Вы здесь

ОБОЙДЕМСЯ САЛАТОМ!

Росстат представил данные по годовой динамике потребительских цен на 1 тысячу товаров и услуг в 2018 году. По итогам прошлого года общий уровень инфляции составил 4,3 процента. Однако темпы роста цен на многие товары и услуги многократно ее превзошли.

Лидерами антирейтинга стали пшено и капуста, где ценники увеличились на 73 процента, что в 17 раз превышает уровень инфляции. Впрочем, сами экономисты такое головокружительное пике объясняют «трендовыми веяниями» и могучей рукой рынка, когда «пшено не самая популярная крупа у населения, поэтому многие аграрии постепенно выводят ее из оборота». Вот и в 2018 году площади проса были резко сокращены и урожай был существенно ниже, чем в предыдущие годы, а когда на горизонте замаячил дефицит, цена стремительно скакнула вверх. И примерно такая же ситуация сложилась и с капустой, которую раньше считали одним из самых дешевых продуктов, а теперь она обогнала по стоимости другие овощи «борщевого набора» - морковь, лук и картофель. «Вероятно, хозяйства начали возделывать раннюю, самую дорогую капусту. Раннюю возделали, а поздняя еще не созрела, и поэтому возник интервал между урожаями. Сейчас поздняя капуста начнет созревать, и опять цены снизятся», - уверены аналитики продуктового рынка.

Что ж, дай-то бог, не то придется искать аналоги российской поговорки, что «щи да каша - пища наша». Или вносить ремарку, что речь идет о гречневой каше. Ведь не в пример пшену данная крупа наоборот радует россиян своей потребительской доступностью, когда цена на нее за год не просто не изменилась, а упала на 15,8 процента. И все почему? Потому что мы единственные во Вселенной! Точнее, в мире, кто с гречкой на ты: варит ее, парит, тушит, готовит десерты, смешивает с другими крупами... «Как только урожай большой, у всех производителей возникают товарные запасы, которые они стремятся распродать побыстрее. В прошлом году произошло именно это», - поясняют аналитики.

Между тем, серьезно, если не сказать весомо для семейного бюджета в 2018 году подросла и стоимость яиц, когда российским любителям французской кухни пришлось забыть не просто о яйцах пашот или бенедикт на завтрак, но и даже о банальной глазунье.

«Цены на яйца очень часто демонстрируют сюрпризы, они сложно прогнозируемы. «Рынок яиц, безусловно, внутренний: практически нет ни импорта, ни экспорта. Любое локальное перепроизводство и недопроизводство может привезти к резкому скачку цены», - разводят руками эксперты, напоминая, что в прошлом году в ряде российских регионов были вспышки птичьего гриппа. Неблагополучными с точки зрения ситуации по гриппу птиц, по данным Россельхознадзора, были 15 российских регионов. Вспышки высокопатогенного гриппа птиц, в частности, были в Ростовской, Воронежской, Курской, Самарской и Пензенской областях. Отсюда и 25 процентов, которые у кого хочешь отобьют аппетит, даже если речь идет о... шарлотке.

Ведь к тем 25 процентам нужно добавить еще 28 «сахарных» процентов. Откуда нарисовались они? Во-первых, все тот же неурожай, разводят руками эксперты. Мол, в 2018 году площадь посева сахарной свеклы была на 6 процентов меньше, чем в предыдущем: под эту культуру было засеяно 1,13 миллиона гектар. При этом урожайность сахарной свеклы на юге страны по сравнению с прошлым годом снизилась на 25 процентов - до 371,6 ц с 1 га. А во-вторых, снова неурожай. Но теперь уже в Казахстане, с которым у России единое экономическое пространство. Поэтому стоит ли удивляться, что выбирая между внутренним и внешним рынком, российские производители стали выбирать, где больше платят. Непатриотично? Зато практично. Во всех смыслах этого слова, когда чрезмерное употребление сладостей ведет и к ожирению, и кариесу, и проблемам с памятью. А тут же с глаз долой из сердца вон.

Конечно, какое-то время сладкоежек еще будет мучить глюкозный допинг, но ежедневный променад на свежем воздухе быстро сгладит негативные симптомы. Тем более что подобные оздоровительные прогулки без карамельки за щекою еще и благотворно скажутся на состоянии бюджета, когда в 2018 году цены на газомоторное топливо (преимущественно бензин) возросли на 30,8 процента! «Если ценовой рост бензина сдерживался в рознице усилиями «ручного управления» (с помощью договоренностей между нефтяной отраслью и правительством), то в биржевой плоскости наблюдалась противоположная ситуация - стоимость бензина продолжала расти», - поясняют эксперты.

Словом, дешевле на своих двоих и в магазин за огурцами и помидорами, цены на которые упали аж на 8 процентов! И, по прогнозам экспертов, будут падать дальше, поскольку... «В последние годы в России запускается много тепличных проектов по выращиванию томатов и огурцов. Появляются новые производители, которые предлагают свою продукцию сетям, закупщики сетей начинают снижать цены», - рисуют заманчивую перспективу экономисты. Предлагая также разнообразить обывательское меню чесноком, цена на который упала на 10 процентов, лимонами - минус 5 процентов, селедкой - 4 процента. Вам уже страшно за свое пищеварение и печень? Зря! Цена ведь на профильные лекарственные препараты тоже упала на 7 процентов!

А вот за чем стоит поторопиться в аптеки, так это за... валидолом, ценник на который вырос почти на 24 процента. В то время как общий рост цен на медикаменты, лечебное оборудование и аппаратуру составил 4,5 процента. «Валидол теряет натуральные продажи, поскольку от него постепенно отказываются в пользу более современных препаратов. При этом себестоимость производства, скорее всего, растет, и производителю приходится поднимать цену, чтобы не снижать доходность», - предполагают аналитики.

Хотя справедливости ради все же отметим, что, несмотря на указанные факторы, валидол все равно очень дешев: упаковка из десяти таблеток в 2018 году стоила 17 руб.

И еще. Потребители стали более внимательны к составу продукта и часто обращают внимание на торговую марку при покупке товара. Об этом говорится в результатах исследования аналитического агентства РОМИР, подготовленного специально для Роскачества. По данным экспертов, в 2019 году внимание потребителей к сроку годности составляет 72 процента, к дате изготовления - 65 процентов, к составу продукта - 39 процентов, к массе - 34 процента, к торговой марке - 30 процентов.

В организации также рассказали, что потребители при выборе продуктов пользуются в качестве источников информации данными на упаковке (63 процента), рекомендациями друзей и родственников (35 процентов) и рекомендациями продавцов (20 процентов).

Марина АНДРЕЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.