Вы здесь

МУСОРНАЯ РЕФОРМА ЗАКОНЧИЛАСЬ МУСОРНЫМ ОБРОКОМ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Два года назад на Ставрополье стартовала мусорная реформа. Мы ввязались в нее одними из первых в стране, на год раньше всех. Хотя, прямо скажем, ситуация у нас в этой сфере не была критической, похоже, руководству края победных лавров захотелось.

Что за это время изменилось, решены ли главные задачи реформы? Поставленные, кстати, самим Президентом страны В. Путиным. Первая - навести порядок в сфере обращения твердых коммунальных отходов, наладить их глубокую переработку и в итоге очистить страну от свалок. И вторая, которая как раз и должна помочь в реализации первой - разработать и включить в отрасли соответствующий набор рыночных механизмов, превратить ее в прибыльный и привлекательный сектор экономики.

Ничего не поменялось

Что за эти два года поменялось чисто внешне?

Чище, лучше стало на точках сбора мусора во дворах многоквартирных домов? Нет. По общему мнению, на контейнерных площадках стало грязнее. Мусор вывозится менее регулярно, чем раньше. Особенно - в праздничные и послепраздничные дни контейнеры переполнены, ждут своего часа сутками. Чего раньше просто не было. Что же касается сел, то привычной стала картина, когда пакеты с мусором по несколько дней висят на столбах с перекладинами (их, словно виселицы, поставили у дорог специально для этого, оставлять на земле - позволить бродячим собакам растащить мусор), машины собирают их нерегулярно.

Удалось ли сломать шкодливую практику, когда несознательные граждане грузовиками сваливают мусор в лесополосы, овраги, устья рек? Оставляют пакеты на обочинах дорог?  Нет, все это продолжается. Более того, чуть ли не в свалку превратилась дорога к главному мусорному полигону в окрестностях Верхнерусского. Это своего рода визитная карточка проводимой реформы.

Началась ли очистка окрестностей населенных пунктов от таких стихийных свалок?  Нет, мусор там как валялся, так и валяется.

Рекультивируются ли крупные старые свалки? Нет, даже самая проблемная в Полковничьем Яру возле Ставрополя забыта и заброшена.

Налажен ли раздельный, как во всех цивилизованных странах, сбор мусора? Нет, дворов, где стоят эти самые раздельные контейнеры, единицы.

И, наконец, построены ли мощности по глубокой переработке и утилизации мусора? Нет, про них одни только разговоры.

Нет, нет и нет... То есть мы по большому счету ни на шаг не продвинулись в устранении тех самых раздражителей, которые и были отправной точкой для начала мусорной реформы. И тем более не продвинулись в решении задач, поставленных Президентом. Хотя, согласитесь, все эти два года о мусорной реформе только и слышно, ей посвящаются совещания, заседания в министерствах, в общественных структурах, об этой наболевшей теме чаще других пишет пресса.

И мои наблюдения совсем не преувеличение. Крайне негативно оценил результаты мусорной реформы на Ставрополье побывавший у нас недавно депутат Государственной думы РФ О. Шеин. А заместитель председателя краевой думы А. Кузьмин назвал реформу «прямым ущербом жителям Ставропольского края». Нет числа негативным откликам рядовых граждан на мусорную реформу. Одно из интернет-СМИ устроило голосование, так 97 процентов поставили реформе «неуд». Да и в целом по стране эту реформу не жалуют. Не счесть протестов. Ее неприятие населением уже даже выше, чем пенсионной реформы.

Давайте поразмышляем, почему же она не удалась.

Начали не с того конца

Мусорная реформа - это изменение системы сбора, перевозки, переработки и утилизации ТКО (твердых коммунальных отходов). В комплексе. С выходом в итоге на полную переработку. И того мусора, что появляется в результате жизнедеятельности каждый день, и того, что накопили раньше. За годы и годы безответственного отношения к проблеме.

Сложившуюся ранее и худо-бедно работавшую систему в крае вроде как в корне изменили тем, что поэтапно создали четыре региональных оператора. ООО «Эко-сити» - оно начало работать раньше остальных на целый год - достались Ставрополь и западные районы края, ООО «ЖКХ» развернулся, хотя и чуть позже, на территории Кавминвод и прилегающих районов, включая Невинномысск, ООО «Экострой» - на территории Александровского, Благодарненского и Новоселицкого районов. И ООО «Комбинат благоустройства» взяло на себя Буденновск и прилегающие восточные районы.

По задумке эти операторы должны были стать генератором всех новаций в отрасли на своих территориях. И мозгом, и организатором, и двигателем реформы. Но в реальности, не побоюсь этого сказать, превратились в механизм продвижения корыстных интересов тех, кто за ними стоит, в мощный насос для выкачивания денег из населения и предприятий. Во всяком случае, у меня лично складывается именно такое впечатление.

К началу реформы край имел более-менее отлаженную систему сбора и перевозки мусора. Она была частью рынка малых и средних предприятий. Люди нашли там свою нишу, создали рабочие места, зарабатывали, налоги платили. Оборудовали контейнерные площадки, следили за их чистотой, приобрели специализированный транспорт, плотно работали как с местной властью, так и с населением, прислушивались к их мнению. В общем, дорожили своим делом, пришли в эту сферу, как считали, всерьез и надолго.

Откровенно слабым местом в крае являлись переработка и утилизация мусора. Мусороперерабатывающий завод один на весь край, да и то устаревший. Полигонов по сортировке ТКО единицы, свалки в основном варварские, без предварительной сортировки, копившиеся десятилетиями, превратившиеся в источник экологического неблагополучия для окрестностей. Технологии глубокой переработки мусора дорогостоящие, поэтому особо не развивались.

Казалось бы, с переработки и утилизации и надо было начать реформу. Во всяком случае, сделать именно на этих двух технологических операциях основной упор. Именно здесь найти новые организационные решения, привлечь сюда инвестиции, предоставить господдержку, льготы для стартапов и прочее.

Но мы начали реформировать как раз то, что и так хорошо было отлажено - сбор и транспортировку ТКО. Вместо того чтобы просто встроить имевшееся успешное в реформу и дальше укреплять и развивать его, начали хищнический передел этого самого успешного.

Рукотворные монополии

Все было отдано на откуп региональным операторам. В реальности они стали монополистами. На огромных территориях. Причем, и это надо особенно подчеркнуть, рукотворными монополистами, созданными краевой властью. По всему выходит, вопреки президентской задаче включить в отрасли соответствующий набор рыночных механизмов. Ведь монополия и рынок - вещи несовместные. Получается, краевые правители этого просто не понимают.

Монополисты вроде как вышли победителями на проведенных правительством края конкурсах. В общей сумме около 100 миллиардов рублей были разыграны. Деньги не бюджетные, это будущие поступления за мусор от населения и организаций в ближайшие 15 лет. Сумасшедшие деньги, не правда ли? Залог и обеспечение заявки по контрактам для участников конкурсов тоже были не маленькими, измерялись десятками миллионов рублей. Таким нехитрым образом просто отсекли неугодных, на большинстве конкурсов было всего по одной заявке. То есть к бешеным деньгам подпустили только нужных.

Затем регоператоры провели конкурсы на сбор и перевозку ТКО. Причем разыграли всего по несколько лотов. По четыре, три, а то и два на свой регион. Таким образом, в игре остались десяток предприятий из ранее работавших в этой сфере двух сотен. А остальные? Остальные, имеющие лицензии на этот вид деятельности, сложившиеся профессиональные коллективы, технику, зачастую купленную в кредит, это право вдруг потеряли. По мановению руки родного правительства, жившего на налоги в том числе и с них. Вынуждены были или уйти с рынка, продать регоператору и приближенным к нему структурам по бросовой цене технику, контейнеры или перейти работать к победителям по субподряду. А то и путем сдачи в аренду техники вместе с людьми. Некоторые и разорились. Любая попытка продолжить сбор сразу же пресекается региональным оператором. С привлечением силовых структур и машины правосудия.

И такая же ситуация по всей стране. На недавнем съезде Торгово-промышленной палаты прозвучала цифра, что в целом по России из этой сферы бизнеса вытолкали 24 тысячи(!) предприятий.

Давайте называть вещи своими именами: фактически малый бизнес в этой отрасли был уничтожен как класс. И это при том, что о его всемерной поддержке говорится в стране на всех уровнях руководства. Более того, существуют законодательные нормы, обязывающие власти отдавать долю на рынке именно малому бизнесу. В нашем случае о них даже и не вспомнили. Хотя недавно федеральное правительство под напором общественных структур вроде спохватилось, решило, что не менее 15 процентов от своего оборота региональный оператор должен передать структурам малого и среднего бизнеса. Но это тот самый случай, когда поезд уже ушел.

И опять же давайте еще раз вернемся к президентской задаче включить в отрасли соответствующий набор рыночных механизмов, сделать ее привлекательной и прибыльной. Тут наше движение пошло явно просто в противоположную сторону. Президента министры не слушают?

Власть уже не указ

Монополии, как естественные, так и рукотворная, как в нашем случае, живут по своим законам. Кроме того, что они давят конкурентов и ликвидируют конкуренцию, они еще и развитие отрасли останавливают. Загнивание нашей новоявленной монополии видно уже по тому, что положение дел в сфере оборота ТКО ухудшилось.

Вот, к примеру, «Эко-сити». Получило на конкурсе (хотя оказалось единственным участником) права единого оператора на последующие 15 лет. С объемом поступающих доходов за этот период 53 миллиарда(!) рублей. То есть по 3,5 миллиарда в год. Затем, правда, от этого жирного куска немного отщипнули. Отвалился Невинномысск и окрестности. Под давлением, в том числе и общественности, справедливо возмущавшейся новоявленным монополизмом. Но все равно за «Эко-сити» осталась цифра потенциальных доходов, приближающаяся к трем миллиардам в год. А теперь сопоставьте эту сумму с выручкой предприятия за предыдущий перед реформой 2017 год - всего 208 миллионов рублей.

То есть предприятие взяло на себя ношу, десятикратно превышающую предыдущую. Понятное дело, что не справилось. В 2018 году выручка достигла всего лишь 931 миллиона рублей. Да и по итогам прошлого года к вожделенным трем миллиардам так и не приблизилась.

Теперь понятно, почему контейнеры с мусором в Ставрополе не убираются вовремя? Про стихийные свалки в окрестностях можно и не говорить, регоператору явно не до них. И непонятно, когда же станет до них.

Когда ты, что называется, пуп земли, то теряешь представление о реальности, начинаешь чувствовать себя чуть ли не богом. И это тоже про монополиста. Чего стоит опубликованный недавно ответ руководства «Эко-сити» заместителю председателя краевой думы А. Кузьмину на его предложение провести заседание временной комиссии по вопросам состояния окружающей среды на полигоне в Верхнерусском: «Эко-сити» является коммерческой организацией, считаем посещение и проведение временной комиссией думы заседания на территории полигона нецелесообразным».

В общем - отвалите, не путайтесь под ногами, господа депутаты, не мешайте бабло лопатами грести. А что вы еще хотели от оборотистых частников, которыми являются по своей сути региональные операторы? Если они умудрились под прикрытием высоких слов о защите родной природы и страны в целом пробить эту реформу на самом верху, навязать ее реализацию регионам, то вы, какие-то краевые депутаты, теперь для них, что вошь на аркане.

Большие деньги - это основа независимости. Причем и от тех, кто в данном случае породил эти деньги. От власти.

Золотой телец

Единственное, что получили пока граждане от мусорной реформы - это большую плату за мусор. Реально - вдвое большую. И то, что за него стали платить все поголовно, включая селян на забытых богом хуторах. И причем в принудительном порядке. Независимо от того, забрали у тебя мусор или ты его на своем приусадебном участке сам утилизировал. Закопал, сжег, переработал на удобрение. Или просто вообще его не производишь: ты, к примеру, аскет, ходишь всю жизнь в одном рубище и живешь святым духом. Все равно плати.

И не за кубы или там тонны стали платить, а по самому факту регистрации человека. Прописан - плати.

Для предприятий ситуация еще хуже. Постановлением министерства ЖКХ края введены так называемые нормативы накоплений.

Платить надо теперь с квадратного метра площади офиса или занимаемой предприятием территории. Независимо от того, работает твое предприятие или стоит, десять человек в нем или сто. Зарегистрирован здесь - плати.

Понятное дело, что платят и муниципальные, унитарные и другие из разряда бюджетных предприятия. А их численность раздута, и платежи за мусор пухлые. Таким вот нехитрым образом бюджет лихо перекачивается в частные карманы.

Из политэкономии известно, что подобные тотальные и безосновательные поборы с людей - это оброк. Наследие феодализма. Что же это за реформа, которая тянет назад, в этот самый феодализм?

Создается впечатление, что именно на взыскание этого мусорного оброка, выкачивание денег из граждан и организаций и направлены теперь основные усилия регоператоров. Во всяком случае, их руководители на совещаниях как главную задачу своих структур рассматривают доведение денежных сборов до 100 процентов. Сам процесс сбора ТКО, задачи по их глубокой переработке и тем более чистота в населенных пунктах и вокруг них как-то на втором плане. Скандалы вокруг денег идут все два года. То тарифы для населения на ТКО регоператоры предлагают завышенные настолько, что народ просто криком кричит и губернатору приходится вмешиваться и умерять аппетиты, то нормативы накоплений для предприятий с их подачи Региональная тарифная комиссия устанавливает такие, что бизнесу впору закрываться. И тот опять же кричит. Идет постоянная корректировка стоимости услуг. В ее русле регоператоры стали даже устанавливать льготы для некоторых категорий населения. Понатворили дел, теперь надо бороться за положительный имидж. Но все равно в итоге, если сравнивать с дореформенным положением, и тарифы выросли для населения в два раза, и нормативы для предприятий подскочили в несколько раз. Плата за мусор вдруг стала у каждого из нас заметной строчкой в коммунальных платежах.

На выкачивание мусорного оброка вовсю работает и юридическая служба региональных операторов. Например, тот же «Эко-сити» за эти два года подал свыше 140(!) гражданских исков о взыскании долгов за мусор. «Экострой» - 87, «ЖКХ» - 41, Комбинат благоустройства - 16. Это статистика по искам к предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Она на сайте Арбитражного суда ведется. К сожалению, нет обобщающей статистики на сайтах судов общей юрисдикции, рассматривающих иски на граждан-неплательщиков за мусор. А там таких исков уже множество. Причем даже отсутствие договора между гражданином и регоператором не является препятствием для удовлетворения иска. Таким образом Гражданский кодекс, где прямо записано, что граждане свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, побоку.

Поневоле поверишь гуляющей по интернету шутке со смыслом: мусорная реформа - сплошное беззаконие, и она успешна только там, где губернатор, прокурор и регоператор в одной связке. Первый гнет всех через колено, второй закрывает глаза на беззаконие, третий творит все, что хочет.

Без устали скоблить золотого тельца, конечно, заманчиво. Но он ведь может и упасть.

Про переработку только разговоры

Ну а теперь самое главное - про переработку и утилизацию мусора.

По задумке, создание перерабатывающих мощностей должно стать венцом реформы. На прибыль от тех самых 100 миллиардов, которые по всем планам должны перекочевать из карманов граждан и со счетов предприятий региональным операторам.

Но вот первая неутешительная странность. Тот же «Эко-сити» по итогам 2018 года получил всего 4,2 миллиона рублей чистой прибыли. В общем-то, копейки, если помнить, что весь его доход составил 932 миллиона, и если представлять, что мусороперерабатывающие заводы стоят миллиарды рублей. Финансовая отчетность прошлого года еще не обнародована, но вряд ли там будут более утешительные цифры. Остальные регоператоры показали еще более скромные результаты.

Выходит, на то, что именно региональные операторы будут закоперщиками в сфере создания перерабатывающих мощностей, надеяться особенно не надо?

Есть надежда, что они будут созданы за счет федерального бюджета. Во всяком случае, Правительство страны устами бывшего премьера Д. Медведева громогласно заявляло, что по России будет построено свыше ста таких заводов. И один из них - это уже обещал губернатор В. Владимиров - обязательно у нас в крае. Потом были его же обещания построить даже два таких завода...

На сегодняшнее число ничегошеньки нет. Реальных, одобренных в установленном законом порядке проектов, конкретных строительных площадок, реального финансирования перерабатывающих мощностей. Даже на горизонте.

Обещания же продолжаются. В начале марта, например, наш губернатор, если верить краевым СМИ, обсудил в Москве с инвестором из Южной Кореи открытие новой мусороперерабатывающей линии в крае. Вроде как очень современной и эффективной, способной даже вредные химикаты нейтрализовать.

Реформу взять и отменить

Подведем итоги на предмет того, что мы получили в итоге от действа под громким названием «мусорная реформа».

Одних перевозчиков, работавших ранее в реальных рыночных условиях и которых ранее население или там предприятия реально выбирали, поменяли на монополистов-перевозчиков. И это, по большому счету, все, что, так сказать, реформировано.

Получили ли что-либо от мусорной реформы все мы, граждане? Нет, ничего хорошего нам на голову не свалилось. Кроме мусорного оброка.

Получили ли что-либо предприятия? Нет, все тот же мусорный оброк, с той лишь разницей, что платить они стали не вдвое больше, как граждане, а втрое, а то и впятеро больше.

Получил ли что-либо бюджет края? Нет, ничего не получил. Скорее наоборот, поскольку две сотни загнувшихся предприятий  - это реальная потеря и рабочих мест, и налоговых доходов. Да и платы бюджетных предприятий регоператорам весомые.

Получил ли что-либо край положительное по части улучшения экологии? Нет, ничего не изменилось, стало даже хуже.

Я уже не говорю о том, что поставленные Президентом страны задачи не решены. Как и победных лавров нет, да и не предвидится.

Так может, реформу взять и отменить? Как неудавшуюся.

Представляю, какой ответ мы получим и какие телодвижения от тех, кто всю эту катавасию затеял и кто сейчас ловит рыбку в мутной воде.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.3 (9 голосов)

Комментарии

С 1 июля 2018 года у нас в Буденновском районе стал работать ООО "Комбинат благоустройства", за все время работы, не изменилось ровным счетом ничего, население получают долги в платежках за неоказанную услугу, не зависимо с какого числа заключил договор, плату начисляют с 1 июля 2018 года. Посезонные замеры комбинат в с.Прасковея, проводил с нарушениями, вместо положенных 7 дней подряд, независимо от графика вывоза ТКО, замеры проводились только 1 день. Министерство ЖКХ, прокуратура не реагирует и дают отписки, что нарушений нет. Полный беспредел. Замечаний очень много, население возмущаются, но результат-0.

Всё в точку!

Единственный выход, чтобы решить проблему мусора планеты — это срочно строить экологически безопасные заводы по 100% переработке бытовых и промышленных (не обязательно сортированных) отходов по непрерывной технологии низкотемпературного пиролиза в отсутствии атмосферного воздуха. Дело не в количестве бытового мусора и в его морфологии - можно полностью безболезненно для окружающей среды переработать даже «хвосты». Технологические решение для данной технологии в России уже давно есть, которое не потребует дорогостоящее иностранное оборудование. Низкотемпературный пиролиз решит проблемы не только экологии, но и решит проблему территории с энергоносителями (включая локальные электростанции) для сельского хозяйства, промышленности, населения. Этой технологией можно рекультивировать под «ноль уже закрытые свалки» и рекультивировать заражённые земли под уже убранными свалками, обеспечивая чистую экологию водного, воздушного и земельного пространства для населения и для будущих поколений. Для начала потребуется небольшие деньги, а т.к. окупаемость завода порядка 12 мес., поэтому с получаемой прибыли в последующие годы пойдёт ускоренное развитие отрасли по переработки отходов, включая сельскохозяйственных (растительность, навоз, помёт и др.), что дополнительно повысит конкурентоспособность и развития товарного производства в России. Оплата за утилизацию ТБО от населения не потребуется. Раздельный сбор - это блаж от тупоголовых, который уносит в пустую значительную часть суммы взносов населения и повышает издержки на "мусорную реформу" - все должно по максимуму сортироваться на заводе. Базовая производительность завода по глубокой переработке ТКО (ТБО) равна 200 тонн в сутки и стоимостью под ключ = до 12 млн евро. Нужно только политическое решение здравых умом. Сумма годовой прибыли соизмерима с суммой вложения в завод. За счёт собственной прибыли производительность завода можно ежегодно увеличивать на 100%. Зарубежные инвестиции только ухудшают экономическое положение граждан страны. Для нашей самой холодной страны инвестиции обходятся втридорога, нужно брать только кредиты, как это делал Александр III - соблюдайте хотя бы основные постулаты политэкономии, перед тем, как принимать серьёзные финансовые решения. Кстати, не производите RDF топливо имеет такую же ядовитость для экологии, как обычное сжигание мусора на свежем воздухе. Перед тем, как советоваться с народом о постройки завода по переработке ТКО, посоветуйтесь со специалистами по химии и физики, а то с нашими хозяйственными специалистами от власти - у России нет обозримого экологически безопасного будущего.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
16 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.