Вы здесь

НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Минпросвещения России опубликовало проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

Как уточнили в ведомстве, документы разработаны ведущими педагогическими вузами. Главное направление обновления - конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету.

Так, в предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций, задавал рамку требований. Что именно и в каком классе изучается, самостоятельно решала каждая школа.

В итоге образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы соседней, не говоря об учебных заведениях в других городах. Из-за этого возникали большие сложности с теми учениками, которые из-за работы своих родителей часто переезжали из одного города в другой. В одной школе ребенок обучался по одной программе, а в новой четверти переводится в другую, которая работает по своему плану, где изучали другие темы и только приступают к тем, которые уже изучил учащийся ранее. Или же наоборот, новые одноклассники ушли далеко вперед.

В новых же ФГОС определяется, чему должен обучиться школьник в каждом классе. Например, на первом году обучения основного общего образования учащиеся должны распознавать простейшие фигуры: угол, ломаная, квадрат, овал и другие. Также мальчишки и девчонки должны правильно пользоваться основными математическими понятиями: дробные части, доли и так далее. По истории ученики должны правильно определять длительность исторических процессов, последовательность событий и явлений, а по биологии - правильно сопоставлять живое с неживым, знать об основных биологических процессах: питании, росте, дыхании. Но главное, к чему стремится новый проект - к синхронизации преподавания предметов во всех школах. То есть, как отмечают эксперты, планируется единая программа для всех школ, в которой будет прописано, что определенные темы будут изучаться в определенные месяцы.

«Именно так работала советская школа, - отмечают эксперты. - И эта система была признана очень эффективной, и тот опыт до сих пор перенимают многие страны».

Вместе с тем стандарты разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учеников и необходимости предотвращения их перегрузки. В них уточняется минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

В то же время новые требования, как утверждают в минпросвещения, «сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи».

«Например, изучают по литературе творчество Александра Сергеевича Грибоедова, а по истории рассказывают о его дипломатической карьере, что полезного он сделал для России в этом направлении. Также педагог рассказывает о развитии России в начале ΧΙХ века», - уточняют специалисты. Также более четкая связь подразумевается между математикой и физикой, между физикой и технологией.

В новых общеобразовательных стандартах будут учитываться возрастные и психологические особенности учеников. Предлагается обязать родителей сообщать все данные о здоровье учеников для адекватной нагрузки.

Также министерство просвещения отметило, что все-таки в обновленной редакции ФГОС сохраняется вариативность. Но основные принципы обучения должны остаться неизменными.

Проектам ФГОС предстоит пройти профессиональное и общественное обсуждение. Всем заинтересованным предлагается высказать конструктивные предложения. Сделать это можно на сайте https://www.preobra.ru. На портале отдельно с пояснительной запиской представлен проект стандартов начального общего образования и аналогично - основного общего.

Обсуждают новые стандарты и на сайте профессионального сообщества «Педсовет». Среди комментариев есть положительные отзывы.

«Сначала я отнесся к очередному проекту ФГОС очень скептически. Однако отношение быстро изменилось на положительное. Проект ФГОС доступен для скачивания свободно, без регистрации. Он написан на хорошем научном языке (легко понимаемом неспециалистами), и почти полностью вычищены все «инновационные» глупости действующих ФГОС. Нет проталкивания религии, как в предыдущей задробленной на общественном обсуждении попытке, в основу образования заложено научное мировоззрение - о чем явно написано. Основу ФГОС составляет гармоничное развитие личности, без перекосов в какую-либо сторону. Это явно не прописано, но суть именно такова. Частью стандартов является содержание образования в формате конкретных требований по каждому предмету - с очень важным дополнением: требования идут по каждому году обучения! Чехарда «инновационных» программ и учебников закончена. Межпредметные связи могут быть налажены. Учебники по предметам от разных авторов и издательств на каждый год становятся совместимыми и заменяемыми. Нет разделения основного образования на уровень плинтуса и элитарное, как планировалось в прошлом проекте. Требования по результатам единые для всех, но прямо прописана возможность углубленного изучения материала и ориентации на выбор дальнейшего профильного обучения в 10-11 классах. Само содержание образования четко фиксировано в требованиях к результатам, поэтому не стоит бояться внезапного исчезновения «ненужных» разделов по математике и физике. По литературе требования сформулированы гораздо корректнее, без имевшихся в прошлом проекте перекосов. Мелкие огрехи есть, но по сравнению с действующими антинаучными ФГОС - это огромный шаг вперед в правильном направлении! И в целом данный ФГОС лучше, чем ФГОС 2004 года», - пишет преподаватель вуза Вадим Монахов.

Есть и другие комментарии, авторы которых не верят, что введение новых стандартов что-либо изменит в системе образования. Обсуждение новых стандартов продлится до 29 апреля. Хочется верить, что от их применения выиграют и дети, и педагоги.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.