Вы здесь

ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ КЛАССИКИ ДО РУССКОЙ

Французская, английская, русская классика, современные комедии, детектив, мюзикл, два бенефиса, «Ночь в театре», гастроли и встречи со зрителями - с таким багажом Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова переворачивает еще одну страницу своего календаря.

«Наш репертуар в 173-м театральном сезоне пополнился новыми яркими спектаклями, где нашлось место и классике, и современной драматургии, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский. - Мы выпустили девять премьер, две из которых пополнили репертуар малой сцены. Творческий коллектив не переставал радовать неожиданными актерскими и режиссерскими находками, яркими открытиями, творческими удачами, выразительными работами сценографов, художников по костюмам, композиторов... Новые постановки получились разные, но каждая нашла своего зрителя».

И это бесспорно, ведь интерес публики к театру растет с каждым годом. Сам за себя говорит тот факт, что в этом сезоне ставропольскую драму посетило 112 тысяч человек, которые увидели 275 спектаклей. Итак, давайте вспомним, над чем смеялись, плакали, размышляли, задумывались ставропольские зрители.

Комедия - хит сезона

Вообще в этом сезоне было много комедийных постановок. Кому-то может показаться, что комедия - легкий жанр. На самом же деле очень трудно донести до зрителя эту легкость, чтобы тот действительно оценил, поверил и не осудил в наигранности. В комедиях сезона-173 все срослось, театралы постановки приняли.

Первая премьера, которым ставропольская драма открыла сезон в октябре, комедия по пьесе Мольера «Одураченный муж». Ее поставил главный режиссер Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергей Ковальчик (г. Минск). Премьера была долгожданной, ведь не каждый день и даже не каждый год в Ставрополе ставят Мольера, а тем более историю про Жоржа Дандена. Есть мнение, что это самая беспощадная мольеровская пьеса. Во всяком случае, по отношению к браку. Ведь если отбросить острую в те времена тему мезальянса - женитьбы богатого крестьянина на аристократке,  останется история фальшивой семейной жизни. Так что «Одураченный муж» получился и современным, и смешным, и филосовским одновременно. А еще здесь отличные актерские работы. Александр Жуков, Полина Полковникова, Евгений Задорожный, Михаил Новаков и другие - с такими актерами можно ставить настоящего Мольера. Нет, не так. С такими актерами грех не ставить настоящего Мольера.

Вслед за первой премьерой поспевала вторая. Спектакль «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Валентина Бирюкова - веселая сказочная история с переодеваниями и обманами, где диалоги стремительны и остры, а на сцене торжествуют молодость и любовь.

Затем зрителям показали настоящий детектив. Народная артистка России Наталья Зубкова поставила спектакль по пьесе Марселя Ашара «Дура». Зрители окунулись в расследование загадочного убийства. В центре событий - следователь и горничная, подозреваемая в убийстве любовника. Мотив, орудие убийства, свидетельские показания - все говорит против нее. Но уголовное дело, как и должно быть на театральной сцене, принимает совсем другой оборот... Лихо закрученный сюжет сделал спектакль захватывающим, а фейерверк острых и забавных реплик, трогательных откровений, легких шуток и тонкая любовная линия - интересным и смешным.

Комедия «Семейная кадриль» по пьесе российского драматурга В. Гуркина, вернувшаяся на сцену ровно через 20 лет, с блистательным квинтетом из артистов Бориса Щербакова, Светланы Колгановой, Полины Полковниковой, Натальей Светличной и Владимира Петренко мгновенно стала одним из театральных хитов нынешнего сезона. Да по-другому и быть не могло. И не столько из-за практически анекдотического сюжета, где  из-за пустячной ссоры соседки меняются мужьями, а из-за невероятной любви к России. Нет, здесь герои не поют гимн страны напоказ и не говорят высокопарных заученных слов, как любят делать наши чиновники, они просто живут. Выпивают, ссорятся с женами, работают, ждут в гости детей и внуков, даже мужьями меняются, а в конце спектакля ты понимаешь, вот на таких людях Россия и держится. На таких простых, искренних, добрых и настоящих.

Еще один хит сезона - спектакль по пьесе В. Сигарева «Детектор лжи», где блистают звезды ставропольской сцены Ирина Баранникова и Александр Жуков. Зрители хохотали до слез, наблюдая за семейной парочкой, которая с помощью гипнотизера узнала о себе много нового. Это был один из премьерных спектаклей, которые актеры сыграли на малой сцене. Второй - «Буржуйские страсти и пролетарский восторг» - поставил заслуженный артист РФ Александр Ростов. Зрители перенеслись на сто лет назад, когда умами и душами публики владели Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Вертинский, Петр Лещенко и Леонид Утесов. Александр Владимирович собрал в одну команду гениальных людей эпохи, которую впоследствии назвали Серебряным веком, и не менее гениально исполняет их произведения: читает стихи, поет романсы.

Также в этом сезоне Ставропольская драма продолжила сотрудничество с минским режиссером Михаилом Ковальчиком, в результате чего репертуар пополнился мюзиклом «Дубровский» по одноименному произведению А. С. Пушкина. Захватывающую романтическую историю о дружбе и предательстве, о людских страстях и судьбах зрителям рассказали языком современной музыки, где переплелись неоклассика и R&B, рок и поп-музыка. В мюзикле интересные актерские работы: наши артисты показали не только свой драматический талант, но и музыкальный.

А еще в этом сезоне в репертуар вернулся мюзикл Кима Брейтбурга «Леонардо», который шел в Ставрополе несколько лет назад. Главную роль в восстановленном спектакле теперь играет актер Александр Кошелевский. Под Новый год для маленьких зрителей творческий коллектив театра приготовил сказочное представление у елки и сказку «Куда уходит Дед Мороз?», которую по традиции написал заслуженный артист РФ Михаил Новаков.

Замечательную программу артисты театра приготовили ко Дню Победы и на день рождения города и края.

Отдельных слов заслуживает спектакль-концерт «Наш дворик», подготовленный ставропольской драмой совместно с краевым отделением СТД РФ. Вообще, отличительная особенность всех театральных концертов - бьющая через край театральность. Ну а как иначе? Ведь участвуют в них драматические актеры. Вот и в этом проекте отдельные, ничем не связанные музыкальные номера перетекали из одного в другой так убедительно и виртуозно, точно это единый спектакль.

«Гроза» как катарсис

Ну а в день закрытия сезона на сцене ставропольской драмы разыгралась «Гроза». И перед зрителями ожили персонажи Островского, которые в тисках предрассудков, стереотипов и жестких общественных норм задыхаются без свободы и любви.

«Отчего люди не летают?! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» - этот монолог Катерины, главной героини пьесы, на протяжении 150 лет не оставляет равнодушным ни скептиков, ни циников, ни тем более лириков и романтиков. Вот уж точно, классика - штука вечная. Невозможно подсчитать, в скольких театрах была поставлена эта пьеса, в скольких тысячах школьных сочинений и университетских докладах анализируется ее содержание и смысл, портретные характеристики героев. Но факт остается фактом - и сейчас, в XXI веке, «Гроза» Островского актуальна, интересна, остра. Стоит только посмотреть на героев драмы, и становится понятно: человеческая натура неизменна. И если меняется эпоха, окружающая действительность, нравы, то черты характера изменить не может даже время.

Сюжет пьесы известен всем. Главная героиня «Грозы» Катерина - молодая замужняя женщина - впервые испытывает сильную любовь к другому мужчине. Это чувство превращается для нее в роковое испытание, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее. Женщина мечтает о счастье, как и все люди на Земле. Но мечты оборачиваются трагедией...

В «Грозе», поставленной народной артисткой РФ Натальей Зубковой, вы с трудом найдете классическую интерпретацию «луча света в темном царстве», здесь нет противопоставления света и тьмы. Каким-то удивительным образом режиссеру удалось взять из пьесы такие сцены и диалоги, так подобрать актерский состав и связать его между собой, что зритель буквально чувствует, как химия отношений пронизывает и электризует зал, словно грозовая туча. Этот спектакль, как метко заметил директор театра Евгений Луганский, настоящий гимн любви. Главное здесь - человеческие отношения. А еще здесь много одиночества, много боли и глубокое переосмысление происходящего каждым персонажем.

Роль Катерины исполнила Оксана Винникова. Ее персонаж не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: как никто другой ее героиня ищет свободы, право на жизнь, право на чувство даже вопреки устоявшемуся порядку. Ее Катерина предстала перед зрителем не тихой, покорной, почти святой участницей действа, а молодой женщиной, сотканной из плоти и крови, жаждущей свободы и настоящей любви.

Невозможно не отметить мощнейшую игру Ирины Баранниковой в роли Марфы Кабановой. Кабаниха - потрясающий образ сильной и деспотичной женщины. Она держит всех в ежовых рукавицах, и перечить ей не смеет никто. Актриса виртуозно показывает нам своего персонажа - въедливая и жестокая к окружающим, она, словно тигрица, защищает своего сына от всего и всех. В ней не меньше страсти, чем в Катерине. Только направлена она на защиту собственной правды, в которой, по ее мнению, даже усомниться нельзя. И за эту правду она заплатила и чужой жизнью, и собственным крахом.

Ее сын Тихон, которого замечательно сыграл Евгений Задорожный, - мягкий, бесхарактерный маменькин сынок, который боится проявить волю. А такое качество характера, как мужество, давно улетучилось в страхе перед деспотичной матерью. Он и Катерину любит какой-то испуганной любовью.

Как всегда, бесподобна Полина Полковникова. Ее Варвара и умная, и смелая, и хитрая. Такие женщины умеют подстраиваться под ситуацию и никогда не упустят своего. Надо быть дурой - будет дурой. Надо проявить ум - проявит ум. Даже мать не смогла разглядеть неповиновения и мятежного духа.

Яркий образ получился у Константина Юрченко. Он сыграл Бориса - столичного красавца, который одним взглядом покорил нежное сердечко провинциальной девушки. Но настолько ли сильна его любовь? И если вначале он весь светился от своих чувств, то вскоре становится ясно, что он не готов пойти против общественного мнения, устоев и денег ради любви.

Вообще, каждый из персонажей, появляющихся на сцене, заслуживает самой искренней похвалы, настолько все они хороши и самобытны. Зрителя непременно поразит Кулигин (Владимир Лепа) - светлый человек, живая душа, мудрый философ и самый одинокий из героев Островского. И знающая все про всех странница Феклуша (Мадина Шарипова), и Иван Кудряш (Олег Хомутов) - веселый и разбитной, и все остальные герои.

Сегодня каждый театр трактует Островского по-своему, предлагая разные жанры и разные подходы. Что-то, видимо, заставляет и режиссеров, и зрителей обращаться к этой классической пьесе вновь и вновь. Может, потому, что еще греки, придумавшие театр, считали, что он нужен для того, чтобы зритель испытал катарсис. Ведь сострадание и переживание, испытанные во время спектакля, очищают душу. Ставропольская «Гроза» - именно такая постановка. Гроза тут становится избавлением, очищением. Она случается в душах героев и отзывается эхом в сердцах зрителей.

Спешите видеть

Итак, 173-й театральный сезон закрыт. Но завершение одного - это всегда начало нового. Это открытое поле для новых идей и их воплощений на ставропольской сцене. Евгений Луганский рассказал о планах ставропольской драмы на следующий сезон. А они, что ни говорите, впечатляют.

Режиссер Валентин Бирюков приступил к репетициям спектакля «Примадонна» по пьесе американского драматурга и режиссера Кена Людвига. Зрители увидят классическую комедию положений о незатейливой предприимчивости двух актеров-аутсайдеров, которые, несмотря ни на что, мечтают о мировой славе и о миллионных гонорарах. В спектакле участвуют актеры Евгений Задорожный, Илья Калинин, Игорь Барташ, Марина Каткова и другие

Затем в сентябре в Ставрополь приедет народный артист РФ, режиссер Юрий Еремин (г. Москва), который приступит к постановке спектакля «Фирс». Наталья Зубкова поставит пьесу современного автора Петра Гладилина «Вышел ангел из тумана». Этот спектакль, на первый взгляд, обычная семейная история с ее вечными проблемами и внутрисемейными конфликтами. Но это только на первый. Смешное и серьезное, мистическое и бытовое, правда и вымысел, раскаты грома и снег посреди лета - все переплетется в этой щемящей душу истории о вечных ценностях - мире в семье, терпении и любви друг к другу. После Нового года в ставропольской драме ждут минских режиссеров Михаила и Сергея Ковальчиков, которые порадуют зрителей новыми постановками.

Театр ушел в отпуск. Но уже в октябре занавес откроется, и зритель снова будет вместе с актерами и режиссерами переживать и радоваться, любить и ненавидеть, размышлять и надеяться... Так что спешите видеть, дамы и господа!

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.