Вы здесь

КАК НОЧНЫЕ ЗАБАВЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В НОЧНЫЕ КОШМАРЫ

Исковерканная жизнь, сломанные судьбы, разбитые мечты... И все это под неповторимые и загадочные звуки саксофона - так заканчивается премьерный спектакль Ставропольского академического театра им. М.Ю. Лермонтова по пьесе В. Мережко «Ночные забавы».

Известный сценарист и драматург Виктор Мережко обладает штучным талантом обрисовывать мужчину и женщину как в будничных, так и в сложных жизненных перипетиях, чередуя теплые лирические моменты с остродраматическими. Вспомните его киноленты «Здравствуй и прощай», «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», пьесы «Мужчины по выходным», «Двое с большой дороги» - они стали всенародными хитами, собирая аншлаги. Впрочем, это не удивительно: вечные вопросы отношений между мужчиной и женщиной никогда не перестанут волновать человечество. Ведь они могут дарить счастье, вдохновлять, разбивать сердца или уничтожать.

Вот и в «Ночных забавах» в общем-то не критичная ситуация закончилась полным крахом. А как все хорошо начиналось. Жила-была семья, на первый взгляд благополучная. Трехкомнатная квартира в центре Москвы, красавица жена, умница дочь. И папа - начальник средней руки. Друзья наверняка завидуют, коллеги тоже. Они могли бы рекламировать сок, шоколад или что там еще предлагают купить счастливые семьи с телеэкрана. Недалеко от их дома, в ресторане, «лабает» саксофонист Сашуля, который в свои 50 развлекается тем, что по ночам после закрытия ресторана звонит по номерам с денежных купюр как по телефонным. Что ж, каждый в жизни развлекается, как любит и как умеет. А еще есть папин начальник - мамин любовник. Это от него зависит благополучие и материальный достаток семьи. Как и в его власти отправить своего подчиненного в командировку, чтобы без помех развлекаться с его женой.

Волею судеб им суждено было встретиться в одной квартире. Хотя, конечно, судьба здесь ни при чем. Просто дочь, узнав об измене матери, решает вызвать папу из командировки, чтобы тот застал любимую жену с другим в супружеской постели. А для пущей забавы пригласила в гости того самого Сашу, который случайно набрал номер их домашнего телефона. Заперев квартиру, она заявляет матери, что престарелый саксофонист ее жених. В разгар разборок прилетает отец, да и любовник никуда не делся.

Одним словом, вечер перестал быть томным. И стал началом ночи, в течение которой изменится судьба каждого. Эта ночь столкнет два совершенно противоположных образа жизни, два абсолютно разных понятия о чести и совести. Это будет ночь, где у каждого будет и свой собственный, и общий на всех кошмар. А финал этой истории не просто трагичен, он страшен...

Спектакль «Ночные забавы» поставил заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Валентин Бирюков, а разыграли между собой заслуженный артист РФ Александр Ростов, почетный деятель искусств СК, артист Игорь Барташ, артисты Владимир Петренко, Оксана Винникова и Дарья Симанкина.

Саксофонист Александр Андрющенко, он же Сашуля, он же Дед, он же Принц (привет хрестоматийному Гоше-Гоге-Жоре!) - это однозначная актерская удача Владимира Петренко. Как хорош артист в роли грубоватого, пошловатого, немолодого ловеласа, бросающего направо и налево прибаутки типа «салям-калям!» или «раки - это к драке!». И никогда не подумаешь, что этот не особо приятный, затасканный из сказки в сказку Принц (семь жен, дюжина детей), окажется единственным, кто не задумываясь бросится на помощь малознакомым людям. Одно удовольствие было наблюдать, как постепенно, тонко и органично герой Владимира Петренко терял свой напускной лоск, за которым скрывались только ему известные тоска и одиночество. И ты понимаешь, что все эти глупые звонки - лишь попытка доказать самому себе, растратившему по мелочам жизнь, что ты еще кому-нибудь нужен. Пускай на один вечер. Отличная работа, браво, Владимир!

Достойно выдерживает свою роль и молодая актриса Дарья Симанкина. Ее героиня вполне понятна - молодая, наивная, дерзкая. Ей кажется, что в жизни все очень просто, что если всех вывести на чистую воду, будет как в сказках - добро восторжествует, а подлецы будут наказаны. Но, к сожалению, ей, тепличной девочке, не объяснили, а самой еще не довелось узнать, что жизнь - это не сказка, а все понятия и ценности могут быть разрушены в течение нескольких часов. А когда узнала, то это знание едва не раздавило ее.

Изысканно-надменный начальник-любовник получился у Игоря Барташа. Его наглости нет предела: едва появившись в чужой гостиной в полпятого утра без носков, он начинает по-скотски грубо ставить на место хозяина квартиры: «А с какой стати ты не в командировке? Тебе государство суточные платит!» С первых слов понимаешь, что разговаривать с людьми по-хамски и всячески их унижать для него обычное дело. А если он по статусу выше собеседника, то он всегда прав, в любой ситуации. Вот и здесь он будет давить и давить несчастного мужа своей любовницы, пока не раздавит до конца. У актера получился настолько реалистичный персонаж, что если б я не была знакома с Игорем Барташом много лет, то решила бы, что он такой и в жизни. Это надо уметь войти в образ так, что даже после минутного лицезрения его героя на сцене захотелось вымыть руки. Вот не зря говорят, чтобы правдоподобно сыграть роль подлеца и негодяя, нужно максимум таланта и харизмы - чего актеру не занимать.

В пьесе есть еще два ключевых персонажа - супруги Силины - жена Аннушка (Оксана Винникова) и муж Алексей (Александр Ростов). В первом действии актриса вполне убедительно сыграла несколько отстраненную от жизни женщину, презирающую как любовника, так и мужа. А затем что-то пошло не так. Представьте себе женщину, которая много лет живет с мужем, который ее обожает, который готов целовать песок, по которому она ходит, но слабый и нерешительный «тряпочка» (даже не «тряпка»). Она давно его не любит, а возможно никогда и не любила. Вся его забота и внимание ее, мягко говоря, раздражает. Безусловно, жить с человеком, не способным принять ни одного решения, устаешь. И рано или поздно наступает момент, когда терпение кончается. Закончилось оно и у Аннушки, когда она понимает, что муж не в состоянии не то чтобы врезать ей и ее любовнику за измену, но даже повысить голос. Она кидает ему в лицо оскорбления, упрекает за то, что он ничтожество, что его карьера - полностью ее заслуга, а он вместо благодарности еще и недоволен чем-то... Слова - страшные, семья - рушится, судьбы - ломаются, а слушаешь монолог актрисы и не веришь. То ли интонация была выбрана неправильно - не монтировалась она с текстом. Все-таки такие слова люди произносят без крика. В таких невероятно больных ситуациях крик застревает где-то внутри.

Александру Ростову пришлось сыграть несколько ролей одновременно. И любящего отца и супруга, и добродушного пьяненького нерешительного главу семейства, и возмущенного отца невесты, и оскорбленного мужа-рогоносца... С какими-то актер справился, а с чем-то, как мне показалось, нет. Когда его герой ворвался в квартиру ночью, обеспокоенный болезнью жены, вся его забота и волнение выглядели абсолютно ненатурально. Комично, где-то даже гротескно, но непонятно, почему зрителя пытаются насмешить. И это первое впечатление - не веришь - испортило тот накал страстей, который стал происходить с появлением мужа в квартире. А ведь дальше с человеком произошло абсолютное несчастье, самое страшное, что только может произойти - я люблю, я верю и, цитирую, «боюсь догадаться», что мне лгут в глаза. Итог такой жизни - все рушится, и приходится делать выбор. И он его делает...

И все-таки спектакль получился замечательный. И современный - такие истории вне времени. Всегда найдется тот, кто будет унижать человеческое достоинство, умножая человека «на ноль». И всегда найдется тот, кто будет по каким-то своим причинам унижаться и умножаться. «Ночные забавы» - глубокая и неоднозначная история, настоящая притча о человеческих пороках и человеческих слабостях, о благородстве души и одиночестве. Она заставляет задуматься о человеческом достоинстве. Показывает каждому, кто хотя бы раз старался закрыть глаза на ложь и боялся догадываться о тех или иных неприятных ему вещах, что жизнь может и не простить за такое малодушие и нечестность. Что жизнь, как ни крути, сложная штука, и прожить ее надо так, чтобы потом не было мучительно больно и страшно тоже не было.

Наверное, поэтому уже в середине первого действия мне вспомнились слова недавно услышанной где-то песни: «И все закрутилось в смерче, здесь не перескажешь вкратце, и здесь уже не до смерти - здесь с жизнью бы разобраться...»

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.