Вы здесь

МУСОР: КАК ПЛАТИТЬ И КТО СЧИТАЛ

В первых числах февраля жители северо-западной части края получили платежки, где отдельной строкой прописана новая коммунальная услуга - «Обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО). Будет ли взиматься плата с зарегистрированных, но фактически не проживающих в доме или квартире граждан - один из самых часто задаваемых вопросов стартовавшей в крае «мусорной» реформы.

Это особенно актуально для сельчан, чьи дети уехали учиться или работать в город, но прописаны дома. В этом случае, в соответствии с жилищным законодательством, при заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО нужно предоставить документы, подтверждающие, что зарегистрированный в доме или квартире гражданин фактически проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень установлен постановлением Правительства РФ №354.

Другая сторона медали - как организовать сбор платы за мусор с так называемых «резиновых» домов и квартир, где по факту проживает больше людей, чем зарегистрировано. В этом случае управляющая компания, ТСЖ или владелец частного дома могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальную услугу. Стоит отметить, что по закону, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически живет в этом доме или квартире более 5 дней подряд.

Есть форма расчета для пустых квартир и таких, где официально никто не зарегистрирован и временно не проживает: объем коммунальной услуги по обращению с ТКО будет рассчитываться с учетом количества собственников.

Как и за остальные коммунальные услуги, за вывоз мусора предусмотрен перерасчет платы, если потребитель отсутствовал более 5 полных календарных дней - был в отпуске, командировке, находился в лечебном учреждении. Для этого нужно обратиться с заявлением и подтверждающими документами в управляющую организацию или к региональному оператору, если договор заключался непосредственно с ним.

Вместе с тем, понятно, что потребителей интересует вопрос - исходя из чего в платежках будут те или иные цифры. В министерстве ЖКХ края пояснили, что согласно подсчетам каждый житель Ставрополья выбрасывает 415 килограммов отходов в год.

Показатель рассчитан, исходя из значения региональных нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На их определение ушел целый год: физические замеры производились с учетом времени года и уклада жизни граждан в разных территориях.

Выяснилось, что меньше всего мусора выбрасывает житель частного сектора малых сельских населенных пунктов (до 10 тысяч человек) края - 326 килограмов. Это объясняется тем, что часть органических отходов идет на корм сельскохозяйственным животным, часть - в компост. Больше всего - 504 килограмма - выбрасывает житель частного сектора городов КМВ. На одного проживающего в многоквартирном доме Ставрополя приходится 410 килограммов отходов, в частном доме - 484 килограмма.

При этом согласно сезонным замерам в других регионах России жители Иркутска в среднем производят по 780 килограммов мусора в год, а те, кто живет в других населенных пунктах области - от 393 килограммов до 540 килограммов. На одного жителя частного дома в Курске приходится 576,5 килограмма отходов, а в области - более 620 килограммов. В Элисте один проживающий в частном секторе выбрасывает 510 килограммов мусора, а житель МКД - 453 килограмма.

Для сравнения, каждый житель стран Евросоюза в 2016 году выбросил 480 килограммов отходов. Такую цифру приводит статистическая служба Евростат (сведений за 2017 год еще нет). Меньше всех в Евросоюзе мусорят жители Румынии - 261 килограмм на душу населения. Самой «мусорной» страной названа Дания, где на каждого жителя приходится по 777 килограммов отходов.

Зато страны Западной Европы лидируют по объемам перерабатываемого мусора, что во многом связано с повышением потребности в сырье, а также с тем, что в ряде стран, например, в Австрии и Швейцарии, запрещено выводить земли из хозяйственного оборота и превращать в полигоны. По данным Евростата, наименьшие показатели по захоронению ТКО у Швейцарии, Голландии, Германии, Бельгии, Швеции, Дании, Норвегии и Австрии (до 4 процентов). При этом Германия является лидером по рециклингу - 47 процентов образуемых отходов перерабатываются и возвращаются в хозяйственный оборот.

В России показатель утилизированных отходов невелик: по разным данным, от 3 до 15 процентов ТКО идут на переработку, остальные, как правило, отправляются на полигоны. Цель стартовавшей в стране «мусорной» реформы - изменить эту пропорцию.

Однако как, какими способами этого добиться, пока окончательно неясно. Система переработки в России - не развита, если не сказать больше. Даже со сбором отходов пока порядка нет. Многие потребители отказываются заключать договоры с региональным оператором. Изменить ситуацию, как водится, собираются при помощи увеличения штрафных санкций.

На минувшей неделе в минстрое РФ заявили, что ответственность за несоблюдение правил обращения с отходами может быть расширена. Ведомство приступило к разработке проекта федерального закона для внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В рамках изменений планируется разделить виды нарушений закона в сфере обращения с отходами производства и потребления.

На сегодня кодекс лишь установил общий состав нарушений при несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований по любым видам отходов. Кроме того, независимо от правонарушения действует единый штраф. Но уже до конца года регионы должны будут внедрить новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, поэтому принято решение дифференцировать виды правонарушений в этой сфере.

Согласно разработанному проекту, штрафы для граждан в зависимости от правонарушения могут составить от
2 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, а для организаций от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

«Уже сейчас в ряде регионов, где заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, есть примеры уклонения юридическими лицами от заключения договоров с региональными операторами. Последние вынуждены решать этот вопрос в судах, а это, как правило, длительный и дорогостоящий процесс, который не имеет отношения к основной работе оператора. Поэтому за отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО для обеих сторон мы предлагаем ввести отдельную административную ответственность, а также ввести ответственность за нарушение регоператором схемы движения коммунальных отходов, предусмотренных территориальной схемой субъекта РФ», - пояснили в минстрое.

Напомним, что с 1 января 2019 года сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов будут обеспечиваться региональными операторами, отобранными на основании конкурсных процедур. В свою очередь регоператоры для оказания этой коммунальной услуги должны заключить соответствующие договоры со всеми потребителями.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.