Вы здесь

ОНА ЛЮБВИ ИСКАЛА И НЕ НАШЛА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Темная сцена, освещено только зарешеченное окно. По ту сторону решетки стоит девушка в свадебном платье. На лице размазана тушь, голос ее срывается: «...Я не хотела ее в кому, я никому ничего такого не хотела, я просто хотела, чтобы с фатой и с конфетами... И чтобы все наши девки шли и завидовали... Просто такая мечта. Разве у вас нет мечты? Разве это честно - разрушать мечты человека? Если он на самом деле любит, разве это правильно? Разве это справедливо?..» - так заканчивается новый спектакль, который под занавес сезона поставили в Театре на Гагарина.

Тюремный срок и разбитая окончательно жизнь - вот к такому финалу привело героиню спектакля «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович обычное желание. Самая-самая обыкновенная мечта, которая бывает у всех без исключения. У кого-то она сбывается, у кого-то - нет. Кто-то переживает крушение надежд философски и стойко, а для кого-то это становится настоящей трагедией. Такую историю - жестко, дерзко и без купюр - рассказали ставропольцам режиссер Тамерлан Коченов и актриса Александра Козлова. Получилась настоящая драма о 16-летней девушке из детского дома, которая мечтала о любви, искала ее и даже нашла, но увы, она оказалась безответной.

«Очень люблю социальные драмы. Как и Ярославу Пулинович, к творчеству которой мы уже обращались: спектаклем по ее пьесе «Как я стал...» мы закрывали прошлый сезон, - говорит Тамерлан Коченов. - Ее герои обычные люди, такие же, как мы. У них такие же вопросы к жизни и такие же проблемы. В ее произведениях собирается все - рухнувшие надежды, сложный выбор между тем, что хочется и как правильно, одиночество, поиск своего «я». «Наташина мечта», надеюсь, будет интересна не только взрослым, но и молодежи. Кстати, на нашу молодую аудиторию мы и ориентировались в первую очередь. В спектакле есть над чем подумать, поразмышлять, а главное - не допустить, чтобы такое случилось в твоей жизни».

...А случилось все после прыжка с третьего этажа. Попав в больницу, Наташа встречает Валеру - журналиста местной газеты, которого неожиданно для себя и всех вокруг полюбила. Кто бы мог подумать, что прыжок на спор с высоты исполняет мечты. Правда, только наполовину. К сожалению, парень не отвечает взаимностью, у него уже есть любимая девушка. После того как Наташа узнала об этом, та, другая, оказалась на больничной койке в коме, а Наташа - за решеткой. Казалось бы, не девушка, а чудовище, которому нет оправданий. Но вы послушайте ее монолог...

Это крик
отчаявшейся души, которая захлебывается от чувства несправедливости. Сквозь боль, страх, без прикрас и с убийственной откровенностью Наташа рассказывает историю своей жизни. Она типична для сирот, которые живут в детских домах. Мне несколько раз приходилось бывать в таких учреждениях, я слышала десятки историй мальчиков и девочек, живущих там. Они словно под копирку написаны: мать пьет, лишена родительских прав, отец сидит. Это в лучшем случае. В худшем - отец по пьянке убил мать, а сам либо сидит, либо тоже отправился к праотцам. И дети кроме вечно пьяных родителей, драк, скандалов, голода и нищеты ничего не видели. И тем удивительнее, что все они любят родителей, ни в чем их не винят и ждут. Ждут и верят, что мать одумается, перестанет употреблять алкоголь, восстановится в правах и заберет их. Или отец, отсидев положенный срок, вернется за ними. А некоторым, как и Наташе, ждать некого. Ее мать убил сутенер, отца - собутыльник. Она давно одна в целом свете, детдомовская оторва в спортивном костюме, с украденной у соседки заколочкой, с полторашкой пива и пачкой сигарет, лихо отплясывающая под «А девочка - пьяна, уже который день». Там, где она живет, все общее. А хочется быть единственной, уникальной, такой, чтобы симпатичный парень сказал: «Наташа, ты самая клевая девчонка на Земле! Выходи за меня замуж!» Пределом мечтаний юной девушки, у которой никогда не было семьи, становится желание собственного семейного очага, заботы, любви...

Александра Козлова, исполнительница роли Наташи, будто прожила на сцене эту маленькую жизнь. Честно и до конца. Она смогла с первых слов наделить героиню такой внутренней чистотой, что, сколько ни вглядывайся, убийцу в ней не разглядишь. Понятно, что она так и не повзрослела по сравнению с четырехлетней девочкой, которая однажды получила письмо от матери из тюрьмы и была уверена, что там написано: «Наташа, я люблю тебя», хотя читать и не умела. Безуспешно искавшая любви - сначала собственной матери, потом молодого человека, она мгновенно переходила от образа ожесточенного сердцем подростка, зло и жестоко мстящего за свои разочарования, до ранимой и несчастной девочки, которая с надеждой открывает свою искалеченную душу.

Она говорит, говорит и говорит. Ее слова полны обиды и не проходящей боли. Кажется, что она готова и столбу рассказать о своих переживаниях, лишь бы ее услышали. Послушайте, ведь моя месть подруге любимого человека - лишь торжество справедливости, а не акт организованного избиения. Послушайте, а с чего вдруг я должна отдавать свою любовь, если нашла ее первой, если сделала ее «своею»? Послушайте, «разве это честно - отбирать у человека мечту, если он любит?». Кто ответит Наташе на эти вопросы? Наверное, сама жизнь. Жизнь, которая была неласковой с ней с самого рождения и которая продолжает испытывать ее на прочность.

В финале Наташа меняет спортивный костюм на подвенечное платье, больше похожее на саван. Она стоит в этом наряде-мечте, опускается решетка и за девушкой захлопывается дверь. Или, если хотите, жизнь. Дверь-жизнь, за которой осталась свобода, мечта, любовь. А впереди - тюремный срок, опять общее имущество и одиночество.

А что же Валера? Не знаю, как для кого, а для меня молодой человек, которого талантливо играет Родион Кощиенко, ни в чем не виноват. Наоборот, он пожалел несчастную Наташу, очень по-доброму к ней относился, помогал, чем мог, угощал конфетами, выслушивал. Так за что его винить? За то, что она не вызвала у него ответных чувств? Смешно. Мы все не можем заставить себя полюбить человека насильно. Предъявить ему типа «мы в ответе за тех, кого приручили», тоже нелепо, ведь ни словом, ни жестом он не показал, что она ему интересна как девушка. А вот жизнь ему испортили по полной программе. Неизвестно, выжила ли его любимая. А если выжила, то не осталась ли инвалидом? Да и судя по всему, его всю жизнь будут раздирать противоречивые чувства к Наташе: ненависть, жалость и без вины виноватость. Наверное, он тысячу раз пожалел, что пришел к ней в больницу, чтобы написать репортаж. Вот если бы не пошел, вот если бы не пожалел... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Кроме Родиона Кощиенко, в спектакле заняты еще несколько актеров. Яна Жирова играет подругу Наташи - Светич, такую же дерзкую и отчаянную. У Дарьи Ежевикиной роль воспитательницы. Жесткая, закованная в строгое платье, как в мундир, с безапелляционными нотами в разговоре - ее воспетка располагает к душевности и близости примерно так же, как надзиратели в царских тюрьмах или на каторге.

Всего минуты три находились на сцене Тамерлан Коченов и Игорь Гливенко, но сцена с их участием оказалась одной из самых сильных в спектакле. И чувства после нее остаются противоречивыми. Как и после всего спектакля. Но какие бы они ни были, эти чувства, пережить их обязательно нужно. Причем всем: и детям, и взрослым. Почему? После спектакля каждый сам найдет ответ на этот вопрос.

Премьера «Наташина мечта» завершила сезон в Театре на Гагарина. В этом году репертуар творческого коллектива пополнился двумя новыми спектаклями: «Ангел, черт и проктолог» и «Псы с городских окраин». Эти две постановки стали настоящей сенсацией в театральном мире Ставрополья, впрочем, как и все остальные. Все спектакли этого коллектива - уникальные и штучные, от которых болит душа, захлестывают эмоции и мурашки бегут по телу.

В них находишь все то, зачем, собственно, и идешь в театр - за эмоциями, работой ума и движением сердца.

И тем волнительнее становится ожидание октября, когда Театр на Гагарина вновь распахнет свои двери.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.