остался с ней один на один?

Выходит, так.

Героев не видно

Мы, конечно, о медиках в период пандемии узнаем. Но больше, к сожалению, о тех, кто по должности показал свою профнепригодность и безответственность. Не буду повторять то, чем отличилась в самом начале пандемии главный инфекционист края И. Санникова. В отношении нее даже вроде возбуждали уголовное дело, но оно ничем не закончилось. Безответственность пока не подпадает под статью УК. С должности ее уволили. Или о том не буду рассказывать, что вдруг в самом начале пандемии ни с того ни с сего уволился по собственному желанию министр здравоохранения края В. Мажаров. А губернатор выразил ему благодарность за работу. Как бы сказал этим: не считаю коронавирус фронтом, а бегство с него - дезертирством.

Скажу лишь, что это очень красноречиво характеризует уровень подготовки руководящих кадров, специалистов здравоохранения, их профессиональную годность и самое главное - ответственность. Главного инфекциониста края у нас до сих пор нет. Министр новый - В. Колесников. Говорят – прекрасный кардиолог, хирург от бога. Но каким будет как организатор большого дела – пока неизвестно. Когда еще он разберется, когда станут заметны его действия... Да и то, что они решительные и мобилизационные, пока не видно. Корона ведь не на нем…

Ну, а пока министр осваивается, появляются скандальные сообщения, что врачам не выплачивают за работу в «красной зоне», что больных некуда принимать, не хватает лекарств, медицинской техники, кадров… И что сами медколлективы периодически бунтуют из-за невнимания к ним. Напомню лишь о некоторых, где была буза. Ставропольские инфекционка и станция скорой помощи, Пятигорский роддом, Невинномысская, Ипатовская, Буденновская, Изобильненская, Нефтекумская, Александровская, Степновская городские и районные больницы… Не правда ли, проще было перечислить лечебные заведения, где таких бунтов не было? Дошло до того, что прокуратура края по жалобам проверяла выплаты врачам по ковиду и выносила представления.

Понятное дело, что большая часть медиков работает самоотверженно, зачастую рискуя жизнью. Честь им и хвала. Иначе у нас не было бы выздоровевших в стенах больниц. Не случайно среди заболевших, да и умерших, немало врачей. Появились волонтеры, помогают больным на дому, и это похвально. Но общее впечатление – у медиков сегодня ковид совсем не главный фронт борьбы и они не герои. И вывод соответствующий: сама система здравоохранения края и ее кадры оказались не готовы работать в мобилизационном режиме. И до сих пор в него не переведены.

И такое впечатление только усиливает тот факт, что Минздрав России в пожарном порядке как на проблемный участок присылает в край специалистов для борьбы с коронавирусом. Сообщили об этом недавно как о хорошей новости. А по-моему - это новость как раз плохая. Это «неуд» нашей власти.

Одно лечим, другое калечим

Сегодня уже понятно, почему у нас ковид не главный фронт. Прежде всего, материальная база нашего здравоохранения не была готова к пандемии. Краевая инфекционная больница мест на сто единственная, да и та плохонькая, размещена фактически в сараях. Инфекционные отделения в большинстве городских и районных больниц оказались закрыты или на многолетнем ремонте. Такой, оказывается, у нас была политика в области здравоохранения при Мажарове: на искоренение инфекционных отделений как явления.

Вместо того, чтобы честно признаться в ее губительной ошибочности, в катастрофической неготовности к пандемии и попросить помощи у центра, краевые власти стали заниматься по большому счету очковтирательством. Сначала еще Мажаров рапортовал, что у нас больше тысячи ковидных коек развернуто. Потом, уже замы министра, что больше двух тысяч. А дальше – больше трех тысяч… Теперь обещают уже четыре тысячи. Койки эти появляются из ниоткуда. Но не по щучьему велению. А потому, что попросту переводят в разряд инфекционных корпуса обычных больниц, как в Ставрополе. И даже – роддомов, как в Пятигорске. Сокращая тем самым реально и без того не очень богатую базу здравоохранения.

В общем, одно лечим, другое – калечим. И калечим серьезно. Потому как, по мнению специалистов, перевести роддом в инфекционку сложно, но можно. А вот наоборот – практически невозможно. И прежде всего из-за тех же противоэпидемиологических требований. Так что закончится пандемия – будем локти кусать.

На прошлой неделе губернатор в своем блоге в Инстаграме разместил информацию, что коечный фонд края для больных коронавирусом заполнен почти на 80 процентов. Как в среднем по стране. Имеется 3 649 коек, а занято 2 877. То есть свободно аж 772 койки. Но - на весь огромный край при темпах заболевания, повторюсь, больше двухсот человек в сутки. И это не значит, что койки есть в достатке, например, в Ставрополе. Месяц назад больных из краевого центра отвозили в Кочубеевку. Надо ожидать, что еще какой-то роддом отдадут под инфекционку.

Один красноречивый пример. Для сравнения. Руководство Псковской области честно призналось, что у них нет инфекционных лечебных мощностей. Центр выделил средства и в рекордные сроки, за два месяца, в Пскове был построен современнейший инфекционный центр на 300 мест. И даже с филиалом в Великих Луках. В Псковской области, к сведению, всего 626 тысяч жителей. В нашем крае, как известно, почти три миллиона. Да плюс курортники с туристами. Вроде как уже к двум миллионам в год их число приближается. Мы реально в пять раз больше. И мы не смогли убедить центр, что нам надо? А может, и не занимались этим, у нас это не в приоритете? Мы – впереди планеты всей!

 Во всяком случае, сообщений о том, что власти края обращались в правительство страны с такой просьбой, не было.

Всего же по стране в кратчайшие сроки построено больше двух десятков новых специализированных инфекционных центров. Там построены, где руководители регионов шевелились и серьезно отнеслись к пандемии.

Спасительное - в дефиците

Особенности лечения коронавируса в том, что больных с легкой и средней формами заражения не госпитализируют, оставляют дома. Таких две трети, если не больше, от всех выявленных больных.

Казалось бы, раз поставлен диагноз, должно быть и лечение бесплатное, как в больнице. Пандемия все-таки. И болезнь, очень опасная осложнениями, если запустить. Тем более бесплатное, что больной на дому снижает нагрузку на больницы, не занимает там место. Но вот выясняется, что только сейчас на федеральном уровне принято решение обеспечить больных коронавирусом бесплатными лекарствами. До этого, выходит, больные-надомники их покупали за свой счет? Причем втридорога, поскольку лекарств реально не хватало и аптеки взвинтили цены. А если нет денег – помирай. Сам Президент В. Путин заметил и поправил. До него ни у кого ума додуматься до такого простого решения не хватило. В том числе и у нас в крае.

И опять же, всего в 34 аптеках будут выдаваться бесплатные лекарства. В так называемых муниципальных. И это на весь наш огромный край? Реально по одной в районе, по две-три в крупных городах. Не на то ли расчет, что человек ноги собьет, пока найдет такую аптеку, плюнет и купит за свои кровные? Но ведь у нас сотни и сотни коммерческих аптек. Неужели минздраву края нельзя найти механизм, чтобы через них распространялись бесплатные лекарства? Пандемия является поводом для закрытия тех же кинотеатров или ограничения их посещения. А обязать коммерческие аптеки стать просто посредником, бесплатно передавать людям лекарства, за которые уже заплатил бюджет, в пандемию не можем? Абсурд, да и только.

Всего на медицину края в текущем году запланировано израсходовать 30 миллиардов рублей. Четвертая часть от краевого бюджета. Деньги просто сумасшедшие. И при этом никому из руководства края не пришло в голову маленькую их толику направить на приобретение лекарств для ковидников?

Да и вообще что-то не слышно, чтобы сам бюджет-2020 краевая дума пересмотрела в сторону увеличения расходов на борьбу с коронавирусом. На массовое приобретение тех же аппаратов искусственной вентиляции легких, КТ, МРТ, рентгенустановок, без которых лечение невозможно. В большинстве районных больниц ведь до сих пор своевременно пройти полное обследование на таких аппаратах проблематично: или их нет, или на них сумасшедшая очередь. Стоит ли удивляться тогда высокой смертности?

С другой стороны, пандемия выявила просто чудовищное состояние здравоохранения края на местах. Жалобы, жалобы, жалобы… Такое впечатление, что эти 30 миллиардов – не в коня корм. Все проваливается, как в бездну, не оставляя качественных улучшений. На лекарства – и то денег нет. По-хорошему, всем – от прокуратуры до ячеек Народного фронта - надо разбираться, куда идут эти огромные средства, проверять расходование, целесообразность трат. Со всеми вытекающими последствиями.

Вирус возвращает с небес на землю

Пандемия реально обрушила экономику, уменьшила доходы казны. Во весь рост встала проблема сокращения расходов бюджета. Прежде всего на государственном управлении сэкономим, сказал премьер М. Мишустин. То есть на себе. Предложил в этом направлении целую программу и даже сделал первые шаги, объединил три федеральных агентства в одно.

Надо полагать, сокращение управленческого аппарата должно пойти по всей руководящей вертикали вниз. Но ничего пока по этому поводу от краевой власти мы не услышали. Хотя губернатор Владимиров еще в начале года говорил об «экономном правительстве» и обещал сделать в этом направлении какие-то революционные телодвижения. Ноябрь на дворе, а их все нет. Значит, погорячился тогда, наше краевое правительство было и остается расточительным. Раз не стало экономным.

Давайте оглянемся по сторонам. Еще тридцать лет назад все руководство краем, включая Комсомол, размещалось в одном здании – Белом доме на площади Ленина в Ставрополе. Сегодня там только многочисленнейший аппарат губернатора и десяти его заместителей. У каждого – не одна секретарша, а целый секретариат, есть и с десяток всяких разных управлений с десятками же чиновников в каждом. Министерства края числом аж 15 переселены в отдельные здания. Купленные или арендованные за счет бюджета, с огромными, прекрасно отделанными и обставленными нерядовой мебелью площадями, с многочисленным аппаратом. У каждого министра – от трех до пяти заместителей. Управления, отделы, подотделы… Свыше 5 000 чиновников в структурах краевого управления. Шикарные автомобили, современнейшие системы связи, нехилая компьютерная техника…

И это не считая федеральные структуры и муниципальные. В них чиновников тоже видимо-невидимо.

Без всякой натяжки можно сказать: наша современная власть по уровню шика превзошла все предыдущие. А от уровня жизни простого народа, которым вроде как управляет, оторвалась так далеко в светлое будущее, что ее уже и не догнать.

На деньжищи, потраченные на обустройство власти и направляемые на ее содержание, можно было бы понастроить десятки больниц, приобрести сотни единиц оборудования. Сделать нашу медицину если не образцовой, то хотя бы доступной для всех.

Конечно, будет пинок от Мишустина, если на местах не зашевелятся. Но пинок – движение разовое. Тут нужна политика, причем осознанная. И лучше, чтобы она уже формировалась самим руководством края. Так что наряду с реальной, а не понарошку, задачей борьбы с коронавирусом остается открытым вопрос: подействует ли отрезвляюще на нашу власть пандемия, заставит наконец жить по средствам и повернуться к тому, чем и должны заниматься чиновники: работать на людей, на их благосостояние, здоровье, образование?

А не на себя, как сейчас.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.