Вы здесь

ОДНО ДВИЖЕНИЕ РУКИ…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК ПРОСТЕЙШАЯ ОПЕРАЦИЯ ПРИВЕЛА К СМЕРТИ ПАЦИЕНТКИ

С каждым годом Следственный комитет РФ фиксирует все большее количество обращений граждан по поводу оказания им или их родственникам некачественной медицинской помощи. И каждый год медики с пеной у рта доказывают, что никаких врачебных ошибок не существует, а есть добросовестные заблуждения во время выполнения ими прямых профессиональных обязанностей. Равно как и нет никакой врачебной халатности. А есть побочные осложнения, иногда совпадающие с моментами оказания КАЧЕСТВЕННОЙ медицинской помощи пациенту. И все-то оно понятно, кроме одного. Если на операционном столе во время оказания той самой высококвалифицированной помощи хирург перерезает пациенту аорту – самый крупный артериальный сосуд большого круга кровообращения, что это, если не халатность и не ошибка?

Впрочем, на данный вопрос как раз и предстоит ответить следователям СО по Промышленному району г. Ставрополя, где возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения медперсоналом ГБУЗ СК «ГКБ СМП» своих профессиональных обязанностей, повлекших за собой смерть пациента.

Падающий кирпич лапароскопии

Когда тест на беременность показал две полоски, жительница Труновского района Ольга Поддубная не знала, что и думать. С одной стороны, они с мужем так хотели девочку, а с другой - у них уже есть двое мальчишек. Задорных, веселых, хулиганистых. Младшего в садик нужно водить, старшему через год в школу... Но девочка, она же мамина помощница и такой подарок ей на 25-летие, которое будет в августе. В общем, в Ставрополь в частную женскую консультацию Ольга ехала в смятении. Можно было бы проверить подозрения и дома, но где в поселке найдешь акушера? А тут же две беременности проходила к одному доктору, которая теперь вместе с «узисткой» смотрит на нее, и видно, что хочет что-то сказать, но не знает как. Но потом все же собирается с силами: «Оль, там внематочная. Нужно чистить».

Так 21 мая бригадой скорой помощи девушка была доставлена в гинекологическое отделение 4-й городской больницы, где ее лечащим врачом была назначена Карина Папикова. Осмотрев пациентку и проведя дополнительное УЗИ, доктор подтвердила диагноз, но решила повременить с хирургическим вмешательством, попробовав обойтись медикаментозным методом. 22 и 24 мая Ольге были сделаны два родостимулирующих укола. Однако те не помогли. И вопрос о лапароскопии назрел снова.

 - 28 мая в 14:00 мы последний раз поговорили с дочкой по телефону. Она хорошо себя чувствовала, ни на что не жаловалась и надеялась уже на следующий день вернуться к детям домой, - вспоминает Татьяна Заруднева, как промолчало ее материнское сердце, не забилось и тревожно не екнуло.

Да и с чего бы? Если сам медперсонал уверял Ольгу, что лапароскопия – это довольно простой и прогрессивный метод в современной хирургии, когда в брюшную полость к органам малого таза проникают с помощью нескольких проколов, а затем вводят через них инструменты-манипуляторы. Манипуляторы оснащены микроинструментами и микрокамерами, которые позволяют удалить неправильно прикрепленную яйцеклетку, не производя при этом больших разрезов, что снижает риск послеоперационных осложнений и сокращает сроки реабилитации. В общем, утром сделали, а к вечеру ты уже скачешь.

Ну, и общемировая статистика фиксирует всего четыре процента летальных случаев и серьезных осложнений. По большому счету, падение кирпича на голову на улице более вероятно, нежели ЧП во время плановой лапароскопической операции. Тем более что и случай у Ольги хоть и неприятный, но все же из разряда повседневной рутины больницы. Плюс лечащий врач Карина Папикова не новичок в медицине. 20 лет стажа, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, работает на кафедре акушерства и гинекологии СтГМУ с 2007 года, где преподает современные эндоскопические методы диагностики и лечения гинекологических больных... Словом, на подобных малоинвазивных манипуляциях рука вроде как набита. Так что плохого может случиться? И действительно, судя по врачебному протоколу от 28 мая, изначально ничто не предвещало беды.

Поскольку данная манипуляции производится под давлением газа, чтобы ввести его в брюшную полость и приподнять брюшную стенку, хирургами используется прямая пункция иглой Вереша. Создаваемая воздушная подушка увеличивает расстояние между брюшной стенкой и внутренними органами, после чего вводится следующий инструмент - первичный троакар. Оба инструмента вводят через разрез в околопупочной области в брюшную полость вслепую. И риск повреждения иных органов пациента возникает один на тысячу случаев. Но все же бывает и такое, потому что игла - инструмент коварный и острый. Неправильно рассчитанная сила давления на нее, одно смазанное и невыверенное движение, а рядом располагается брюшной отдел аорты и кровотечение не обязательно сразу проявит себя. Поэтому контроль и только контроль.

Операция же тем временем продолжалась. Вслед за троакаром Папикова ввела видеокамеру, осмотрела пространство брюшной полости, никаких повреждений не обнаружила, стала проводить намеченный комплекс оперативного вмешательства на матке, как через 20 минут у Ольги резко остановилось сердце.

Из протокола операции: «Оперативные действия остановлены. Хирурги отошли от операционного стола. Начаты реанимационные мероприятия анестезиологом-реаниматологом. В операционную вызваны заведующий ИТАР И. Яцук, который продолжил реанимационные мероприятия. Также вызван заведующий отделением гинекологии В. Долгов, заместитель главного врача О. Гюсан. Во время проведения реанимационных мероприятий из троакаров отмечалось кровянистое отделяемое».

Через 15 минут сердечная деятельность была восстановлена, и операционная группа стала искать источник хлещущей крови. Ведь если проблема не по гинекологии и не в области таза, значит, она выше? Удостоверившись, что кровотечение идет откуда-то из верхних отделов живота и в брюшной полости скопилось до 1,5 литров крови, чтобы определить место кровотечения, в операционную были вызваны заведующий отделением хирургии А. Камерджиев и сосудистый хирург С. Скалозубова. Стали исследовать забрюшинное пространство – обнаружили повреждение брыжейки тонкой кишки и сантиметровый порез на аорте. То ли иглой, то ли троакаром. Из протокола операции: «Визуально определяется пульсирующая гематома больших размеров. Из области гематомы пульсирующее артериальное кровотечение». Далее в операционный зал был уже вызван ангиохирург…

 Как скажут позже родственникам другие представители медицинского сообщества, за 4 часа, сколько в общей сложности длилась операция, возле Ольги собрались все врачебные светила 4-й больницы. Семь высококвалифицированных специалистов пытались сотворить чудо и заново сшить поврежденную аорту брюшного отдела. Им это вроде как удалось. С потерей крови в 73 процента от ОАК, геморрагическим шоком 3-й степени, ДВС-синдромом Ольга была доставлена в отделение реанимации.

- Жену забрали на операцию где-то в 14:30, а ближе к 19:00 мне позвонили из больницы и сказали, что операция прошла неудачно. Во время хирургического вмешательства была задета брюшная аорта, Оля потеряла более 3 литров крови и впала в кому, - вспоминает Николай нескончаемо длинную ночь 28 мая.

Они звонили на телефоны гинекологического отделения больницы и по номеру, с которого пришло страшное известие, но нигде не отвечали. Звонил Николай и на номер супруги. А вдруг пришла в себя? Вдруг с другой перепутали? И как же забилось его сердце, когда трубку все-таки взяли. Но не Оля. Соседка по палате. Которая тоже была очень напугана тем, что девушку вон когда еще забрали, по коридорам носятся врачи, все бледно-серые, подавленные, но никто ничего не говорит.

Вместо «простите» - «сколько вы стоите?»

 Когда утром семья Зарудневых и Поддубных примчалась в Ставрополь, в одном из кабинетов руководства ГБУЗ СК «ГКБ СМП» собрались практически все участники вчерашней операции. Не было только самого оперирующего хирурга Карины Папиковой.

 - На наш вопрос: «А где врач?» нам ответили, что Карина Александровна очень расстроена исходом операции, плохо спала ночью, поэтому решила не выходить к нам. Но готова материально возместить моральный ущерб, - рассказывает мама Ольги, как шокировал ее врачебный цинизм. И той, кто предложил, и тех, кто озвучил данное предложение. Ведь вовсе не «мы готовы заплатить» рассчитывали услышать родственники умирающей девушки. Слова покаяния - да. Слова растерянности, мол, сами не знаем, как трактовать эту дичайшую оплошность со стороны сотрудника – тоже. Уверения, что будут до последнего бороться за жизнь Оли - и те были бы к месту из уст заместителя главного врача Ольги Гюсан. Однако их не было. Их заменило коммерческое предложение.

Будто в какой-то момент запамятовали наши медики, что жизнь человека вообще-то бесценна, и пациент – это не просто эпизод в богатой медицинской практике и оказанная услуга по ОМС, а молоденькая 24-летняя женшина, полная надежд и планов на будущее, у которой осталось двое сыновей. Мальчишек 3 и 6,5 лет. Все понимающих, все чувствующих, как тени слоняющихся по дому, но так и не решающихся спросить у взрослых: «А где мама?» Ибо это очень страшно услышать правду, что мама не в гостях и не вернется. Что 30 мая в 1:30 ночи Николая разбудил телефонный звонок из больницы: «Простите, мы сделали все, что могли, но в 1:15 вашей жены не стало».

 - Когда в субботу утром мы приехали в больницу, нас встретил дежурный администратор. Ничего практически не помню, кроме как муж спрашивает у него: «Отчего умерла наша дочка?» А врач смотрит на нас, и хотя он в маске, даже через нее видно, как ухмыляется и с бравадой заявляет: «Потеря крови. А что? Есть другие варианты?» - до сих пор не может без содрогания вспоминать тот день Татьяна, и как они удивились, что в больнице вроде как выходной день, а тут экстренно назначают вскрытие и обещают через несколько часов отдать им тело для захоронения.

- Мы тогда развернулись и прямиком направились в Следственный комитет писать заявление о привлечении виновных к ответственности. Потому что нашу дочку убили, и мы хотим самого серьезного наказания для тех, кто это сделал. Ведь кому бы из хирургов мы ни показывали протокол операции, все в унисон твердят, что Оля фактически умерла через 20 минут после начала лапароскопии. Шансов уже тогда не было. Откуда им взяться, если сердце 15 минут стоит, аорта порвана, кровь хлещет фонтаном. Когда мы ее хоронили, Оленька словно Снегурочка была, будто всю кровь из нее выкачали. Знаете, я до сих пор не верю, что это случилось с ней и с нами. Дочка ведь никогда и ничем не болела. И я понимаю, когда происходят операции на сердце, на головном мозге, где все это тонкие материи и можно ожидать любого исхода. Но лапароскопия? Где всего 4 прокола, и один случай на тысячу операций попасть не туда. Почему он выпал именно ей? И отнюдь не мою девочку операционная бригада спасала оставшиеся 3,5 часа. Они спасали свою коллегу, только чтобы не фиксировать смерть на операционном столе, а списать все на осложнения и уйти от ответственности. Неужто получится? - не находит себе места отец погибшей.

Летальные списки краевой медицины

Но расследование идет. И мы будем следить за развитием событий. Как и следим за другими историями, которые также были опубликованы на страницах «Ставропольских ведомостей» за последние два года, где болевой точкой современного здравоохранения стал весь Ставропольский край. Ставрополь, Изобильный, Минводы, Благодарный, Буденновск, Андроповский и Степновский районы… Право, иногда думаешь, что уже самое страшное ты слышала и тебя ничем прошибешь.

Потому как что может быть трагичней истории беременной Ирины Лучиной, которую со схватками отправили в инфекционную больницу, спутав их с отравлением. Мама и ребенок не выжили. Однако потом появляется история Дианы Келасовой из Андроповской районной больницы, где стимулируют роды и во время кесарева сечения анестезиолог вроде как только с четвертой попытки попадает в нужный канал для обезболивания. Страшно? Страшно! Как и страшна история Вадима Переверзина из Буденновска, попавшего в серьезную аварию, в результате которой юноше пришлось ампутировать ноги. Пошло загноение, с которым не могли справиться районные хирурги, но до последнего тянули, прежде чем вызвать врачебную бригаду из Ставрополя. А к Халилу Магомедову из Благодарного и вовсе не вызвали, спутав сепсис с ветрянкой, острый остеомиелит с ушибом колена. А Наталья Земцова, пришедшая рожать, потерявшая ребенка и пережившая 6 санаций брюшной полости?

И это лишь маленькая толика тех историй, с которыми к нам обращались пострадавшие пациенты и их семьи. Обращались в надежде быть услышанными, в том числе и минздравом Ставропольского края, что нужно что-то менять в нашем здравоохранении. Подход менять. Ибо банальное вкачивание денег в техническое оснащение городских и районных больниц, их ремонт, попытки законопатить все дыры и прорехи в службах здоровья одними финансами – может и хорошо, однако само по себе не работает. Медицину делают люди, и именно кадры решают все. Грамотные кадры на каждой ступени системы здравоохранения - от чиновника, знающего врачебную практику не понаслышке, до медсестры, которой не нужно объяснять, как уколы ставить.

Кадры, которые не только на словах ратуют за качество медицины, но и в реальности стремятся навести порядок в отрасли. В том числе через честные экзамены и переаттестацию врачей с реальными показателями уровня их компетенции и навыков, через пересмотр современной системы образования студентов, через анализ технической оснащенности учреждений, разбор ошибок на местах, анализ уровня нагрузок и зарплат медицинских сотрудников и т. д.

То есть сама система должна выдавать запрос на качество медицинской помощи, а не его имитацию, и следить за тем, что мешает двигать обоз вперед, исправляя огрехи, а не закатывая их в финансовый бетон. Ибо ямы и трещины все равно проявятся. Так уж природой устроено. Жаль только, что мы этого ни видеть, ни слышать не хотим. А следовательно, не исправляем и натыкаемся на все те же грабли, от которых страдают простые люди.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.6 (28 голосов)

Комментарии

Чихладзе в общественные защитники, она "знает" как надо с этим беспределом бороться. Пора всю верхушку минздрава Губернатору разогнать, за что они зарплаты получают? Надежда на Владимирова что назначит достойного министром и ему назначит замов, которые работать будут, а не отписки писать и "богатеть".

гнать в шею всех замов Мажарова, они не готовы работать, сидят только в кабинетах и отписками занимаются, вместо того чтобы работать. Зачем было выгонять Козлову если новая дочь М.Кузьмина сама гинеколог и ничего не меняется?

Гнать поганой метлой всех замов Мажарова и весь Минздрав вслед за Мажаровым!!!Это при Мажарове стали продаваться должности !!! Мажарова к ответу за 10 - летний развал здравоохранения в крае!!!

УВажаемая редакция,не знаю опубликуете вы мой пост, но он будет в защиту врача, кто делала операцию. Карина Папиева замечательный специалист, и именно она помогла мне сохранить беременность. Она чуткая, внимательная и вежливая. Это точно несчастный случай! Врачи не боги, эта история это еще раз доказала. А семье искренние соболезнования

следователи и суд разберутся. Если виновата, ответит. А заслуги, это хорошо! Заслуги не должны отмазывать от наказания. Перед законом все равны. Конечно, кто то готов откупиться! Но мать деткам не вернуть!

Знаю Папикову как профессионала. И уверена, она сделала все что смогла, чтобы спасти девушку. Но ситуация ужасная. Двое деток без матери.

знать не достаточно! а былые заслуги и что? Пусть суд и следствие разбирается! Виновата в тюрьму. Виноваты управленцы - на биржу труда.

может и была она хорошим врачем, но после случившегося...а кстати сколько человек согласились на деньги и никуда не обратились мы не узнаем, если так в наглую предлагали откупится - значит этот метод работает

Врач Папикова ужасная,высокомерная тоже приходилось столкнуться)После операции на следующий день была температура под 40 и так три дня(все бегали и размахивали руками)но конверт все равно взяла)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.