Вы здесь

КОРОЛЕВА ПОЭТОВ

В Ставропольской краевой библиотеке для молодежи имени В.И. Слядневой состоялось первое в новом году занятие студии «Читаем вместе. Перезагрузка». Лекция профессора Людмилы Бронской, ведущей программы «У поэтической карты России ХХ века», была посвящена Елене Шварц - русской поэтессе и прозаику, одной из ведущих фигур ленинградской неофициальной культуры 70-80-х годов.

Друзья ее называли «Королевой поэтов», критики - «отголоском серебряного века поэзии». Ее любили Бродский и Ахматова, но сама она не признавала никаких авторитетов. В то время, когда в Европе ее произведения были широко популярны - Гарвард, Кембридж и Сорбонна включали ее стихи в обязательную программу обучения, в СССР Шварц была неизвестна широкому кругу читателей.

Хотя те, кто имел доступ к, так называемому, андеграунду, относились к Елене с огромным уважением, а многие считали ее гением поэзии. Таковой она и была - литератором, умеющей превратить простое слово в сияющий бриллиант: «то бросить читателя в кипящую страстями бездну, то вознести его в трепетные райские кущи». Критики писали о Шварц, что она владела умением создать причудливые поэтические силуэты на грани метафизики и те, кто смог пробиться сквозь них, получал несказанное наслаждение. «Перевернутый Эверест», «пересоленное море», «тьмой изъеденные лица», «крест, вспотевший от огня», «озябшие Музы», «неземной архитектуры бормотание» - так дерзко могла жонглировать словами только поэтесса, пропускающая образы через свою душу.

С детства Елена вела дневники, записывая важные события своей жизни. Она родилась в послевоенном Ленинграде, ее мама - Дина Шварц была заведующей литчастью Большого драматического театра, где проработала более сорока лет. Практически все ее детство прошло за кулисами, в окружении дружного коллектива. Творческая атмосфера театра была для девочки тем волшебным зерном, которое выросло в огромный поэтический дар. В дневниках она впервые начинает создавать необычные рифмы, словно вкладывает в них прошедшие через ее душу театральные образы. Кстати, дневники Елены остались единственным источником ее биографии.

В юности Елена училась на филологическом факультете, но недолго. Учеба, по ее словам, отрывала от любимого занятия. На жизнь она зарабатывала, в основном, делая переводы пьес для театра. И продолжала писать, несмотря на то, что ее не признавали. Но даже находясь в «поэтическом подполье», Елена Шварц ограничила круг своего общения и оставалась яркой индивидуальностью, не примыкая ни к каким литературным течениям. Она не была отшельницей, но держалась обособленно, оберегая свой неземной дар и свободу личного пространства. Единственное издание, где выходили в свет ее произведения, был журнал «Самиздат». Она печаталась под псевдонимами Арно Царт и Лавиния Ворон.

На волне перестройки, поэтессу наконец-то начали публиковать на родине. В конце семидесятых Шварц стала обладательницей премии Анд-рея Белого, в конце девяностых - «Северной Пальмиры». В 2003 году она получила премию «Триумф», а в 2008 - Фонд Пушкина выпустил ее полное собрание сочинений.

Формат открытой лекции с интонацией дружелюбного академизма полностью соответствовал личности поэтессы - автора своеобразного, с непохожим ни на кого, легко узнаваемым стилем письма. Два часа в обществе знатока литературы, профессора Людмилы Бронской пролетели для студийцев незаметно. Эмоциональные посылы ведущей в зал неизменно вызывали ответную реакцию. Как всегда, были и традиционные для студии комментарии участников, и чтения стихотворений поэтессы вслух в творческой мастерской «Поэтическая башня». Все одновременно и привычно, и неожиданно, и невероятно интересно.

Елена САРАЙКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.