Вы здесь

ЗВОНОК В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ

5 октября в России и мире отмечается День учителя, а каждое последнее воскресенье сентября - Международный день глухих. В преддверии этих дат мы встретились с замечательным педагогом - учителем начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната №36 города Ставрополя Марией Евгеньевной Коляса. Школа эта необычная - в ней учатся дети с патологией слуха. И собеседница наша тоже особенная - победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России - 2018».

На встречу с ней я пришла раньше назначенного времени. Прошлась по холлу, впечатлилась количеством дипломов и сертификатов на нескольких(!) стенах - на одной они уже давно не помещаются. Несколько учеников в ожидании тренера играли в мяч, активно жестикулируя. И в момент, когда мяч залетел под мое кресло, я поняла, что не знаю, как правильно себя вести - жестовым языком не владею, а сказать - так ведь не слышат же. И тут зазвенел звонок. Звонок в школе для глухих?

К детям подошел тренер, внимательно посмотрел на одного из учеников и сказал:

- Неправильно надел футболку.

- Правильно, - совершенно четко возразил мальчишка.

А я точно в школе для глухих? - подумала я.

Мамин урок

Видимо, это было предопределено для нее свыше - работать в этой школе.

- У меня мама педагог, и в семье много учителей, - говорит Мария Евгеньевна. - Так что династия, получается. Дедушка и бабушка были преподавателями института, а мама работает здесь же, в 36-й школе.

После школы Мария пошла в педагогический, отучилась, но как-то все сомневалась - то ли это, чем хотелось бы заниматься? И решила получить экономическое образование. Некоторое время искала себя - и в банке поработала, и воспитателем логопедической группы в саду.

- Однажды пришла к маме на работу, - вспоминает она. - Я не представляла, что это такое - ну школа, глухие дети, значит, должна быть тишина. Захожу - и попадаю в мир звуков, в мир слов и эмоций, как в обычной школе. Дети смеются, разговаривают, общаются. У мамы были занятия. Я посидела на уроке, увидела, как горят глаза детей, как они смотрят на нее, как ловят каждое слово. Мама очень эмоциональный педагог - и дети следят за каждым ее движением, повторяют. Меня это впечатлило настолько, что я вышла из группы и поняла - вот оно, я хочу быть здесь. Знаете, я действительно счастливый человек - я нашла дело, которое люблю. Каждый день я общаюсь с детьми, вижу их глаза, я учу их, а они - меня. Они родные для меня, надеюсь, что и я для них тоже.

Да, это очень непростая работа, соглашается Мария, и было бы неверно утверждать, что она не влияет на ее частную жизнь. Но помогает то, что сын уже взрослый и самостоятельный и с пониманием относится к маминой работе. Услышав про взрослого сына, я удивляюсь - передо мной сидит молодая девушка. Оказывается, ему - всего 14 лет! Но здесь абсолютно по-другому воспринимается категория возраста.

Здесь учителя - актеры

В этой школе дети разных возрастов. Есть предшкольная группа, где занимаются дошкольники. Городские дети приходят утром, а вечером уходят домой, дети же из районов края остаются до конца недели - учителя и воспитатели им тут за родителей.

- У нас и кружки работают разные, и спортом дети занимаются, - с воодушевлением рассказывает Мария, - причем везде они вместе со слышащими детьми. Мы их не закрываем в своей школе, как в вакууме. Наша задача в том и состоит, чтобы дети, выйдя отсюда и попав в мир, где им нужно говорить, были готовы к взаимодействию со слышащими людьми.

Для работы с такими детьми нет четко установленных программ - в каждый момент обучения учитель вносит что-то свое, новое. И всегда много вариантов сделать так, чтобы детям было интересно и понятно. К тому же все очень индивидуально с такими детьми, ведь у всех свой диагноз.

В школе есть группы кратковременного пребывания, как раз в такой и работает моя собеседница. Там учатся малыши с патологией слуха, которые по возрасту пока не доросли до школы, но им необходима помощь специалистов, ведь чем раньше начать заниматься, тем лучше результат. Таких детей много в крае - в селах, в отдаленных территориях. Поначалу тяжело было найти их, обычно это очень закрытые семьи. Но те, кто здесь побывал, приходят снова, да и сарафанное радио свою роль играет. Вот для них, не охваченных специальным коррекционным образованием, и организованы группы крат-ковременного пребывания. Работают они в основном в каникулярное время. Дети учатся обязательно с родителями. Мария Евгеньевна для них проводит занятия фонетической ритмики, то есть через двигательные упражнения идет постановка и коррекция звуков.

- Без мам и пап у нас никак не обойтись, - считает преподаватель. - Мы проводим мастер-класс для родителей. Да, мы здесь занимаемся с детьми, но нужно, чтобы не только мы, но семья подключалась. Ребенок и дома должен знать, что это - шкаф, это - стол, родители должны подписать каждую вилку, каждую ложку в доме.

- А самое главное - с ребенком нужно говорить, - уверена Мария. - А не так: ну глухой, что с ним разговаривать. Ведь как обычно с детьми - мама малышу в коляске показывает: вон кошечка, а вон собачка - гав-гав. Казалось бы, ребенок маленький - но мы же ему это говорим. Так же и с глухими детками. Ведь когда родители помощники - это ускоряет процесс. Бывает так, что сначала родственники в стороне - мол, учителя есть -
и пусть, а потом видят результат и окрыляются, потому что видят сдвиги, ребенок начинает говорить. Мы работаем и над дыханием, и над интонацией, и над голосом - модуляцией и прочими моментами, ведь со всем этим у детей, имеющих недостатки слуха, проблемы.

Мария с большим воодушевлением рассказывает о своей работе. Прошу ее вспомнить какой-нибудь успешный случай в работе с очень сложным ребенком, который она могла бы считать именно своим достижением. И она на секунду задумывается.

- Да у Маши весь класс такой случай, - присоединяется к беседе заместитель директора Анна Викторовна Попушой. - Дети там настолько разные, и все сложные.

- Я рада каждому, даже малейшему успеху, - отмечает Мария. - Ведь мы работаем над каждым словом. Вот недавно разбирали задачу: «Дети пришли в класс...». Мне было интересно увидеть, как понял это ребенок. «Пришли» - это как? Покажи. Ребенок вышел из класса, возвращается и говорит: «Доброе утро». Для вас, возможно, это мелочь. Я же была настолько счастлива. Он показал правильное значение. И вот так каждый раз мы радуемся каждой мелочи, потому что все большое из них и состоит.

- Сюда приходишь - это как в новый мир. И какую бы ты теорию ни проходил - ты ничего не понимаешь, - делится особенностями работы Анна Викторовна. - Из школ, из садов приходят, думая, что там тяжело - 40 детей в группе, а здесь 6-8. Но эти 6-8 ребят - такая сложность! Это там ты сказал - и тебя все слышат. У нас пока каждого не повернешь к себе лицом, тебя не услышат. А кто-то еще и не понимает, что ты говоришь, хотя и слышит. Так что учитель у нас - это актер, он эмоциями должен показать значение слова и как это выглядит, чтобы дети поняли.

Удивительно на первый взгляд, но с помощью жестового языка преподаватели с детьми не работают.

- Нет-нет, только речь, - говорит Мария. - Карточки, словесная речь. Мы учим детей пониманию устной и письменной речи, развиваем мышление. Хотя между собой дети, конечно, при помощи жестов общаются, им так проще, это их язык.

Поделиться знанием

Конкурс, региональный этап которого выиграла Мария, проводится в этом году первый раз. На победу в заочном туре претендовало 59 заявок от выигравших в своих регионах учителей-дефектологов дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В число же финалистов вошли 20 учителей, набравших наибольшее количество баллов. Они примут участие в финале, который состоится 3-4 октября в Москве. Продемонстрирует свое профессиональное мастерство и Мария Евгеньевна.

- Третий этап - самый волнительный, - переживает она. - Необходимо будет провести урок с совершенно незнакомыми детьми. Затем мастер-класс для преподавателей и заключительный момент - круглый стол, в котором будут участвовать все финалисты. Готовлюсь, волнуюсь - ответственность ведь такая, я представляю наш край.

На конкурс Мария везет свои разработки - мастер-класс на тему «Фонетическая ритмика». Технология не новая, но важно знать, как ее правильно делать.

- Фонетическая ритмика - это движение, - просвещает меня Мария. - И мы должны эти движения выполнять не символически, а правильно. Важно показать ребенку, как должны работать мышцы тела. Вот я и хочу рекомендовать использование элементов фонетической ритмики для коррекции звукопроизношения. Бывает, что не всегда получается поставить звук, а с ритмикой он получается, ну а дальше уже автоматизация и прочее.

- Я хочу добавить, что Мария Евгеньевна туда не просто так попала, - добавляет Анна Викторовна. - Не просто так именно ее кандидатура была выбрана. Хоть и считается, что она - молодой специалист, но за время работы в школе перешагнула некоторых из тех, кто давно работает. Маша очень работоспособная и ответственная, не сидит на месте и берется за все. Знаете, когда она пришла, мы дали ей класс, а там дети сложные и все разные. Надо было для каждого свою программу подобрать, это очень трудно. И Маша молодец, вытянула этих деток. Вот такой она человек, ей даешь - и она обязательно все сделает.

Отмечает Анна Викторовна и то, что Мария очень быстро «рванула» в профессиональном развитии. А потому что пришла, подготовленная морально.

За не столь долгий срок работы в интернате Мария прошла огромную школу. Список ее сертификатов и дипломов поражает - это и переподготовка, и повышение квалификации по различным направлениям, и участие в круглых столах, вебинарах, семинарах, и многое другое. Когда все успевает?

- Вот такая она, наша Мария, - говорит Анна Викторовна, - готова учиться всему. При этом работа не страдает. И заочно училась, и очно, и экзамены сдает, и контрольные вовремя. Конечно, такую школу прошла.

- И до сих пор прохожу, - добавляет Мария. - Постоянно наши педагоги делятся, подсказывают. Я им всем очень благодарна, что могу обратиться за помощью - и никто не отказывает. Постоянно учусь, мы все тут учимся, такая работа...

В завершение беседы я желаю своей собеседнице успеха в конкурсе.

- Я не буду говорить «я постараюсь», скажу - «я сделаю», - твердо говорит молодая девушка, но уже настоящий профессионал своего дела Мария Евгеньевна Коляса.

И можно быть уверенным, она сделает.

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.