Вы здесь

НЕХВАТКА ГОРОЖАН НА КВАДРАТНОМ КИЛОМЕТРЕ

Городские округа придется переводить в муниципальные. В крае разворачивается новая реформа местного самоуправления

Еще у всех на памяти вызвавшая много споров кампания по преобразованию муниципальных районов края в городские округа. Теперь по той схеме в не затронутых той реформой территориях региональные власти взялись создавать муниципальные округа. В поселениях уже проходят публичные слушания. Граждан убеждают, что преобразование муниципальных районов в муниципальные округа улучшит социально-экономическую ситуацию. Сократится чиновничий аппарат, за счет экономии и консолидации местных бюджетов у муниципальных округов появится больше средств и они смогут активнее участвовать в краевых и федеральных программах в интересах всех поселений. А то сейчас, мол, кое-где и на уборку улиц денег не хватает. При этом все действующие льготы и тарифы для селян сохранятся.

Формальный подход

Нынешняя муниципальная реформа в регионе - результат изменений в законодательстве на федеральном уровне.

Новый вид муниципального образования - муниципальный округ - Госдума ввела в российскую систему местного самоуправления в апреле нынешнего года. Согласно новому закону, в муниципальный округ могут объединиться несколько населенных пунктов, имеющих общую территорию и не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.

Изменения в законодательстве РФ понадобились как мера сохранения баланса в муниципальной системе страны, ответ на сложившуюся в последние годы практику регионов укрупнять муниципалитеты.

Авторы инициативы допускали упрощение схемы муниципального деления, которое позволяет сократить расходы местной администрации, депутатов, экономить бюджет, но не были согласны с практикой создания городских округов на огромной сельской территории, тем более если на ней вообще нет поселений городского типа - видимо, были по стране и такие прецеденты.

- Нельзя формально превращать селян в горожан, распространяя на них городские тарифы и нормативы, схемы социальных государственных и муниципальных услуг, лишая участия в госпрограммах типа «Земский доктор» и «Земский учитель», - отмечали авторы инициативы.

Федеральный закон, который ввел муниципальные округа, также уточнил и понятие городского округа. Теперь к городскому округу могут быть отнесены только те территории, где не менее двух третей населения проживают в городских населенных пунктах, а плотность населения в пять раз превышает среднюю по стране. Те городские округа, которые перестают соответствовать данным требованиям, согласному новому закону подлежат переводу в статус муниципального округа.

Не соответствуют требованиям закона

Ведь говорили же, что неправильно явно сельские территории объявлять городскими округами. Неразумно фактических селян превращать в номинальных горожан. Как еще не додумались, следуя той логике, весь Ставропольский край преобразовать в городской округ. Нет, никого не слушали, торопились, настойчиво продвигали реформу в жизнь.

С 2015 года 10 муниципальных районов Ставрополья, по сути сельских территорий, но имеющие в качестве административного центра какой-никакой город, были преобразованы в городские округа. Там упразднили представительные органы и местные администрации, оставались одна администрация городского округа и одна «дума» - совет городского округа.

Если посчитать, сколько горожан в наших новых городских округах, то станет ясно, что их все нужно переводить в муниципальные округа. Они не соответствуют требованиям принятого федерального закона.

Все десять новых городских округов не имеют две трети городского населения. Например, в Минераловодском городском округе проживает 137,7 тысячи человек. Из них горожан, жителей Минеральных Вод и поселка Анджиевский, - 80,3 тысячи человек, что составляет 58,3 процента от всего населения горокруга. А нужно две трети, 66 процентов.

В других новых городских округах доля городского населения еще меньше: Советский - 57,9 процента, Изобильненский - 57,6, Благодарненский - 52,7, Нефтекумский - 49,8, Петровский - 49,7, Новоалександровский - 42,0, Георгиевский - 40,4, Кировский - 36,8 процента. Эти цифры - корректные. К горожанам мы относили не только жителей городов-райцентров, но и проживающих в поселках городского типа. Хотя предположу, что у жителей большинства наших ПГТ вызывает иронию то, что их называют горожанами. Далеко не везде в поселках среда близка к городской.

Да и норме, касающейся плотности населения, соответствуют только два горокруга из десяти - Минераловодский и Изобильненский, где плотность населения превосходит среднюю по стране (около 8,36 человека на кв. километр по данным переписи населения 2019 года), соответственно в 11,4 раза и 6,1 раза. В остальных горокругах она меньше требуемого пятикратного превышения средней по России. В Советском округе, например, плотность населения выше средней в 3,42 раза, в Нефтекумском округе - лишь в 2 раза.

Так что везде нужно снова менять вывески. Наверное, придется все сэкономленное на сокращении муниципальных депутатов и чиновников потратить на новые изменения. Если, конечно, экономия была.

Правда, в законе предусмотрен переходный период до 2025 года. Чтобы, очевидно, опять не перемудрили, не наломали дров. Согласно закону, решение создавать новый округ или сохранить ныне действующий формат субъекты и муниципалитеты должны принимать исходя из конкретных экономических, социальных и правовых особенностей, исторических традиций.

Те же самые аргументы

Неохваченными той реформой в основном остались районы, где административными центрами являются крупные села. Теперь именно на эти территории обращено внимание реформаторов, именно эти районы собираются преобразовывать в муниципальные округа.

Новая форма муниципального образования была узаконена на региональном уровне в конце ноября. Внеся свои поправки в устав края, думцы отметили, что изменение - это возможность привести устройство системы местного самоуправления к единообразию и добиться улучшения инфраструктуры в поселениях муниципальных округов. По словам председателя Думы края Геннадия Ягубова, за счет выстроенной вертикали местного самоуправления в действующих городских округах удалось достичь прорыва в строительстве и ремонте социально значимых объектов, дорог, модернизации уличного освещения, благоустройстве дворов и т. д.

Но снова есть скептики, и у них примерно те аргументы, что и были тогда, когда создавались городские округа. Что теряется связь населения с властью, уничтожается местное самоуправление. И так далее и тому подобное. Тогда наиболее активные противники преобразования устройства местного самоуправления, представители регионального отделения партии РОСТа дошли даже до Верховного суда, но получили отказ. Им сказали, что обращаться в суд должны не политики, а сами жители территории, на которую было обращено преобразование, непосредственно пострадавшие в результате реформы.

Опять же на повестке дня вопросы: во что обойдется новое реформирование, сколько средств будет затрачено на преобразование муниципальных районов в муниципальные округа и какой будет выгода от преобразования? Но власти и раньше не называли никаких цифр, мол, экономической эффект от сокращения местных чиновников проявится не сразу, и сейчас, разумеется, никакие цифры общественности не предъявляются.

По разные стороны площади

Известно, что у сельской власти и без всякой реформы в последние годы постепенно отбирали многие полномочия. Многое из того, чем раньше занимались муниципалитеты и что важно для населения, ушло в район. За каждой справкой жителям теперь нужно ехать в райцентр. Как будет теперь - неужели еще хуже? Что думают по поводу грядущей реформы в муниципалитетах?

По словам главы Пятигорского (поселки Пятигорский, Зеленый, Нижнеэтокский, Верхнетамбуканский, Родниковый) сельсовета Предгорного района Сергея Рычагова, население не против реформы, хотя есть, конечно, отдельные «крикуны».

- Если бы у нас был свой большой бюджет, которым мы могли бы свободно распоряжаться, тогда имелись бы причины сохранять существующий порядок вещей, сопротивляться переменам, возмущаться, - рассуждает Сергей Рычагов.

Но денег у муниципального образования немного, поэтому смысла держаться за статус глава не видит.

А как же потеря работы сотрудниками сельских администраций? Ну, во-первых, некоторые останутся в штате территориального управляющего (или как будет называться эта должность назначенца окружной власти в селе). Кого-то, наиболее профессиональных специалистов, очевидно, трудоустроят в структуры районной власти, ну а пенсионеры, а их среди работников сельских администраций не мало, отправятся на заслуженный отдых. Во всяком случае, всем, кто потеряет работу, обещают нормальные компенсации.

Впрочем, из других муниципалитетов Предгорного района приходят вести, которые говорят, что не все так уж гладко с поддержкой реформы населением.

В станице Суворовской, например, жители в большинстве своем выступили против этой инициативы. Голосование прошло у здания администрации станицы. Людей попросили встать по разные стороны площади в зависимости от того, за реформу они или против. Тех, кто против, было явно больше.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.