Вы здесь

ЗАТО МЫ ДЕЛАЛИ ПРИЦЕПЫ

Ставрополье расстается с перспективой иметь на своей территории современное автопроизводство

На простаивающем уже почти год заводе «Ставрополь-Авто», на котором сейчас введено конкурсное управление, очевидно, не будут выпускать автомобили. На днях губернатор встречался с представителем Московского индустриального банка. Обсуждали в том числе и перспективы развития производства на площадке завода «Ставрополь-Авто», который является активом этого банка.

Губернатор сказал: парк

Ставрополье могло бы стать краем, выпускающим автомобили. Не так уж много в стране регионов, где есть автопроизводства, и наш край мог оказаться в одном ряду с ними. Мало того, что Ставрополье - ведущий сельскохозяйственный субъект РФ, так еще стал бы автопромышленной столицей Юга России. Бывший Ставрополь на Волге, нынешний Тольятти, завидовал бы Ставрополю на Кавказе. Там клепают отечественные «Лады» эконом-класса, а у нас бы производились иномарки-внедорожники, хоть и китайские.

Ставропольские власти, судя по тому, как много внимания уделялось в информационной повестке края этому проекту, рассматривали его в том числе и как возможность повысить имидж региона. И, соответственно, свой имидж. Об успешной реализации проекта, который имел шанс стать новой визитной карточкой Ставрополья, можно было бы при случае доложить в кремлевских кабинетах.

Этот завод в Шпаковском районе строили долго, с нарушением проектных сроков, постоянно переносили дату запуска в эксплуатацию, но, в конце концов, запустили, производство заработало. Была выпущена опытная партия автомобилей под брендом Derways Hower - копии китайских внедорожников Great Wall Н3 и Н5. Но в декабре прошлого года завод остановился.

Остановку «Ставрополь-Авто» связывали с тем, что головную компанию Derways правоохранительные органы заподозрили в уклонении от уплаты налогов, речь шла о сумме около 320 миллионов рублей. Якобы в 2013-2014 годах черкесский автозавод, пытаясь сэкономить на налогах, нарушал закон, прибегал к услугам фирм-однодневок. К финансовой несостоятельности обычно приводит не одна, а ряд причин. Говорили и о том, что проблемы у «Ставрополь-Авто» возникли в результате международных санкций в отношении Российской Федерации.

После того как остановился конвейер головного предприятия, вскоре остановился и «Ставрополь-Авто». И как видно, без реальной надежды на возобновление производства.

В марте 2019 года тогдашний министр энергетики, промышленности и связи края Виталий Хоценко заявлял, что «Ставрополь-Авто» ищет новых партнеров из числа автопроизводителей. Но, видимо, не нашли. Уже недавно в минпроме региона заговорили о том, что на площадке завода в Шпаковском районе, возможно, будет организовано производство комплектующих для других автопроизводителей. Или будет создан индустриальный парк. Встреча губернатора Владимира Владимирова с представителем Московского индустриального банка в конце прошлой недели подтвердила эту информацию. Как прозвучало, рассматривается несколько вариантов решения этой задачи, но один из приоритетных - создание на площадке «Ставрополь-Авто» регионального индустриального парка.

Новая страница в истории

В летописи отечественного автопрома известен не один случай остановки и ликвидации предприятий. Некоторые советские автозаводы, которые достались Российской Федерации после распада СССР, не смогли пережить экономические трудности переходного периода и прекратили существование. Как, например, московские ЗИЛ и АЗЛК. Закрывались и автопроизводства, которые появились уже в современной России - это в основном заводы по сборке иномарок, они создавались на инвестиции зарубежных автоконцернов и были ориентированы на выпуск моделей инвесторов. Подобные автозаводы появляются под конкретный проект поставок, и изменение экономической конъюнктуры приводит к их быстрой ликвидации. В этом году, например, просуществовав 17 лет, закрылся завод «Форд» во Всеволожске Ленинградской области.

Но события со «Ставрополь-Авто», пожалуй, что-то новое. Ликвидируется не старое, отставшее от времени или хотя бы проработавшее какой-то срок производство, а только что построенное, готовое выпускать продукцию, довольно крупное высокотехнологичное автопредприятие, в которое было вложено более 10 миллиардов рублей инвестиций.

ОЭЗ на три региона

То, что на заводе планировали собирать не «Мерседесы» или «Фольксвагены», а китайские автомобили - это тоже, можно сказать, современный тренд. В последние годы китайский автопром заметно шагнул вперед. Вроде бы уже никто не шутит по поводу качества китайских автомашин.

Сначала на этапе первой очереди предприятие в Шпаковском районе должно было выпускать до 100 тысяч в год автомобилей разных брендов. После того как заработала бы вторая очередь, объемы производства достигли бы 200 тысяч машин в год. «Ставрополь-Авто» решил бы вопрос трудоустройства для более 2 тысяч жителей окрестностей краевой столицы.

Предполагалось и дальнейшее развитие проекта. Власти заявляли о перспективах создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Аргун - Черкесск - Ставрополь», охватывающей территорию сразу трех субъектов Северо-Кавказского федерального округа, автосборочного кластера в СКФО с привлечением крупнейших мировых автопроизводителей.

И всему этому громадью планов, похоже, уже не суждено сбыться.

Грустный сценарий

Раньше в Ставрополе был хотя бы завод автоприцепов, представлявший в какой-то мере в крае крупное машиностроение. Но несколько лет назад «Автоприцеп-Камаз» прекратил свое существование, и теперь на его бывшей производственной площадке разместился камазовский индустриальный парк «Мастер». Его резидентами являются более 40 предприятий. Теперь по этому примеру, видя здесь позитив, власти хотят перепрофилировать «Ставрополь-Авто».

Конечно, можно считать это каким-то выходом из положения, но это тоже, как и в случае с автоприцепами, довольно грустный сценарий. Аналогия, которая приходит на ум: как если бы в отгроханном и оборудованном под современный супермаркет здании разместить сельский рынок.

Да и будут ли востребованы малым и средним бизнесом производственные площади нового индустриального парка, который находится фактически за городом, в чистом поле? В любом случае того экономического выхлопа, на который рассчитывали собственники и власти, разумеется, ждать не приходится.

Решение, однако, еще не принято. Губернаторская пресс-служба информирует о создании совместной рабочей группы правительства края и банка, которая должна будет проработать конкретные варианты дальнейшего развития производственной площадки. Но, судя по всему, на иное, кроме как устроить на ней индустриальный парк, власти уже не надеются.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.