Вы здесь

ЗДОРОВЬЕМ НЕ ПАХНЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почти половина покупателей - 41 процент - при выборе продуктов питания чаще следят за качеством, чем за ценой. Также они отдают предпочтение натуральности продукта. Правда, 28 процентов сначала обращают внимание на доступность цены, а 12 процентов считают самым важным показателем вкусовые характеристики продукта. При этом около 60 процентов участников опроса заметили, что отечественные продукты не уступают по качеству иностранным, а треть и вовсе убеждены, что российские продукты натуральнее и качественнее импортных. Тогда как основой здорового питания для 44 процентов россиян стали фермерские продукты. Еще 29 процентов считают, что натуральные продукты найти сложно, а 27 процентов высказали мнение, что для оптимизации рациона достаточно отказаться от фастфуда.

Почти половина потребителей - 48 процентов - несколько раз в неделю посещают продовольственные магазины, закупая еду небольшими партиями. При этом 29 процентов участников опроса признались, что готовы выделять время на покупку свежих продуктов ежедневно, а 24 процента продумывают меню на несколько дней вперед и устраивают шоппинг выходного дня. Что же касается географии покупок, большинство россиян отправляются за продуктами в сетевые супермаркеты шаговой доступности - 41 процент. Близкое и удобное расположение магазина является для них главным фактором выбора. С ними не согласны 26 процентов респондентов, которые предпочитают посещать рынки и ярмарки. В гипермаркетах закупаются 23 процента, а несетевые продуктовые магазины предпочитают всего 10 процентов опрошенных.

Между тем такое явное смещение приоритетов в пользу отечественных продуктов питания, по мнению организаторов опроса, произошло как за счет программы импортозамещения, так и за счет пандемии и последовавших ограничений. «Здоровый образ жизни и его поддержание закрепили свои позиции и стали неотъемлемой частью стиля жизни большинства», - комментируют исследователи.

Пока их выводы вселяют надежду и в медиков, натерших мозоли на языках, неустанно напоминая россиянам о том, что наше здоровье не только в наших руках, но и в наших тарелках. Где обязательно должны присутствовать не просто вкусные и безопасные, а еще и полезные продукты. Ведь то же молоко молоку рознь. И далеко за примерами ходить не будем.

Недавно в региональном управлении Россельхознадзора установили, что в детские сады края привозили молочную продукцию, выпущенную из неучтенного сырья. Нарушения выявила система электронной сертификации «Меркурий». Так, ООО «Вита 1» направила в железноводский детсад №13 «Янтарь» партию творога, объем которого на 4 273 килограмма превысил количество исходного сырья. Предприятие «Бригантина Плюс» доставило в георгиевский детсад №35 «Улыбка» на 251 килограмм больше произведенной сметаны. «Хладокомбинат Лабинский» отправил сливочное масло «Крестьянское» в детсад №22 поселка имени Чкалова. Объем готовой продукции увеличился на 900 килограммов от количества использованного сырья. Надо ли говорить, что все это вызвало у проверяющих сомнения в качестве продуктов, поступающих на детские столы.

Да и не только на детские. Как отметают в управлении Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, молочная продукция, будучи социально-значимым продуктом, постоянно находится в зоне особого контроля ведомства. Вот и в прошлом году ими было проверено более тысячи объектов и исследовано 3,6 тысячи проб на соответствие требованиям безопасности молока и молочных продуктов. «По результатам лабораторных исследований не соответствовали требованиям ТР ТС по физико-химическим показателям 2,4 процента проб, а по микробиологическим показателям 1,3 процента. По санитарно-химическим показателям молочной продукции, не соответствующей нормам, не выявлено», - рассказывают эксперты.

В число самых распространенных нарушений традиционно входят незаявленные в составе жиры растительного происхождения, снижение содержания массовой доли жиров и белков, истекшие сроки годности и отсутствие маркировки. В итоге контролерами было составлено 48 протоколов об административном правонарушении и снято с реализации 18 партий молочной продукции в количестве около 481 килограмма.

Но объективности ради отметим, что не только к молочным производителям в прошлом году были вопросы у краевых инспекторов. Мясной рынок также не избежал проверок. Особенно после участившихся по всей стране жалоб потребителей, что за время пандемии качество тех же колбасных изделий и мясной продукции значительно снизилось. Об этом сказали 75 процентов опрошенных. Понятно, что такого рода опросы - вещь субъективная и в оценках качества продуктов нужно опираться не только на мнение их потребителей, но и на результаты исследований специалистов. Хотя в целом те же эксперты допускают, что дыма без огня не бывает.

«В кризис идет проверка компаний на прочность. Но обычно при росте стоимости сырья крупные производители незначительно поднимают цену на свои товары, сохраняя качество. Совершенно другая ситуация с продукцией компаний, работающих неофициально. Те, кто подстраивается под известный бренд, копируя упаковку, с высокой долей вероятности не будут сильно беспокоиться о вкусовых свойствах и питательности», - предупреждают они.

А значит, покупая любимый сорт «Докторской» в одном и том же магазине, никто не застрахован от того, что под этикеткой окажется продукт с совсем иными вкусовыми характеристиками. И полдела, если бы изменения в рецептуре были к лучшему, но…

«Режу ножом, а она пищит», - рассказывает Светлана Васильевна, почему отказалась от покупки колбас. Мол, взяла как-то палочку за 180 рублей, так «ее даже кошки есть не стали». Решили взять с супругом на пробу колбасное изделие стоимостью чуть больше 300 рублей за килограмм, «соленая, в рот не возьмешь», - выносит вердикт пенсионерка. А тут внуки в гости на каникулы приехали. «Они же в своей Москве все на сухомятке живут и желудки портят. Борщи, супы не признают. Пицца, чипсы, бутерброды - вот чем питаются», - рассказывает ставропольчанка, как ее попытки приучить детей к правильному питанию потерпели сокрушительное фиаско. И сердце бабушки дрогнуло. Не морить же капризных кровинушек голодом? Но и покупать заведомо некачественную продукцию для детей не хотелось. Пришлось по совету продавщиц брать колбасу по 600 рублей за килограмм. «Вот она очень вкусной была. Но разве ж ее докупишься с пенсией в 14 тысяч рублей», - разводит руками Светлана Васильевна.

Пока другая наша собеседница Карина Муратова делится своим ноу-хау, как сделать из несъедобного, но дешевого вкусное блюдо на миллион! У ставропольчанки четверо детей, трое из которых мальчишки в возрасте от 3 до 14 лет. Надо ли говорить, что каждая копейка в семье на счету, тогда как аппетит у подрастающего поколения отменный и требует отнюдь не легких перекусов в виде овощных салатиков. «Мясо - это наше все», - улыбается Карина. А следовательно… «Покупки на неделю мы делаем на оптовом рынке. Берем самые дешевые сосиски по 120 рублей за килограмм. Конечно, мы понимает, что из мяса в них одно лишь название на упаковке, но другие нам просто не по карману. И да, в сыром виде они невкусные. Но если завернуть их в дрожжевое тесто или запечь на шампурах на костре, детям очень нравится эта имитация мяса. Или вот котлеты «мясные» покупаем за 130 рублей килограмм. Сначала тоже думала их просто жарить, но и панировка к сковородке прилипает, и серая субстанция совсем на мясо не похожа. В общем, решила их просто вилкой разминать, добавлять картофель, хлеб, молоко и только потом обжаривать», - делится своими кулинарными находками Карина, после которых впору сборник антикризисных рецептов «Голь на выдумки хитра» издавать.

И что-то нам подсказывает, что последний наверняка стал бы хитом продаж. Тем более сейчас, когда стоимость продуктов растет гораздо быстрее зарплат и пенсий, и выбор потребителя далеко не всегда совпадает с его финансовыми возможностями. Почему и в Роспотребнадзоре на протяжении всего года не прекращаются проверки продукции, что попадает на рыночные прилавки. Например, в прошлом году сотрудниками ведомства было проверено 294 объекта по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли, занятых оборотом мясной продукции. Результат не заставил себя долго ждать. Инспекторами было изъято из оборота 15 партий в количестве 245 кг. Вроде бы в масштабах края немного. Но ведь за каждой цифрой скрывается потенциальный риск и угроза здоровью людей! Впрочем...

«Антибиотики, пестициды, токсичные элементы, генномодифицированные организмы, радионуклиды в образцах мяса и мясных изделий не обнаружены», - успокаивают потребителей в ведомстве. И отмечают, что куда больше нарушений специалисты выявили в организациях торговли и общественного питания. Вот уж где точно целый букет, начиная от неудовлетворительного санитарно-технического состояния объектов, и продолжая отсутствием товаросопроводительной документации; несоблюдением правил личной гигиены; реализацией мясной продукции с нарушением условий и сроков годности, непрохождением работниками медицинского осмотра. «За выявленные нарушения требований санитарного законодательства и в сфере защиты прав потребителей вынесено 96 постановлений», - отчитываются в Роспотребнадзоре.

А после дают советы, как правильно выбирать мясо и колбасные изделия. «При покупке охлажденного мяса обращайте внимание на его внешний вид и запах. Свежее охлажденное мясо - сухое, но при этом глянцевое, чуть поблескивающее, равномерного цвета. На ощупь оно не должно быть влажным, липким и сочиться кровью. Запах не должен быть неприятным! Если от мяса хотя бы чуть-чуть веет затхлостью, сыростью, химией, гнилью - от покупки стоит отказаться», - рекомендуют эксперты. Как и советуют внимательно смотреть на этикетки и упаковки.

Особенно в случае, когда покупаем мясные изделия. «Упаковка не должна быть нарушена. Если продукция упакована в естественную оболочку, то поверхность изделия должна быть сухой, чистой и плотно прилегать к продукту. Наличие небольшого налета плесени и соли на сырокопченых колбасах является нормой, но при этом налет должен быть сухим, белого цвета и располагаться на поверхности. Консистенция продукта должна быть упругая, однородная, на разрезе мясное изделие должно быть розово-серого цвета. Слишком яркий оттенок говорит о большом количестве красителей. Вкус должен быть без кислинки, приятный, свойственный данному виду изделий. Обращайте внимание на состав продукта, дату изготовления, сроки годности, указанные на маркировке мясного изделия», - предупреждают специалисты.

Тогда как отдельно стоит напомнить, что с января 2022 года в России вступили в силу новые распоряжения Роспотребнадзора, согласно которым отдельные виды продуктов попали в список запрещенных к продаже. В частности, это касается продуктов, которые были разморожены и заморожены повторно. Обычно недобросовестные продавцы так поступают, чтобы увеличить вес товара за счет воды, например, при продаже мяса и рыбы. Также запрет коснется товаров без упаковки. Например, запрещено будет продавать неупакованный творог или огурцы из бочек, а также кондитерские изделия и выпечку. Мясо птицы, если туша не выпотрошена, и куриные яйца, если на них следы птичьего помета или грязи - тоже в списке запрещенных. Как и разрезанные на части фрукты и овощи.

К примеру, больше нельзя отпускать половинки арбузов или тыкв. Потому что, повторимся, это наша безопасность. И только в прошлом году контролеры проверили 348 торговых точек и сняли с продажи 37 партий плодоовощной продукции объемом около 450 килограмм. «На содержание нитратов и пестицидов исследовано 2693 пробы плодоовощной продукции. Четыре пробы овощей не отвечали гигиеническим требованиям по содержанию нитратов», - отмечают в ведомстве.

Также среди нарушений была выявлена реализация плодоовощной продукции с явными признаками недоброкачественности, без маркировки с информацией для потребителя и отсутствие товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость продукции. «На лиц, допустивших нарушения требований санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей, наложено штрафов на сумму 297 тысяч рублей», - отмечают в ведомстве и снова напоминают, что покупать овощи и фрукты надо в местах санкционированной торговли, где есть контроль над качеством и безопасностью реализуемой продукции.

А для профилактики инфекционных заболеваний Роспотребнадзор советует придерживаться правил личной гигиены, соблюдать условия хранения фруктов, овощей, зелени и ягод, а также тщательно мыть плоды и зелень. Ведь контроль над безопасностью продукции - это лишь один шаг на пути к здоровью человека. Но чтобы он не превратился в топтание на месте, нужно и самим внимательно следить за тем, что мы кладем в свою покупательскую корзину.

Марина Андреева.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.