Вы здесь

ЗАГАДКИ БОСХА И БРЕЙГЕЛЯ

В картинной галерее «Паршин» открылась выставка репродукций работ известнейших голландских художников эпохи Позднего Средневековья Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Благодаря современным технологиям удалось воссоздать репродукции их работ и оформить в рамы ручной работы. Что интересно, многие картины выполнены в натуральную величину, а жители и гости краевого центра получат возможность не только детально и подробно изучить их репродукции, но и познакомиться с подробным описанием и расшифровкой тайных символов и скрытых смыслов каждого из произведений. Неспроста за пять столетий, разделяющих наши эпохи, имена Босха и Брейгеля то возносились до небес, то растворялись в забвении. Ведь картины эти опутаны загадками и тайнами, которые и постараются приоткрыть ставропольские экскурсоводы для своих посетителей.

Так в чем же сокрытый смысл работ этих авторов Средневековья? Разобраться с Босхом совсем не просто. Его искусство всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на этих картинах призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Разница между работами этого человека и картинами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи. А вот Босх причудливо соединил в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.

Между прочим, современники часто обвиняли Босха в ереси и колдовстве, вызывающем адские видения. А вот спустя четыре столетия после его смерти художники-сюрреалисты даже «пожаловали» ему титул «Почетный профессор кошмаров». Считалось, что он представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение, исполненное волшебства и чертовщины. В нем они видели предшественника сюрреализма, опередившего свое время и черпавшего свои образы в сфере бессознательного. Конечно, многие видели в нем и психопата, страдающего различными комплексами и фобиями.

Несмотря на эти разительно отличающиеся мнения, никто никогда не оспаривал тот факт, что Босх - уникальный художник. Его стиль не имеет никаких аналогий в нидерландской живописной традиции, а творчество совсем не похоже на творчество других художников того времени. Странные, непонятные, пугающие - этими эпитетами чаще других награждали его произведения люди. Все суеверия и страхи, терзавшие человека «Темных веков», обрели в них плоть. Отверзлись пылающие бездны ада, и кошмарные порождения - слуги зла - разбрелись в поисках жертв по земле. С маниакальной точностью, пугающим правдоподобием изображает мастер инфернальных существ, терзающих род человеческий.

На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски - сочными, а мазок - быстрым и выразительным. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя яркие мазки красок. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.

С Питером Брейгелем Старшим исследователям совершенно не легче. Многое можно узнать о нем, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Но из портретов, приписываемых этому автору, один все-таки несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.
Кстати, в тот же период им пишется и самая мистическая картина - «Поклонение волхвов».

А уже в 1565 году была готова серия «Картины месяцев или времен года», от которой сохранилось всего пять произведений. В ней у Брейгеля в смене времен года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин кисти П. Брейгеля посвящено изображению деревни и ее жителей. Именно поэтому он и получил прозвище «мужицкий художник». Безликие представители сельских низов, наравне с природой, стали главными героями его работ. Зачастую он вообще скрывает лица. Никто ранее из художников не осмелился создавать произведения подобного типа. Правда, многие поздние работы Питера свидетельствуют о растущем интересе художника и к индивидуальным фигурам. В тот период он начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчиненную роль. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России нет ни одной его работы.

Окунуться в магию творчества этих авторов и смогут ставропольцы до конца месяца.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.