Вы здесь

Как умирают деревья

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ставропольском академическом театре им. М.Ю. Лермонтова долгожданная премьера – «Деревья умирают стоя» по одноименной пьесе испанского драматурга Алехандро Касона. 

Но «Деревья умирают стоя» - не только литературное произведение, это еще и испанская пословица о достойном поведении человека в трудных для него обстоятельствах, о силе духа, даже когда отнята надежда, о достоинстве и чести перед низостью и ложью. 
Вот об  этом и, конечно же, о любви рассказывает новая премьера  ставропольской драмы.  Стоит отметить, что на нашей сцене этот спектакль не новичок.  В конце 70-х и середине 90-х годов прошлого века  пьесу ставил режиссер Алексей Малышев. В разное время в постановке были заняты Вера Рабовская, Владимир Аллахвердов (дважды), Александр Жуков, Владимир Гурьев, Светлана Степаненко… Нынешнюю  версию представила народная  артистка РФ Наталья Зубкова. Конечно, время преобразило пьесу, но трактовка поступков ее героев осталась неизменной - это стремление творить добро, стремление любить и быть любимыми. А еще –  счастливыми.
Но что делать, когда счастья не хватает? Возможно его нужно создать своими руками, ну а если самим не получается, то нужно обратится к профессионалам. Таким, как в одном провинциальном городке Испании, где  обосновалась фирма «Ариэль». Ее сотрудники занимаются весьма необычным делом - секретарша Элена (актриса Наталья Светличная), машинистка Амелия (актриса Ясения Фалина), грустный клоун (почетный деятель искусств СК Владимир Лепа), герой почетного деятеля искусств СК Владимира Петренко, выдающего себя то за пастора, то за моряка, и герой актера Михаила Подзолко, по всей видимости специалиста широкого профиля, а значит абсолютно незаменимого в агентстве - творят добро и делают людей счастливыми. И все это под руководством молодого романтичного директора.
 Объявление о своих  услугах фирма дает в местную газету. Услуги  оказываются как на платной, так и на безвозмездной основе. Так что работы у сотрудников много – то детей украсть, то привидением прохожих попугать, то норвежских моряков встретить родными песнями…
В этом же городе проживает очень несчастная пожилая женщина (народная артистка РФ Наталья Зубкова). Много лет назад ее муж сеньор Бальбоа (заслуженный артист РФ Михаил Новаков) выгнал из дома их единственного внука и наследника, который с возрастом превратился в неуправляемого молодого человека, вора и мерзавца. Это стало большим ударом для его жены: она много лет не могла оправиться от удара. И тогда сеньор Бальбоа стал писать ей письма от имени внука.  Раскаяние в содеянном, слова прощения, рассказы  об удачно сложившейся жизни в Канаде, где он учится на архитектора, влюбился, женился и так далее,  сразу вернули бабушку к жизни. Вымышленный внук радовал пожилую сеньору вымышленными успехами,  дарил радость и счастье  жизни. А настоящий внук,  по информации, полученной сеньором, окончательно стал на преступную стезю. И вот он возвращается  в Испанию на пароходе, который внезапно терпит крушение. 
Сеньор Бальбоа, чтобы сберечь больное сердце любимой жены от горестного известия, обращается в «Ариэль» с просьбой о помощи. Причем просьба весьма необычного и деликатного свойства – нужен вымышленный внук. Агентство добрых дел с воодушевлением принимается за дело. Работники фирмы собираются подарить бабушке несколько наполненных счастьем дней, проведенных с обожаемым внуком и его женой. Однако обстоятельства внезапно складываются таким образом, что в планы приходится вносить значительные коррективы….
Какие? Не буду пересказывать, а то будет неинтересно. Добавлю только, что «Деревья умирают стоя»  очень качественный с точки зрения драматургии спектакль: сюжет захватывающий и  нестандартный, события в нем развиваются стремительно, кульминация острая, а финал неожиданный. Вымышленная история здесь настолько тесно  переплетается с реальной,  настолько глубоко они пускают  друг в друга корни, что разъединить их невозможно, как ни старайся. А еще здесь затрагиваются философские вопросы об истине и обмане.  О том, возможно ли прожить во лжи всю жизнь? И так ли ценна правда, если из-за нее может разрушиться чья-то судьба? И права ли жизнь, когда начинает требовать встречу с реальностью? Ведь ложь в этой истории - как спасательный круг, который бросили утопающему. 
Играют актеры самозабвенно! Созданные ими образы наполняют зрительские сердца сопереживанием, заставляя внутренне откликаться, радоваться и огорчаться за героев. Бабушка Эухения Бальбоа, роль которой исполняет народная артистка РФ Наталья Зубкова, любящая, мудрая, полная стойкости и терпения. Она легко и просто объяснила всем простую истину: близкие люди - это те, которые по-настоящему делают твою жизнь счастливой, а не те вымышленные персонажи, которые не стоят и капли твоей любви. Ей дана несгибаемая сила духа, чтобы до конца выдержать поединок с забывшим о чести и совести «другим» Маурисьо (актер Филипп Харций), внезапно ворвавшимся в ее жизнь. Сцена разговора с «другим» - кульминация всего спектакля – очень впечатляет, оставляя соленый привкус на губах и горький осадок в душе. И понимание, что есть люди, как деревья особой породы  – прочные и несгибаемые, которые не лишают своей благодатной тени  даже тех, кто их пришел рубить. А когда они  умирают, то умирают  молча и стоя.
Любовный дуэт героев Маурисьо (актер Олег Хомутов) и Изабеллы (актриса Дарья Симанкина) - ими любуешься, следишь за каждым жестом, каждой фразой, ведь именно они и романтическая линия спектакля, и главная интрига. Прекрасная, изящная, трепетная Изабелла с грустными глазами и чертовски обаятельный, добрый, смелый Маурисьо, умеющий дарить утешение другим  и чуть не потерявший себя. Актеры замечательно сыграли молодых людей, не случайно встретившихся на перекрестке своих дорог.
 Михаил Новаков органично предстает в образе преданного романтика-мужа Сеньора Бальбоа, а Лада Гольдман в образе помощницы по хозяйству Хеновевы, которая давно стала членом семьи, и назвать ее служанкой как-то язык не поворачивается. Напоследок скажу о «другом». «Другого» играть непросто, но у Филиппа Харция очень правдоподобно получилось показать настоящего негодяя - без жалости, стыда и совести.
Спектакль «Деревья умирают стоя» затрагивает  важную, особенно сегодня, тему семейных корней, ценностей и традиции.  Прекрасной мелодией звучит мотив  родного дома и уютного сада, где тебя всегда ждут, любят и принимают, где за стол садятся в определенное время и обязательно вместе, где хранят секреты семейных наливок и десертов.  
Остаться равнодушным к происходящему на сцене вряд ли у кого-то получится. История эта, как говорится, на века – она о семье,  вере, надежде. И о беззаветной силе любви. О  том, что необходимо верить в лучшее, несмотря ни на что.
А еще у спектакля очень странное свойство. Он совершенно незаметно обжигает, пока идет действие, а к финалу  ты с удивлением обнаруживаешь: ожог где-то там, где душа.  Но и ожог очень быстро заживает, ведь…читайте выше.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.