Вы здесь

ОДНА СТАТЬЯ ЗАКОНА - ПРО КРЕПОСТНИЧЕСТВО, ДРУГАЯ - ПРО СВОБОДУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Директор ГКУ «Центр занятости населения Ставрополя» В. Полюбина вдруг ни с того ни с сего прислала на мое имя, как руководителя организации издателя газеты, грозное письмо.

Цитирую: «Выявлен факт размещения вашей организацией в интернете информации о свободных рабочих местах. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости, а также требованиями Постановления Правительства Ставропольского края № 360-п, вам необходимо представить в учреждение занятости соответствующую информацию о наличии свободных рабочих мест. В случае непредставления информация о предполагаемом правонарушении будет передана в прокуратуру. Напоминаем, что за непредставление информации предусмотрена административная ответственность».

Прочитав все это, я был, прямо скажем, ошарашен. И даже не тем, что в четырех предложениях грозного ее письма четырежды было упомянуто слово «информация». Начальники, по моим наблюдениям, стилистической грамотностью себя не особенно утруждают. Безоглядной верой чиновника в подлинность информации в Интернете был ошарашен. Хоть бы спросили для начала: было - не было? Моей организации приписали то, что мы не делали. Мы не размещали объявления. Нет у нас вакансий. Дизайнер работает уже три года, уходить вроде не собирается. Другой не нужен. О чем я и сообщил Полюбиной ответным письмом.

Но давайте вдумаемся в произошедшее. Перед нами ведь во всей красе беспардонное вмешательство в, казалось бы, сугубо предпринимательские дела. По сути письма Полюбиной получалось, что если бы у меня вдруг и образовалась вакансия, то я обязан обращаться только в ее Центр за замещением, больше никуда. А не сообщу - буду наказан рублем.

До сих пор я считал, что свобода предпринимательства - кстати, одна из закрепленных в Конституции Российской Федерации экономических свобод - это право частных предприятий свободно использовать экономические ресурсы для производства товаров и услуг. В числе этих ресурсов, наряду с финансовыми, материальными, природными - и трудовые. То есть искать работника, нанимать его на тех или иных условиях - это незыблемое право руководителя предприятия. Что все руководители повсеместно, как мне до этого казалось, и делают. Не зря же целая экономическая категория существует - свободный рынок труда. А тут, выходит, есть чиновники, которые считают по-другому и притом уверенно ссылаются на какие-то нормы закона, которые начисто все эти мои убеждения перечеркивают?

Понятное дело, ищу этот самый Федеральный закон о занятости, статью 25, читаю в ней пункт 3. Слава богу, он короткий, поэтому приведу полностью:

«Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов».

И все. Пункт 3 Федерального закона на этом исчерпан. Он, ежу понятно, про случай попадания предприятия под банкротство и про обязанность руководителя давать информацию о наличии мест для трудоустройства инвалидов. Оба случая, как говорится, не про нас. Что же Полюбина так лихо закон толкует? Росчерком своего пера лишает меня одной из фундаментальных свобод предпринимательства? Просто как новоявленная крепостница, требует такую информацию и сама решает, кого ко мне прислать, а кого - нет. Кто же не слушается и действует в духе свободного предпринимательства - на того она, надо полагать, стучит в прокуратуру.

Суровые толкователи законов на ниве трудоустройства, нечего сказать.

Полюбина еще ссылается на постановление Правительства Ставропольского края № 360-п. Оно действительно есть. Принято в 2010 году губернатором В. Гаевским как раз в целях реализации ФЗ о занятости. Пункт 3 этого постановления черным по белому гласит: «Работодатели ежемесячно, не позднее последнего календарного дня текущего месяца, представляют в органы государственной службы занятости населения Ставропольского края информацию о наличии вакантных рабочих мест и их количестве. И в пункте 6 - страшилка: «В случае непредставления работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».

Страшилка потому, что никакой ответственности именно за это Кодексом административных правонарушений РФ не предусмотрено. Сколько ни смотрел - не нашел. Есть общая статья 19.7. «Непредставление сведений (информации)». Под нее и подтягивают? Хотя, если вчитаться, она касается ответственности за непредставление сведений в области государственного и муниципального финансового контроля. К каковому сведения о вакансиях трудно отнести.

Звоню в Центр занятости на телефон, указанный под письмом. Пересылают на другой телефон - к юристам. Там уверяют, что я неправильно прочитал закон. Первую фразу второго абзаца пункта 3 статьи 25, а именно предоставлять «информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей» надо относить ко всем вакансиям на предприятиях. А вот ее продолжение «созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов...» - только к местам для инвалидов.

Тут уж я, как человек, работающий со словом и что-то в грамматике со стилистикой соображающий, просто кричу. Уважаемые юристы, это же элементарно! Перед вами сложноподчиненное предложение, в котором второй оборот отделен запятыми, значит, он просто уточняет первый. Весь этот абзац про вакансии для инвалидов, весь! Никакого расширительного толкования тут просто быть не может.

В ответ слышу: нет, вы не правы. Мы толкуем закон правильно. И нас в этом поддерживает прокуратура и суды.

В прокуратуру я звонить не стал. Просто посмотрел судебную практику и все, что написано про этот казус. Оказывается, в большинстве случаев суды трактуют пункт 3 статьи 25 именно так, как толкуют юристы Центра занятости. Не вникая особенно в стилистику фразы закона. Если в субъекте не принято постановления местного правительства типа нашего 306-п, то отбиться еще можно. А вот если оно есть, как у нас - мы же у себя в крае впереди планеты всей, если дело касается пеленания бизнеса - то уже не отвертеться. Задание пополнять в кризис казну дано и судьям, это хорошо известно. При этом странно, что постановлением местного органа власти как бы благословляется штраф по КоАП - Федеральному закону.

Это покажется смешным, но в том же Федеральном законе о занятости уже в следующей, 26 статье в пункте 1 черным по белому написано: «Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости». Выходит, одна статья закона про крепостничество, другая - про свободу. Так какой верить?

Кому-то покажется, что обязанность бизнеса предоставлять в службу занятости сведения о вакансиях - мелочь. И штраф предприятию за ее невыполнение небольшой - от 3 до 5 тысяч рублей. Да и введена она ради защиты прав безработных. Это совсем не так. Безработные тут явно сбоку. У нас о них никто никогда не думал. А штрафов от 3 до 5 тысяч бизнесу уже столько, что устали платить. За каждый чих накладывают. Все эти драконовские меры введены чиновниками для себя, для повышения своей роли и значимости, в частности, ради упрощения получения статданных и возможности косвенного управления предприятиями. Чиновники подсуетились и упростили себе жизнь. А депутаты наши федеральные, как всегда не думающие, точнее, думающие только о себе, проголосовали. За счет бизнеса в очередной раз подняли вес чиновников.

Новый яркий пример того, что у нас бизнес опутан по рукам и ногам. И что надежды кого-то там наверху, в частности Президента В. Путина, на рывок страны в прекрасное далеко с его помощью призрачны. Опутанный глупыми и бессмысленными законами, типа указанных норм регулирования занятости, придавленный чиновничьей махиной рысак давно уже еле ноги волочит. Тут бы не издох.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.2 (5 голосов)

Комментарии

Чет я не понял про статью 19.7 КоАП РФ: где там сказано про непредставление сведений в области государственного и муниципального ФИНАНСОВОГО контроля? сколько не вчитывался, увы, не нашел, хотя вам как "человеку работающему со словом и что-то в грамматике со стилистикой соображающему" виднее. И раз уж Вы ссылаетесь на Конституцию РФ на свои права предпринимателя: вот Вам пункт 3 статьи 37 Конституции: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ". И еще, про пункт 1 статьи 26 Закона о занятости: "Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости", как Вы думаете как служба занятости будет направлять безработных на вакантные должности, если свободолюбивые (читай: "любящие только себя") предприниматели не будут подавать сведения о вакансиях в службу занятости? "Безработные тут явно сбоку. У нас о них никто никогда не думал" - это Вы про себя писали? (риторический вопрос). Мне кажется здесь статья не про свободу и крепостничество, а про элементарную детскую глупость и злость, все не правы (служба занятости, правительство, суды), а Я прав! P.S. Если чЁ простите, в грамматике не силен, но шкурничество вижу за милю.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.