Вы здесь

ЛЕНИНА НА ПОРТРЕТЫ НЕ МЕНЯЕТ

Бессменный на протяжении последних 42 лет руководитель СПК «Колхоз «Терновский», председатель комитета по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии думы Ставропольского края Иван Андреевич Богачев государственными и иными наградами не обойден. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. Герой труда Ставропольского края. На прошлой неделе пришла новость, что Иван Андреевич награжден Ленинской премией. В числе пяти других лауреатов. Интересно, что Богачев - производственник один, остальные награжденные - или общественные деятели, или люди от науки.

Идейная награда

Не все, наверное, помнят, что Ленинская премия СССР была высшей формой поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, искусства и архитектуры. Тянет начало от 1925 года, последний раз присуждалась в 1991 году. А потом была забыта, по политическим причинам, разумеется, в связи с упразднением самого союзного государства, созданного как раз Лениным, с полным отказом от идей его основателя.

В нынешнем формате Ленинская премия возрождена в прошлом году ЦК КПРФ и выдается не от государства, а от партии. Но присуждается, как и прежняя, ко дню рождения Владимира Ильича Ленина, 22 апреля.

По-своему, логично. Ведь Ленин - это теперь, прежде всего, идеи. Как бы кто к нему не относился. Целое направление в философии и партийном строительстве под названием ленинизм. Признанное в мире. Очень целостное и стройное учение, в свое время ответившее на все основные вопросы, которые возникли перед обществом в кризисной революционной ситуации, и ставшее для него, да и для целой группы стран и народов путеводной звездой чуть ли не на столетие. И то, что они, эти самые идеи, у нас в стране не все были реализованы, вина не идей, а людей.

Для некоторых стран и обществ идеи марксизма-ленинизма и сегодня еще являются путеводными. Неплохо, кстати, работают.

И вполне естественно, что когда ленинизм перестал быть в Российской Федерации государственной идеологией, партия, у которой он остался на вооружении, стала отмечать одноименной премией именно приверженцев идей вождя мирового пролетариата, тех, кто наиболее заметен сегодня в деле воплощения их в жизнь.

Такие идейные и убежденные люди на русской земле еще есть. Пусть это и кажется странным тем, кто поставил на прошлом жирный крест и пытается бежать впереди паровоза в какое-то пока не совсем понятное для них же самих будущее.

Трудно представить награжденным другого

Богачев как раз из идейных. Формулировка награждения его Ленинской премией - «за успехи в производственной деятельности, отстаивание передовых форм социальной защиты трудящихся и активную работу по сохранению наследия советской эпохи» - общая. Но она как раз в русле его ленинизма, как раз про него. И, честно говоря, я сегодня не знаю в крае человека, кто был бы более достоин такой премии, чем Богачев.

Посудите сами. Иван Андреевич сохранил свое коллективное хозяйство во всех передрягах - и советских, и рыночных. «Терновский» сегодня высокорентабельное предприятие, в десятке лучших хозяйств края и в сотне - страны. Урожаи рекордные, под 60 центнеров с гектара, каких эта земля не знала даже в лучшие советские годы.

Но самое главное - у него под началом хозяйство, в котором все плоды труда коллектива остаются самому коллективу. Вполне по ленинским идеям. Капитализм с его частной собственностью и эксплуатацией трудящихся в «Терновском» и не ночевал, разве это не в русле ленинизма? В русле и то, что колхозники хорошо зарабатывают, за счет хозяйства развивается село, в котором оно расположено. Значит, и люди социально защищены. А чем не активная работа по сохранению наследия советской эпохи многолетнее членство Богачева в Центральном Комитете КПРФ? Да и сохранение партийной ячейки в колхозе, насчитывающей сейчас 85 коммунистов - больше, чем в ином районе в целом, сохранение пионерской организации в селе тоже многого стоит.

Узы совести

В рабочем кабинете Богачева за его спиной - портрет Ленина. Висит, как говорят, бессменно, все 42 года его председательствования. Вождь смотрит, щурясь, на всех, кто заходит сюда. Как бы оценивая. А заходят многие. От простого бесхитростного колхозника до проныры коммерсанта, цель которого дешевле купить то, что щедро полито потом этого же колхозника, и продать себе с выгодой. Увы, это у нас и есть рынок.

- От одного взгляда на портрет у барыг настроение портится. Соображают, куда попали, что «рыночные» номера типа откатов и взяток тут не пройдут, - шутит Иван Андреевич.

Приходилось наблюдать, как иные руководители меняли портреты как перчатки: Брежнева на Черненко, Черненко на Андропова, потом Горбачева цепляли с придыханием на стены, Ельцина... Сейчас у всех сплошь Путин, хотя его несколько лет назад и чередовали с Медведевым. В этой связи Иван Андреевич шутит, что он Ленина на портреты не меняет.

Та самая шутка, в которой лишь доля шутки. Уже этим своим постоянством Богачев выглядит мудрее остальных. Как бы говорит невзначай, что есть - сиюминутное и есть - вечное. И уж что-что, а идеи свои - то самое вечное, что только и достойно вечности, - не меняет, тем более ими не торгует в угоду кому-то.

- Много руководителей было у страны. А дискуссии почему-то продолжаются вокруг Ленина и Сталина. И народ их помнит больше, чем кого бы то ни было. Это ведь что-то значит! Значит, они - личности, они оставили что-то такое, что и сейчас будоражит народ? Идеи и оставили, что же еще. Как сделать жизнь лучше. И они будут востребованы до тех пор, пока это лучшее не настанет.

Это он во время последней нашей встречи. Беседовать с Богачевым о политике и об идеях интересно. Говорит, конечно, в силу возраста больше Иван Андреевич, я в слушателях, профессия такая. Он же рассуждает логично, со знанием предмета, хотя порой и запальчиво. Но самое главное, убедительно. Не люблю красивых фраз, но именно к таким убежденным людям, как Богачев, можно смело отнести, как это ни странно, не очень затертые слова Карла Маркса, что идея - это те самые узы, которыми разум приковывает совесть.

Не позволяет идея ей, совести, размыться и пропасть - уточним от себя. Именно ленинские идеи, похоже, приковали совесть Богачева. К народу приковали. К стране своей, к селу своему и коллективу. В том смысле, что оставили его честным, правдивым и порядочным по отношению к людям и стране на протяжении всей не такой уж и сладкой жизни. И сформировали как личность опять же они. Поскольку он из среды самых-самых бедняков, а это значит, что с обостренным восприятием социальной справедливости. На которое, это самое восприятие, как раз и легли благодатно ленинские идеи, главная цель которых - повсеместное восстановление этой самой социальной справедливости.

Наполненная жизнь

- Я сегодня проснулся в полшестого утра. С тяпкой - на свой огород, картошку прополол. Дело ведь не в картошке, а в том, чтобы двигаться. Да и в крови это у нас, селян, землей заниматься. Потом - по колхозу, к восьми утра, к планерке, уже знаю, где что произошло, где, кто и чем будет заниматься. А к одиннадцати поеду в думу, по депутатским делам. Не по возрасту? А почему? Жить надо! Какой сегодня средний возраст мужчины в стране, 72 года? Так я уже на шестнадцать лет пережил середнячка. Я счастливый человек. Я живу, меня знают люди, я полезен им. Я человек убежденный. Что еще надо? Это и есть богатство, разве я не прав?

Прав, сто раз прав. Как прав человек, который живет по совести, не оглядывается. Потому что за плечами честная жизнь.

Богачев 1930 года рождения. Это значит, что детство пришлось как раз на войну. Крови не видел, но непосильного труда, лишений хлебнул в полной мере. Как и весь народ. Трудовая биография началась с одиннадцати лет. Послевоенное восстановление страны во многом за счет села - опять же на плечах таких, как он. Все ступени в хозяйстве прошел - от простого работяги-колхозника до председателя. В которые шагнул с должности «идейной» - секретаря парткома. Так что про ленинизм знает не понаслышке.

Наверное, про все начинания тех, советских времен, в его хозяйстве можно отдельную главу написать. Да и не в одной книге. Как новую технику осваивали, как с удобрениями и средствами защиты растений учились работать, как выращивание новых видов сельскохозяйственных культур, типа сахарной свеклы или льна, осваивали. Строили социалку - дома, водопровод, свет тянули, дороги асфальтировали. Как меняли, по большому счету, к лучшему само село и живущего в нем человека.

Но вряд ли тогда Иван Андреевич даже подумать мог о том, что произойдет откат назад. Чуть ли не в тридцатые годы прошлого века по части отношений земельной собственности. Что придется снова бороться за землю для колхоза и с государством, и с его чиновниками, и с человеческими частнособственническими пережитками. В русле ленинских идей коллективизации бороться.

Но - пришлось. Ельцинская земельная реформа разделила землю на паи и фактически вернула в частные руки. Пришлось заново скупать ее назад, в колхоз. Многие председатели, кстати, воспользовались этим моментом и скупили паи на себя. В немалых количествах, сотнями, а то и тысячами гектаров, став латифундистами современного разлива. Иван Андреевич не приобрел для себя ни пая. Все оформлялось и оформляется до сих пор на колхоз. А как иначе, если человек убежден, что только за коллективной собственностью на землю будущее? И что эта ленинская идея не исчерпала себя?

Честный человек потому и такой, что честно поступает.

Премия Ленинская -

это главное

- Иван Андреевич, а какой размер современной Ленинской премии?

- А я и не знаю. Мне в ней интересно и приятно только то, что она ленинская. И - дается от имени партии, в которой состою и которую никогда не оставлю, - отвечает Иван Андреевич.

Наверное, по-другому коммунист и не может сказать. К деньгам Иван Андреевич никогда особо не тянулся, хотя фамилия Богачев вроде как происходит от богатства.

Его богатство - совсем в другом.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.