Вы здесь

НАЙТИ СЕБЯ НА... ЯРМАРКЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В словаре Ожегова термин «ярмарка» трактуется как большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. Собственно, что и увидели сотни ставропольцев, собравшиеся на прошлой неделе в одном из павильонов Брусневского рынка.

От большого количества народа в просторном вестибюле душно. Здесь же поет казачий хор и вьется длинный извилистый ряд из столиков и стендов, где возле каждого толпятся люди. Однако, переведя дух и попривыкнув к суматохе, ты ловишь себя на мысли, что несмотря на разудалые казацкие мотивы, атмосфера царит не праздничная, а скорее деловая. Что, в принципе, и не удивительно. Ярмарка-то не продуктовая, а вакансий. Да и пришли сюда посетители не купить подешевле, а наоборот, продать подороже. Себя. Точнее, свои услуги. Поэтому и за прилавками - работодатели. Возле - потенциальные работники. Первые зазывают. Вторые подходят или проходят мимо.

- Знаете, какая самая трудная на свете работа? Искать работу. Это как с покупкой билета. Вы же когда подходите к кассе, наперед знаете: куда ходите ехать, когда, в каком вагоне и за какую стоимость. То же самое и здесь. Чтобы остаться довольным «покупкой», должно совпасть несколько составляющих. И проводимые нами ярмарки вакансий на деле доказали свою эффективность. На данных площадках ставропольцы получают всю необходимую информацию о состоянии рынка труда, востребованных вакансиях, имеют возможность пообщаться с работодателями напрямую и подобрать работу согласно своим требованиям и критериям, - рассказывает директор Центра занятости города Ставрополя Виктория Полюбина.

Кстати, интересный факт. Буквально два-три года тому назад подобные ярмарки как один из способов реализации государственной программы «Развитие сферы труда и занятости населения» проводились в городах и селах нашего края разрозненно, в разные временные промежутки. Однако потом организаторы решили действовать сообща, дважды в год (весной и осенью), выбрав для этих целей «единый день».

Объясняя эту новацию, заместитель министра труда и социальной защиты населения СК Борис Семеняк отметил, что такой подход связан с сезонным спадом занятости в нашем регионе. Именно ранней весной работодатели из сельской местности, готовясь к полевым работам, заинтересованы в поиске новых специалистов. А осенью появляются новые вакансии и в городах, и в селах. Вот и решили не мудрствуя лукаво сложить А и Б.

- И на выходе получился качественный продукт. Принятые меры позволяют за первые две недели после ярмарок трудоустроить не менее трех-четырех тысяч жителей края и дают хороший толчок сезонному спаду занятости населения. В этом году впервые за всю историю СКФО официальный уровень безработицы у нас снизился до 0,6 процента, - подчеркнул чиновник.

Но вместе с тем, как расставляет акценты сам Борис Викторович, результаты хоть и радуют, однако хотелось бы добиться полной ликвидации безработицы. Поэтому вместе с проверенными форматами работы нынешняя ярмарка удивила ставропольцев и некоторыми новинками, обогатившими возможности трудоустройства всех участников мероприятия.

Например, это отдельная рабочая зона, где соискателям, рассматривающим вахтовый метод работы, была предоставлена возможность напрямую, с помощью современных средств связи, пройти онлайн-собеседование с руководителями предприятий и кадровых служб из других регионов.

- Люди подходят с момента открытия павильона. В основном это молодежь до 35 лет. Она более мобильна, амбициозна, ищет возможности кадрового роста и смену места жительства воспринимает проще. Что же касается ассортимента предложений, то большая часть представленных вакансий относится к строительной сфере с заработком от 40 тысяч рублей. Опытных строителей, водителей, прорабов, маляров и штукатуров ждут как в Ставрополе, так и в Москве, Крыму, Краснодарском крае, Волгоградской, Самарской, Калужской областях, - рассказывает «хозяйка» сектора и по совместительству консультант Центра занятости Виктория.

Пока беседуем с ней, в сторонке дожидается сеанса связи ставрополец Михаил Бухтин. Ему немного за 30. Ищет работу водителем. Опыт семь лет, имеет права всех категорий. Раньше также работал в сфере коммерческих перевозок с заработной платой в 25 тысяч рублей. Около 20 тысяч рублей получала и супруга. Однако с рождением ребенка семейный бюджет при возросших затратах резко сократился. Поэтому и ищет вахту, но с обязательным условием, что месяц работает, месяц дома. Нравится вариант с Усть-Лабинском с окладом в 50 тысяч рублей, и к тому же там по счастливой случайности живут родственники, когда не придется платить за питание и жилье, но нужно поговорить с потенциальным работодателем, которого пока нет на месте.

А вот 42-летний Глеб Фатеев наоборот из Москвы рвется обратно в Ставрополь. Он тоже коренной ставрополец и погнался в Первопрестольную за длинным рублем.

- Но овчина выделки не стоит. Я был прорабом на стройке с окладом в 70 тысяч рублей. Вычтите из этой суммы питание, проезд, проживание, в итоге супруге присылаю те же самые 35 тысяч рублей. Вот приехал на неделю отдохнуть, а тут ярмарка. Хочу посмотреть, может, есть смысл вернуться, - размышляет мужчина.

Пожелав удачи в поиске, иду дальше. И отмечаю еще одну особенность данной ярмарки: что среди участников ярмарки добрую четверть в павильоне занимают представители различных учебных заведений. Садики, школы, вузы. В Центре дополнительного образования Ленинского района, например, ищут педагога по вокалу и педагога прикладных искусств.

- Сами понимаете, зарплаты у нас невысокие, когда все, кто приходит трудоустраиваться, просят 25 тысяч рублей. Мы такую сумму предложить не можем, поэтому и пришли на ярмарку с надеждой найти единомышленников. Не хотелось бы сглазить, но вроде бы результат есть. Буквально десять минут назад подошла молодая девушка, с которой обменялись координатами. Вот обещала сегодня вечером зайти к нам в гости, чтобы познакомиться поближе. Но она вокалистка. Еще в идеале хотелось бы найти человека, кто может научить наших деток делать что-то своими руками: шить, вязать, делать мягкие игрушки, плести из бисера и т.д., - рассказывает психолог учреждения Светлана Тарасова.

О том, как сложно найти узкого специалиста по профилю, не понаслышке знают и в ансамбле «Ставрополье», где ищут начальника отдела кадров и обувщика по пошиву концертной обуви.

- Сложно, потому что начальник кадров у нас должность временная, пока постоянный сотрудник находится в декретном отпуске. Многие подходят, интересуются, но как им ответить на вопрос «а что будет дальше?», - откровенничает Зарина. - А вот по поводу обувщика еще никто не обращался. Тем более что место квотируемое и предназначено только для лиц с ограниченными возможностями. Понимаете, нам некогда учить человека с нуля, нам нужен готовый специалист, который придет на полставки и оклад около 9 тысяч рублей.

Однако не густо. Вот и инвалид 2 груп-пы Алексей Сагин не скрывает своего разочарования. Он пришел на ярмарку с целью найти работу кладовщиком на 35 тысяч рублей или разнорабочим за 25 тысяч рублей, да вот уже час бродит среди стендов работодателей, и таких предложений не поступало. Максимум это сторожи, дворники, гардеробщики в школах, садиках и больницах на 8 тысяч рублей и половину ставки.

- А все почему? Потому что нет в Ставрополе своего производства, все заводы и предприятия закрыты, куда ни глянь - сплошные продуктовые ларьки, аптеки и пивбары. Откуда браться высоким зарплатам? Да и, в конце концов, нужно все-таки объективно оценивать свои возможности как сотрудника, - не в бровь, а в глаз бьет Марат Сергеевич. Ему 65. До пенсии много лет преподавал физкультуру и ОБЖ в школе и колледже. Сейчас тоже в поиске.

Или уместнее написать «был в поиске». Потому что эта осенняя ярмарка для Марата Сергеевича оказалась счастливой. Уже завтра он выходит на смену охранником в частный магазин.

- Оклад 15 тысяч. График сутки через двое. Мне к пенсии хватит, - доволен мой собеседник. Доволен и потому, что, как признается, работу ищет давно. Делал это самостоятельно через газетные объявления и интернет-сайты, вот только до последнего времени все попытки терпели сокрушительное фиаско.

- Знаете, в чем отличие советского отдела кадров от нынешнего? - вводит меня в ступор он своим вопросом. - Раньше как было? Придешь, на тебя посмотрят и сразу дают ответ, мол, извините, вы нам не подходите. А сейчас работодатель освоил махровый метод отказа, когда мягко стелет, да спать жестко. Мол, оставьте резюме, мы вам перезвоним. И ты надеешься, ждешь, вместо того чтобы дальше искать. Я так несколько раз обжигался. Уже думал плюнуть, а потом на остановке увидел объявление о ярмарке вакансий, проводимой Центром занятости, решил сходить. И не зря. Меня вообще приятно удивил широкий выбор работы для пенсионеров и инвалидов. Да, зарплаты более чем скромные, но если учесть, что раньше и этого не было, грех жаловаться.

Хотя насчет невысоких, с этим утверждением мог смело поспорить шатер предприятия ООО «Газпромпроектирование».

- Нет, в этот раз набор идет только на квотируемые места и нам нужны не вахтеры, а специалисты узкого профиля по проектированию и строительству, - вежливо отбивается от соискателей Вера Захарова. Пока волна схлынула, интересуюсь: работа ответственная, связана с большими финансовыми затратами, не страшно ли на серьезную должность брать сотрудников с ограниченными возможностями здоровья? Иные работодатели вон ограничиваются более скромными должностями.

Однако, как уверяет начальник отдела кадров, все наши страхи лишь от предубеждения:

- На нашем предприятии уже есть несколько сотрудников с инвалидностью, направленных к нам Центром занятости. Например, в прошлом году пришел очень толковый специалист на должность инженера по проектированию скважин, который быстро влился в коллектив. Инвалидность - вообще не помеха, был бы специалист грамотный и человек хороший. К тому же на нашем предприятии созданы все условия для адаптации таких сотрудников. В этот раз мы готовы взять 4 человек на заработную плату от 27 тысяч рублей.

- Если бы соответствовала критериям, сама бы пошла, - улыбается Наталья Аросова. По профессии она повар. На ярмарке тоже нашла ряд интересных для себя предложений с заработной платой от 23 тысяч рублей, но...

- У меня ребенку недавно исполнилось два года. То есть еще год буду сидеть дома, пока не отдам сына в садик. А сейчас я просто пришла посмотреть, какие вакансии в городе открыты, есть ли что-то по моей профессии. Думала, что если она окажется невостребованной, пока не поздно, пойти переучиться, - признается молодая мама.

О переобучении задумалась и ее подруга Татьяна, которая и попросила Наталью составить компанию в поисках нового места.

- Одна голова хорошо, а две лучше, - шутит девушка. В принципе, у нее есть работа офис-менеджером в банке и заработная плата в 25 тысяч рублей. Не устраивает только график, когда приходится задерживаться до 19:00 или вовсе до 20:00.

- Я из-за этого однажды на концерт Киркорова не попала, хотя мой молодой человек специально купил билеты, чтобы сделать сюрприз. Однако «сюрприз» ждал его, и нам ведь за переработки не платят. Поэтому и хочу куда-нибудь уйти. Правда, пока не определилась, куда. Родители вот советуют обратиться в Центр занятости на программу переобучения. Сейчас во многих вакансиях требование - знание программы 1С. Говорят, что если освою, будет больше шансов найти высокооплачиваемую работу, - рассказывает Таня.

А вот 26-летний Евгений Кот, по образованию механик, занимался обслуживанием и ремонтом металлургического оборудования и надеется найти работу именно по специальности, так как менять сферу деятельности не хочет.

- Кем я уже только не работал: и высотником, и кровельщиком, даже таксовал немного, - рассказывает он о своих поисках себя. - Но не мое. Вот, казалось бы, что нужно? Зарплата 30 тысяч, обещают карьерный рост, а забрал трудовую книжку и понял, что дышать начал свободно. На завод хочу. Пусть на 20 тысяч, но на завод, - признается юноша, стоя рядом со стендом михайловского предприятия «Агропромтехника».

- Не берут? - киваю я.

- Мы-то берем, он раздумывает. Говорит, что неудобно с Ташлы к нам добираться, - разводит руками консультант Вика. - Нам-то как раз в связи с расширением производства требуются токари, электрогазосварщики, инженеры-технологи, конструкторы. Поэтому и участвуем не только у себя в Михайловской ярмарке вакансий, но и приехали в Ставрополь.

Что Евгений? Подходит еще раз. А я в это время слышу женский голос: «Так, себе работу нашла. Давай теперь тебе поищем» и бегу за его обладательницей и очередной историей успеха. Ею оказывается Елена Никитина, фельдшер, врач скорой помощи, которая по семейным обстоятельствам была вынуждена на год уйти из медицины и теперь решила вернуться. Причем сразу четыре медицинских учреждения готовы взять ее в штат.

- Вы прямо нарасхват, - делаю комплимент я. И невольно вспоминаю разговор с 47-летней Светланой Азимовой. Она тоже бывший медик. Сейчас работает риэлтором, тамадой, ведущей праздников и на ярмарку пришла, чтобы найти еще одну подработку со свободным графиком.

- Я безумно люблю свою профессию медсестры. Но пока статус медика не поднимут, не увеличат оклады хотя бы до 30 тысяч рублей, текучка кадров не прекратится. У меня и брат, терапевт от бога, ушел из медицины. Бывшие пациенты до сих пор ему звонят и консультируются по назначенному лечению. Но как мужику кормить семью из четырех человек на 18 тысяч рублей. Сейчас вот работает торговым представителем, где получает в среднем 60-70 тысяч. Да, работа нелюбима, работает, потому что НУЖНО, потому что ответственность перед семьей, а душа... Душа еще там, рядом с больными, с пациентами. Но кого она интересует, наша душа? - спросила у меня тогда женщина.

И вот теперь, как оказывается, кому-то да нужна. Поскольку на вопрос о заработной плате Светлана не стала распространяться, лаконично заметив, что «меня устраивает». Для полной гармонии ей осталось только найти работу сыну. Да вот Андрей - матрос-спасатель, и в сухопутном Ставрополе с такой профессией сложно. Вот и ищут мама с сыном что-нибудь приемлемое, направившись к столам, где банки набирают консультантов, а магазины - продавцов.

- А вы нашли? - спрашивает Елена у меня. Пояснив, что ничего не ищу, поскольку любимая работа уже есть, слышу в ответ: «Счастливая».

И я вдруг понимаю, что это на самом деле так. Ведь это на самом деле счастье, когда ты занимаешься любимым делом, когда у тебя горят глаза, когда на работу бежишь вприпрыжку и тебя не страшат будни. И как же здорово, что есть подобные ярмарки, которые тоже делают людей счастливыми. Пусть не всех. Но даже один человек, нашедший ту самую работу, - это уже великое дело.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.