Вы здесь

МЫ НЕ В БЕДЕ, А В МИРОВОМ ТРЕНДЕ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГРАЖДАНЕ И ВЛАСТЬ РАЗОШЛИСЬ ВО ВЗГЛЯДАХ, ЖДАТЬ ЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ

В России в условиях нехватки еды или недостаточного питания живут более 9 миллионов россиян, говорится в докладе ЮНИСЕФ о продовольственной безопасности в мире. Эксперты подчеркивают, что опираются на данные официальной российской статистики. В докладе отмечено, что в 2018-2020 годах 400 тысяч российских граждан относились к группе «экстремальной уязвимости», или на грани голода, когда были вынуждены пропускать приемы пищи или не есть вообще из-за отсутствия денег или других ресурсов. И еще 8¸8 миллиона россиян до сих пор находятся в группе «умеренной» уязвимости - им не приходится полностью отказываться от еды, но они вынуждены экономить, сокращая потребление пищи и заменяя питательные продуктов низкокачественной диетой.

Удивляют ли подобные выкладки? Скорее, констатируют очевидное. Все мы по магазинам ходим. И сложно не заметить, как подобные визиты вместо повседневной рутины все больше напоминают культурный досуг сродни посещению музеев. Ибо видит око композиции из овощей с трехзначными цифрами на ценниках, да кошелек неймет.

«Более 60 процентов россиян тратят на продукты около половины своего ежемесячного дохода. У 16 процентов на питание уходит почти весь заработок, около 15 процентов примерно треть», - говорится в исследовании аналитического центра Университета «Синергия». По мнению россиян, заметнее всего подорожали овощи, фрукты, молочная продукция, мясо и растительные масла. В меньшей степени потребители ощутили увеличение стоимости рыбы, сахара, зерновых и макаронных изделий. Причем 77 процентов опрошенных высказали убежденность, что в ближайшие месяцы рост цен на продукты продолжится.

Среди пессимистичных реалистов и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, в сентябре подорожать может «абсолютно все» и россиянам с этим придется смириться. «Как ни повышай цену, люди все равно будут покупать», - предрекает эксперт, что очередной ценовой скачок лишь дело времени. И обратный отсчет начнется после выборов в Госдуму, когда власти ослабят контроль над ценами. Добавьте сюда ослабленный курс рубля, «халявные» десять тысяч на школьников, и становится понятно, почему каждому второму обывателю оказался столь близок вопрос жительницы Липецкой области, прозвучавший на недавней прямой линии с президентом РФ.

Россиянка снимала видео непосредственно в магазине и на фоне бешеных ценников интересовалась, как же так получилось, что бананы из Эквадора у нас стали стоить дороже отечественной морковки из соседних регионов, не говоря уже о сезонных овощах и фруктах. «Как прожить человеку, моей маме, например, с зарплатой, равной прожиточному минимуму, с такими ценами на продукты? Вообще, кто-то контролирует у нас цены в России или они сами по себе как-то устанавливаются?» - жаловалась на невыносимость бытия липчанка. Чье настроение поддерживают социальные сети и чаты во всех регионах страны, также кипя праведным гневом и задаваясь вопросом «доколе»?

«Право, это уже наша исконно народная традиция: с первого числа каждого месяца что-то да повышать. Или цены на коммуналку, или стоимость продуктов, или налоги. Жаль, что только на зарплату это явление не распространяется».

«Совершенно точно. Зарплату или пенсию поднимают на 85 копеек, и весь год по новостям про это долдонят. А вот что продукты дорожают на десятки и сотни рублей, это уже не интересно. Такое впечатление, что ту же свеклу и картофель на золотых плантациях выращивают».

«Я живу в этой стране 70 лет. Было многое, но вот уж никогда не думала, что обычный борщ в богатой стране, называющей себя социально ориентированным государством, станет деликатесом! Почему разрешают так поднять цены на очень многие продукты?» - возмущенно спрашивают пользователи различных чатов.

Тогда как во время прямой линии нас чуть ли не поздравили с тем, что шагаем в ногу со временем. Дескать, мы не в беде, а в мировом тренде! «Смотрите, сегодня мировые индексы на продукты питания находятся на самой высокой планке за последние десять лет. К сожалению, это общемировая тенденция. Рост цен на продовольствие - везде так происходит», - путанно объяснял глава государства, что нет поводов для паники. Равно как и советовал дождаться нового урожая. Который и станет главным ответом «жадным производителям и торговым сетям», на чьи чрезмерные аппетиты еще в мае пенял премьер-министр Михаил Мишустин. А после пояснял, что для того, чтобы сдержать цены внутри страны на ряд социально значимых товаров, правительство выделило 15 миллиардов рублей на поддержку производителей муки, хлеба, сахара и другого агробизнеса.

Собственно, такой дуэт сезонности урожая и точечной поддержки производителей, по задумке властей, как раз и должен был выстрелить нынешним летом и стабилизировать ситуацию на рынке. Однако административные рогатки снова не сработали. Даже при условии, что вот уже вторую неделю подряд почти все овощи «борщевого набора» либо подешевели, либо почти прекратили рост, следует из данных Росстата. Так, картофель снизил чек на 5,4 процента. Цены на лук упали на 2,4 процента. Подорожавшая с начала года в 3,5 раза морковь пока еще дорожает, но рост замедлился с 5,4 до 1,93 процента. Продолжают дешеветь помидоры (на 4,8 процента) и огурцы (на 4,5 процента), - загибают пальцы статисты.

Пока потребители разочарованно вздыхают. Ибо считать можно по-разному. Можно в моменте здесь и сейчас. А можно охватить и больший временной отрезок. Когда по данным того же Росстата, с начала года к 12 июля картофель в России подорожал на 80 процентов, капуста - на 88 процентов, лук - на 35 процентов. Морковь с начала года выросла в цене почти на 152 процента, яблоки - на 8 процентов. В целом плодоовощная продукция за 5 месяцев 2021 года прибавила в цене 11,3 процента по отношению к тому же периоду 2020 года. А ведь в прошлом году в январе-мае она подешевела на 0,16 процента к тому же периоду 2019 года.

Почему и помидоры стоимостью от 55 рублей, картофель по 45 рублей, свекла, морковь и болгарский перец по 60 рублей, яблоки от 95 рублей, нектарины и персики от 150 рублей - все же не позволяют рачительным хозяйкам закупиться впрок и с уверенностью взглянуть в будущее.

- Каждый год я делала заморозку вишен, клубники и малины, чтобы зимой на столе были свежие фрукты и морсы. Зять вообще любит вареники с вишней. Но боюсь, что нынешней зимой порадовать его будет нечем. В этот раз ягоды и фрукты брали из расчета, чтобы детям хватило. Морозильная камера стоит наполовину пустая. Морозить есть чем, но не за что. Малина стоимостью 300 рублей - для нас это очень дорого, - приценивается на рынке Светлана Хромова.

К слову, тревоги ставропольчанки разделяют и овощеводы, осторожно намекая, что свеклы и морковки, стоящих как раньше по 30 рублей за килограмм, ждать не стоит. «Уже сейчас прибавляют в цене отдельные виды минеральных удобрений. Сельхозпроизводители, естественно, будут закладывать этот рост в стоимость своей продукции, и корректировать цены», - поясняют эксперты. Аналитики уверены, что нынешнее подорожание продуктов - совсем не традиционное сезонное явление. Проблема носит системный характер, а не сезонный. Уж больно много ключевых проблем накопилось в отрасли, чтобы списать все на последствия локдаунов и нарушения цепочек поставок. Тем более, когда у отечественных фермеров есть и другие болевые точки.

Взять тот же картофель. Огромная территория и благоприятный климат позволяют выращивать культуру в промышленных масштабах и огромном количестве. «Проблема не вырастить, проблема сохранить продукцию в качественных хранилищах, которых в стране раз-два и обчелся», - отмечают аграрии.

«Мы сейчас держим продукцию в каких-то бараках, бывших коровниках и бомбоубежищах. А строить такую вещь - удовольствие не из дешевых. Я недавно был в Югославии, у меня там знакомому государство дало денег на 50 лет под 2 процента годовых, на которые он построил огромное хранилище. И ведь у нас есть программы и частных банков, и региональные, и федеральные, но не дают ведь. Единицы попадают в эти госпрограммы», - жалуются фермеры.

И в числе сопутствующих факторов называют сильнейший кадровый голод. Кто-то сетует на закрытие ПТУ и отсутствие квалифицированных комбайнеров и трактористов, а кто-то - на пандемию и невозможность привезти в страну рабочих из Средней Азии.

- Причина одна - работать некому. У меня соседи все в этом году сеять не стали. Людей нет. Границы то открываются, то закрываются, и иностранцы не едут. Авиаперелеты очень дороги. Билет из Узбекистана в одной сторону 50 тысяч рублей стоит. Кто поедет за такие деньги? Никто! А если по-другому не добраться? Местные же жители за предложенные суммы работать не хотят. Мы рискнули, посеяли, а теперь не знаем, что делать. Просто нет рабочих рук», - рассказывают фермеры.

Какой же выход отечественный агропром и аналитики видят из ситуации? Можно пытаться построить заборы на продовольственном рынке. И если власть вводит продуктовое эмбарго на поставки из Европы или из Турции, если в ручном режиме регулировать зерновой рынок, масличных культур, то не надо удивляться, что перекосы с ценами пойдут и по другим сельхозкультурам. Водичка дырочку найдет, и инфляция возьмет свое, обернувшись еще большим ростом цен, - уверены экономисты.

«Все меры по регулированию цен - это от неправильно сформулированных национальных целей. Если ваша цель - сдерживание показателя инфляции, то вы всячески пытаетесь сдержать цены (почему это неэффективно, уже много раз говорено и мной, и другими экономистами). Если цель - помочь населению выжить при инфляции - помогайте бедным», - отмечают в Высшей школе экономики и предлагают определиться с приоритетами и снова вернуться к вопросу о продуктовых карточках. Чтобы поддерживать тех людей, которые больше всего пострадали от роста цен.

Ведь уровень продовольственной инфляции под 7 процентов - это средняя температура по больнице. Когда свинина и говядина в цене почти не растут, зато мясо курицы с завидной периодичностью меняет ценник в магазинах. А ведь именно птицу и берут простые потребители. Они же покупают крупы, подсолнечное масло, овощи и фрукты. Поэтому и продовольственная инфляция для бедных гораздо выше и цены кажутся катастрофичными.

«Уже сегодня мы понимаем, что серьезного вклада в снижение общей стоимости продовольственной корзины меры правительства не внесли. Они только вызвали раздражение бизнеса и населения, но результат близок к нулю. Это путь в никуда. Рано или поздно плотины, которые они строят на пути роста цен, будут прорваны, и удар по платежеспособности малообеспеченных будет еще сильнее», - предрекают эксперты.

Тогда как в комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отметили, что увеличения цен на основные продукты питания ждать не стоит. ««Никаких оснований для роста стоимости изделий, которые делаются из зерна, нет. В первую очередь потому, что Россия сегодня является крупнейшим экспортером зерна. Для того чтобы регулировать стоимость и цены на внутреннем рынке, поскольку мы понимаем, что это ежедневно потребляемый продукт, у нас есть соответственно экспортное ограничение. Как только мы увидим, что зерно на внешнем рынке начинает расти и зерна начинают вывозить больше, соответственно его остается меньше, чем мы потребляем, то мы тут же ограничиваем экспорт. Поэтому с точки зрения хлеба, макарон и остального - нет никаких оснований ждать их подорожания», - отмечают политики.

Равно как и с подсолнечным маслом впереди только радостные перспективы. «Будет большой урожай подсолнечника, и уже сейчас мы видим, как цены несколько падают. Все потому, что сейчас избавляются от запасов. То есть какие-то объемы придерживали с прошлого года, был запас в расчете на то, что будет неурожай и цены вырастут. Сейчас от него избавляются. Поэтому по маслу я уверен - цены будут ниже»,- пророчат парламентарии. Да и вообще «мы видим очень положительную конъюнктуру по энергоносителям. Это не только получение дополнительных денег в бюджет в виде налоговых поступлений, это еще и относительная стабильность, укрепление рубля. Мировая инфляция, конечно, существует. США и Евросоюз для того, чтобы поддержать свои национальные экономики, печатный станок на протяжении последнего года включали достаточно часто. Поэтому вряд ли произойдет значительный рост цен по всей продуктовой линейке», - делают столь отличный от «народного» прогноз парламентарии и чиновники.

А вот какой из них окажется верным, увидим уже в сентябре.

Марина Андреева.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
15 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.