Вы здесь

ОБМАТЕРИТЬ ГУБЕРНАТОРА И НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТЬ В ОТВЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Разве такое возможно, спросит читатель? Увы, следите за страничкой Владимира Владимирова в Инстаграм

Примерил славу журналистов...

Вот уже два года, с июня 2018, наш губернатор, а за ним и главы городов-районов, ведут свои странички в Инстаграм. Так что сейчас своего рода дата. Судя по всему, гордятся этой своей затеей и даже меряются количеством подписчиков. Лидер тут, понятное дело, губернатор. У него их, если верить счетчику соцсети, уже почти 350 тысяч. Вот о лидере и поговорим.

Для Ставропольского края, если относиться к этой страничке как к СМИ, это очень много. А то, что страничка в соцсети стала таковым, видно, что называется, невооруженным глазом. Самое настоящее информационное СМИ - регулярно, то есть каждый день, обновляющееся, наполненное информацией о жизни края, хорошо иллюстрированное фото- и видеоматериалами. Выработался и свой – сверхоптимистический – стиль, к которому просто просится бессмертное «Все будет хорошо!». Что, кстати, очень часто слетает с языка губернатора на его видеороликах и совпадает с его позитивным, вечно улыбающимся обликом.

 Ежу понятно, что одному человеку, тем более на такой должности, подобное было бы не по силам, за персональной страничкой стоит коллектив. Не чуждый журналистике. Да Владимиров это и не скрывает, признался как-то на пресс-конференции, что ведет ее не сам.

Популярность странички объясняется, скорее всего, не ее информационным продуктом. Те же новости в официальных правительственных СМИ - на «Своем ТВ», в «Ставропольской правде» и других - даже более насыщенны, но они имеют значительно меньше подписчиков. Тут притягивают новизна жанра и имя. Все же первое лицо края. Многим в наше время безбрежного потока не всегда правдивых новостей интересно узнать все из первых уст, убедиться, что губернатор сам делает, как оценивает то или иное событие. О чем, наконец, думает да и как живет.

В общем, можно сказать, что губернатор и Ко (тут я имею в виду команду анонимных ведущих страничку) успешно примерили славу нашу, журналистов, и внешне преуспели на вчера еще чуждом для них информационном пространстве.

…и получил по полной

Хотя слово «преуспели» здесь преждевременное. Точнее будет сказать - сняли сливки с информационного пространства.

Когда говорят, что профессия журналиста опасна, имеют в виду в том числе  (а может, и прежде всего) то, что мы фактически один на один с читателем. Потому как открываемся, подписываемся под статьями. А он, читатель, естественно, разный. Есть умный, но встречается, извините, и не очень. Да к тому же прилипчивый, бесцеремонный, легкий на оскорбление, а порой и опасный. Его распирает повоевать, отстоять что-то свое, доказать свою состоятельность, вот он и набрасывается на того, кто высунулся. Но что делать, у каждой профессии свои издержки, у нашей - эти.

Однако об этом вряд ли думают те, кто делает первые, назовем их дилетантские, шаги на нашем поприще. Не задумывался, похоже, и губернатор. И высунулся. И получил, что называется, по полной. Складывается впечатление, что сегодня эти самые «не очень» приняли его со своей страничкой даже не за одного из нас, журналистов. А за нечто большее. За того, кто за все в ответе и много-премного им должен. Иначе чем объяснить, что в своих комментариях ведут с ним диалог как с изначально виноватым, требовательно, свысока, развязно. А изъясняются зачастую… матом. Да, да. Обсценной лексики в комментариях иногда так много, что дежурные по страничке, похоже, не успевают ее удалять. Хотя не исключаю, что они сознательно мат сразу же не убирают. Чтобы, значит, соблюсти чистоту эксперимента, выявить всю глубину и своеобразие народной реакции. А может, и походя оттенить своего рода героизм первого лица: видите, мол, в каких токсичных условиях и с кем ему приходится работать. Посочувствуйте!

Как бы там ни было, мат на страничке губернатора время от времени присутствует. И мат ее не красит. Хотя, наверное, о чем-то сигнализирует. О чем?

Об авторах матерщины все более-менее понятно: мат - это всегда от бессилия. Когда нет аргументов, а есть недовольство. Когда злость распирает. Когда кажется, что не хватает обычных слов… Объяснений этому феномену множество. И мы, естественно, его ни в коем случае не одобряем.

А вот о его адресате… Что примечательно? Матерные выражения и оценки появились в комментариях к творениям именем губернатора только в последние месяцы. Во всяком случае, ни я, ни мои коллеги ничего подобного ранее не замечали.

Непростое время борьбы с коронавирусом тому причиной? Работа на самоизоляции, проблемы чуть ли не в каждой семье, скопившееся эмоциональное напряжение, которое кое-кто пытается таким хамским образом снять?

Все это наверняка имеет место быть. Но не исключено, что есть и другое. То, что на все вышеперечисленное не спишешь.

Кастрированные новости приелись

Похоже, накопилась и таким грубым образом прорывается усталость ожидания людей от странички губернатора. Похоже, не всех уже устраивает ее чисто информационная составляющая и бравурный повествовательный подход. Такое впечатление, что банальное любопытство людей к страничке кончилось. Кастрированные новости приелись. На смену же им ничего не подоспело. В виде честных ответов, принципиальных оценок, обоснованных выводов, размышлений, наконец. Тем более что вокруг нас и у нас все тяжелее, а там, на страничке, все радостнее. Праздники, чествование отличившихся, закладка садов, проведение чиновных мероприятий и посещение успешных предприятий…

Очень наглядно все это проявилось в истории с губернаторской оценкой голосования, какому объекту в Ставрополе носить имя безвременно ушедшего мэра Андрея Джатдоева. Голосование организовали на сайте мэрии, и вдруг раз - больше всего голосов выпало за переименование Театрального сквера в сквер имени Джатдоева. Губернатор на своей страничке тут же безапелляционно это поддержал, фактически сам, не дожидаясь решения городской думы, переименовал сквер.

Наверное, именно такое скорое решение было самой большой неожиданностью для горожан. Вылившейся в устах некоторых особо раздраженных в ту самую обсценную лексику.

И даже не потому, что 30 тысяч проголосовавших - это еще не весь полумиллионный город. Да и сама технология голосования не прозрачная. Где гарантия, что там все объективно посчитано. И не потому, что переименован исторический, не Джатдоевым заложенный сквер. Хотя тут больше всего недоумения, например, у меня. Неужели история переименований советского периода ничему наше первое лицо не научила? Наверное, во многом и потому народ удивился, что кроме слов «он был хорошим мэром, лучше предыдущих», широкая общественность толком о Джатдоеве ничего не знает. Да, многое сделал для развития города. Но ведь это его работа. Да, благоустроил центр. Но с большими федеральными деньгами такое было сделать не так уж трудно. Да, избежал участи предшественников, не привлек внимание правоохранительных органов. Но такое - норма, чем исключение.

А есть в биографии мэра что-то такое, из разряда преодоления, что делает обычного человека необычным, позволяет его выделить из всех остальных? Увы, не прозвучало этого от губернатора. Не удосужились окружающие его начальники или друзья (а губернатор назвал Джатдоева своим другом) это особенное собрать воедино и предъявить горожанам. Именно все. Честно и правдиво. Чтобы люди знали и понимали, чье имя будет носить сквер в самом центре краевой столицы и почему.

Речь именно о всей правде

Вот только одна история о Джатдоеве, наверняка не известная широким массам. Посмотрите внимательно его последнее телеинтервью «России-24». Его можно найти в Сети. Он там, не побоюсь этих слов, как загнанная лошадь. Чудовищно сдал. Это всего в 57 лет. Мало кто знает, что два года назад Андрей Хасанович перенес очень сложную операцию на позвоночнике. Должен был хотя бы две недели полежать. Но не прошло и недели, как уже раскатывал на мотоцикле по городу в своем обычном режиме - с пяти часов утра. А потом, превозмогая боль, руководил городом из кабинета. В своем стиле - дотошно, до самых последних мелочей, вникая во все и пропуская это все через себя. С приглашением руководителей, с выслушиванием оправданий, с нервами… Естественно, организм не железный, быстро настал момент, когда просто не смог нормально сидеть, срочно потребовалась вторая операция. Он и ее перенес. У меня, например, закрадывался вопрос: что в этом фанатизме - то самое легендарное, не всем свойственное горение человека на работе или страх ее потерять? Оказаться на обочине жизни? Он ведь прекрасно знал нравы высшего чиновничьего общества, где формула «загнанных лошадей пристреливают» очень часто в ходу.

А затем был еще один удар по уже ослабевшему организму, когда на том же мотоцикле, также утром, когда объезжал город, попал в аварию. Опять койка, и хромал потом долго. В общем, работал человек на износ, а судьба этот износ ускоряла чуть ли не в геометрической прогрессии.

Меньше всего хочу сказать, что виноваты те, кто не замечал эту работу на износ. И не подсказал, не осадил, не остановил, не сохранил человека. Каждый сам выбирает свою дорогу и скорость, с которой идет. Одни по жизни ползут, другие несутся. Я лишь о том, что горожане должны знать всю правду о тех, чьими именами называют центральные скверы. Эта правда сама расскажет и покажет его значение в истории города. И тогда принятое решение об увековечении памяти не будет вызывать раздражение.

Правду, ничего кроме правды

Всей правды, именно всей полноты происходящего не хватает и другим темам на страничке губернатора в Инстаграм. Так что этим подзаголовком впору напомнить ему слова, одно время присутствовавшие в клятве журналиста. Раз он к нам примазался.

По самой горячей теме – коронавирусу. Вспомним, как губернатор отреагировал в самом начале эпидемии на неожиданную отставку министра здравоохранения Виктора Мажарова: поблагодарил его за сделанную работу! Народ, значит, перепугали вирусом до смерти, чуть ли не под ружье всех врачей поставили, весь малый бизнес приостановили и все такое. Причем строгие карантинные меры объясняли неготовностью системы здравоохранения принять всех в случае массового заболевания. А персонально ответственного человека, который, собственно, и допустил всю эту неготовность, провожаем чуть ли не с почестями. А ведь он фактически дезертировал с должности, как только запахло жареным. Спасибо, что хоть инфекционную больницу именем Мажарова губернатор не предложил назвать. Причины ухода министра до сих пор не названы, как и не дано принципиальной оценки готовности системы здравоохранения края к эпидемии.

Ничего заметного не сказал, да и не может сказать губернатор о поддержке его правительством пострадавших от закрытия ввиду пандемии предприятий, перехода на режим самоизоляции и тому подобного. Да, какие-то меры выработало и реализовало федеральное правительство. Но у нас зачисляемые в казну края налоги не изменились, плата за аренду муниципальной собственности осталась на том же уровне, отсрочек не дают. Предложений общественности по этому поводу более чем достаточно, в ответ от губернатора - «все будет хорошо». Можно прямо сказать: его правительство не выполнило указание Президента страны, что власти регионов должны смягчить для бизнеса удар, нанесенный коронавирусом.

Тишина от губернатора на его страничке и по таким активно обсуждаемым темам, как строительство лагеря «Машук» в охраняемой природоохранной зоне Пятигорска, сокращение территории Бештаугорского заказника, выделение из нее участков под строительство. А ведь против этих губернаторских инициатив уже целое экологическое движение развернулось. Неужели слабо, нет, даже не в полемику вступить, а просто внятно, с аргументами и опорой на закон разъяснить свою позицию и свое решение? Да и потом отстаивать.

Губернатор отмалчивается, и это еще больше распаляет тех, кто проблемные темы поднимает. Но ведь одна из целей создания страничек в соцсетях политиками – получение обратной связи с гражданами. Нахождение на этой основе в том числе и общественного консенсуса. Получается, что она, эта цель, так и не реализуется? Тогда зачем страничка? Как тут не вспомнить классика с его «беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печи сапожник».

Громоотводу достается больше всего

Все в мире живет по своим законам. СМИ не исключение. Для них не на последнем месте полнота информации, включая негативную, а значит и объективность, правдивость, честность и искренность по всем беспокоящим общество темам. Тогда они востребованы.

Присутствует ли все это на страничке Владимирова в Инстаграм? Для тех, кто сдабривает свои комментарии к ее материалам матом, наверняка нет. Но если нет главного - полноты картины происходящего и правды, то опять все тот же вопрос: для чего сама страничка?

В последнее время власть преуспела в создании, так сказать, громоотводов общественного мнения. Телефоны прямой линии с гражданами во всех учреждениях, широко рекламируемые прямые линии руководителей всех уровней на ТВ и радио, общественные советы во всех госструктурах, пресс-службы или отделы по связям с общественностью… Смею утверждать, что персональные странички лидеров регионов в популярных социальных сетях из их числа. Новое и очень удачное изобретение, которое народ, судя по числу подписчиков, доверчиво проглотил.

А между тем все вышеперечисленное - своего рода громоотводы. Потому как телефоны на этих линиях всегда заняты, на прямую линию губернатора не дозвониться, общественные советы никаких прав не имеют и собраны для галочки, а задача пресс-служб - охранять информацию, а не открывать ее обществу. Теперь же мы начинаем понимать, что и на страничке губернатора в Инстаграм не вся правда. Что и она громоотвод.

А кому достается больше всего молний в бурю? Им, громоотводам. Так чего же и чему мы удивляемся?

Александр Емцов.

Фото из открытого источника

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (12 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.