Вы здесь

МАКАРОНЫ В РАССРОЧКУ, КОЛБАСА В КРЕДИТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Представьте себе, приходите в магазин, складываете в корзину обычный набор продуктов, а на кассе вам говорят: «Как будете платить - наличными или оформим покупку в рассрочку?» Согласитесь, звучит как-то дико. Еда в кредит, на мой взгляд, даже хуже, чем работа за еду. Тем не менее это скоро может быть вполне реально. О такой возможности недавно сообщили представители одной из крупнейшей сети супермаркетов. Компания планирует выдавать своим клиентам цифровые карты рассрочки, по которым можно будет делать покупки в кредит с льготным периодом.

Оформить такую карту проще простого - в течение нескольких минут в любом магазине сети при предъявлении паспорта. «При снижении реальных доходов населения такой инструмент позволяет облегчить доступ потребителей к денежным средствам, - считают инициаторы. - Это позволяет поддержать спрос на товары повседневного пользования».

Только вдумайтесь, покупать можно все, чего душа пожелает, независимо от того, есть ли деньги в кошельке или нет. Кефир, хлеб, сосиски, макароны, даже пиво с водкой. Это ли не счастье! Съел, выпил, закусил сегодня, а заплатил только через месяц-полтора. Какая щедрая забота о бедных россиянах!

Но многие почему-то стали неблагодарно возмущаться. Мол, довели народ, и так денег не хватает, так ему еще и еду в кредит суют, чтобы потуже затянуть удавку. Хотя она и так уже сидит на шее достаточно плотно. Согласно исследованию Роспотребнадзора, больше половины россиян испытывают трудности с погашением кредитов. Из 4 тысяч опрошенных семей у 9 процентов заемщиков есть просрочки по платежам, 10 процентов вынуждены были хотя бы раз обращаться к банку с просьбой о реструктуризации кредита, 14 процентов так или иначе испытывали трудности с выплатой. С микрозаймами дело обстоит еще хуже - лишь 35 процентов должников платят в срок.

При этом рост кредитования продолжается. За прошлый год он превысил 24 процента, обогнав рост зарплат и реальные доходы, которые, если честно признаться, за последние пять лет вообще не росли, а падали. Общий размер долга по потребительским и ипотечным кредитам в прошлом году достиг примерно 15 триллионов рублей. Только за первый квартал этого года россияне задолжали банкам почти 1,6 триллиона рублей. В среднем долг российской семьи превышает 263 тысячи рублей, а просроченная задолженность - 13 тысяч.

Эта проблема стала одной из обсуждаемых на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. По мнению руководства Центробанка РФ, высокая закредитованность связана с низким уровнем жизни людей, так как кредиты на текущее потребление в основном берут малоимущие. Не случайно наибольший рост кредитования отмечен в регионах с более низким уровнем жизни, например, в Калмыкии - 59 процентов, в Тыве - 56, в Чувашии - 44. И вот ко всему этому появится новая категория кредитов - пищевые.

Удачный ход

Хотя чему удивляться. Обычное дело. Бизнес ищет пути, как заработать больше. «Виртуальная карта позволит увеличить продажи на 10 процентов», - не скрывают представители компании. Специалистов, придумавших столь хитроумный маркетинговый ход, можно понять. Кредитование с отсрочкой - один из давно отработанных методов повышения продаж. И если так уж получилось и мы живем в небогатой стране, то на ком же еще зарабатывать и увеличивать продажи, как не на бедных?

В среднем мы с вами тратим на еду около трети своих расходов. При этом, по оценкам социологов, 20 процентов соотечественников тратят на еду примерно половину, и это по всем критериям - признак даже не бедности, а нищеты. Почти половина населения расходует на еду и другие обязательные платежи - ЖКХ, транспортные услуги, самую необходимую одежду - примерно 50 процентов своих доходов. И это тоже далеко не представители среднего класса.

Ну а поскольку бедных много, то это огромный рынок и его нужно осваивать. «Всучим им в кредит продукты, и доходы потекут целенаправленно, в конкретный карман, прибыль умножится», - посчитали маркетологи. Ведь кредитно-пищевая карта будет работать только для бесконтактной оплаты в магазинах этой сети, расплатиться ей в других торговых точках будет нельзя. К тому же покупок по кредитке всегда совершается больше, чем наличными, это давно просчитанный факт. Вытягивание купюр из кошелька действует как психологический тормоз для шопоголиков, а когда там пусто - и вовсе отрезвляет.

При оплате кредитной картой, расходы контролировать сложнее. Тут возможности почти безграничны. Тем более когда имеется льготный период - от 30 до 50, и высокий кредитный лимит от банка. Как говорит одна моя знакомая: тратишь, как будто это твои деньги, пока не придет СМС-оповещение об очередном платеже. А в последующие месяцы пополняешь счет, отказывая себе практически во всем.

Интересное исследование несколько лет назад провела компания «Макдональдс». Ее сотрудники вычислили, что средний чек при оплате картой составил 7 долларов, а наличными - 4,5. Проводились и такие исследования, в результате которых обнаруживалось, что отдельные виды покупок по карте вообще на 100 процентов дороже, чем налом. То есть за наличные тот или иной товар или услугу люди вообще не приобретали. Механизм «купи сейчас - оплати потом» действует безотказно.

На популярность безналичных расчетов работают и карты лояльности банков, кешбэк, всевозможные бонусы и полетные мили. Растет и доступность мгновенных и онлайн-платежей с мобильных устройств - телефонов, планшетов. Потребителю кажется, что это не он платит свои кровные, а ему доплачивают за то, что он покупает. Какая прелестная иллюзия! Притом что все давно заложено в цене.

От иронии до шока

Эту ситуацию бурно обсуждают пользователи соцсетей. Часть из них отреагировала на это сообщение возмущением, кто-то с юмором, но некоторых новость об этом повергла в настоящий шок.

«К обуви и пальто в кредит все привыкли. Но чтобы макароны в кредит...»

«Экономика страны «набирает обороты»: обед в рассрочку, микрокредит на ужин, молоко 2,5 процента жирности под 2,5 процента годовых...»

«Вместо того чтобы контролировать цены на продукты питания, а они за полгода очень прилично взлетели, проще скинуть покупателей в долговую яму».

«Курицу - в ипотеку! Мороженое - в лизинг! Просрочку - в рассрочку!»

«Считаю, что если и делать такую возможность, то только для основных продуктов: хлеба, молока, мясных продуктов. Но это вряд ли будет выгодно тем, кто будет давать виртуальные карты. С возможностью рассрочки можно будет набрать всякой ерунды, а потом всю жизнь отдавать».

«Банковская система хочет нас посадить на кредитную иглу. Я банку должен на текущий день 800 тысяч рублей. Вчера звонили и сказали - одобрено еще 900 тысяч, только кнопку нажмите. Нажмите кнопку и будете всю жизнь должны! Великое решение, но не для простых смертных, а для бизнеса».

«Вот тебе, Васенька, карта волшебная, возьми хлебушка в кредит. С льготным периодом! Без переплат!» Зачарованный Василий набирает телегу еды бесплатно и радостно тащит ее на купленном в кредит автомобиле в малогабаритную ипотечную квартиру. Но льготный период вдруг заканчивается, и Вася узнает, что долговая нагрузка его домохозяйства выросла на сумму кредита, взятого «на поесть». Но ведь это уже совсем другая проблема, правда?»

«Забавная кредитная история у человека получается: машина, ипотека и, например, колбасы на 10 косарей. Приставы придут описывать имущество в счет оплаты съеденной несколько недель назад курицы, а в истории бедного заемщика появится компрометирующая запись: «Не оплатил вовремя «Доширак» и пиво». И решение суда: «Есть больше не будете!»

«Будут вносить в черный список покупателей и запрещать продавать еду в других магазинах! Все как в банках...»

«Магазины хотят давать еду в кредит, как они потом долги собирать будут? - Жилплощадью, жилплощадью рассчитываться придется».

«За что отбываешь? - За помидоры в кредит».

«Вот оно, светлое будущее - хлеб под залог квартиры. И правда, это надо умудриться так жить, когда нефть - национальное богатство, и профицитный бюджет, и нищее население».

Среди высказываний ни одного положительного отзыва на новую инициативу. В общем, россияне подарка торговой сети не оценили.

Переводим долг на цифру

Возможно, узнав об общественном резонансе про еду в кредит, власти настоятельно порекомендуют не разжигать тему и по-тихому свернуть инициативу. Между тем проблема бедных от этого никак не разрешится. И она точно не решится, если ее и дальше загонять под лавку.

Люди берут кредиты не от хорошей жизни. Идея ввести карты рассрочки на продукты питания лишь подтверждает то, что у доброй половины людей сегодня нет денег даже на элементарные жизненные потребности. Это говорит о том, что черта бедности в России уже переступила определенную грань. Покупки в долг часто практикуются в мелких городках и в селах. Доходы людей там настолько низкие, что «продукты под запись» - порой единственный способ для семьи дотянуть до следующей зарплаты или пенсии. Теперь эти порядки переходят в крупные города.

Прогресс очевиден - от долговых тетрадок до кредитных карт дошли! Если такие карты рассрочки будут выдаваться в продуктовых магазинах, граждане с удовольствием будут их оформлять, чтобы хоть как-то выжить. Другое дело, чем они будут отдавать эти деньги? То есть это очередная финансовая кабала.

Кредит - конечно, вещь полезная, в том случае, если он берется человеком взвешенно, обдуманно. На покупку оборудования, например, в помощь малому бизнесу, на жилье, чтобы не платить «чужому дяде» за аренду, или на транспорт, если он необходим для работы. И выдавать кредиты нужно только в банках, где человеку грамотно объяснят условия договора, а проценты и переплаты укажут крупным шрифтом. Но и тут нельзя забывать старую народную мудрость: «Берешь чужие деньги, а отдавать приходится свои».

Лично я категорически против таких потребительских кредитов, где готовы всучить пиво с семечками - и в очередь на кассу. Вряд ли рядовой обыватель сможет адекватно оценивать кредитные возможности, стоя в очереди за сосисками. А кушать все-таки надо в меру, а не в долг.

Елена САРАЙКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.