Вы здесь

ОЦИФРОВАННЫЕ И НЕОБРАЗОВАННЫЕ

 НЕ ЗАВЕДЕТ ЛИ КОРОНАВИРУС ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУПИК?

И все же, как бы ни приглядывались, а буйвола в слоне, помещенном в клетку, разглядеть не удалось. Недавно сам министр просвещения РФ Кравцов признал, что дистанционные формы обучения пусть и важный элемент мирового образовательного процесса, однако Россия к нему оказалась не готова. Поскольку не садится западный жилет «от кутюр» на российскую действительность без того, чтобы учебные онлайн-платформы не «зависали», на образовательных площадках не выскакивали порносайты, не скрещивали шпаги учителя и родители, выясняя, кто, кому и что должен и на кого учился. Не садится еще потому, что народную мудрость «семь раз отмерь – один раз отрежь» никто не отменял. Тогда как российские чиновники под флагами борьбы с коронавирусом сразу схватились за ножницы, на глаз и без мерок перекраивая повседневные реалии. В том числе и школьные.

Но что удивительно: говоря много и густо о малом и среднем бизнесе, серьезно пострадавшем не столько от реального COVID-2019, сколько от рукотворных инициатив горе-портных, мы почему-то забыли внести в эти списки и наших детей. А между тем, именно подрастающее поколение одним из первых почувствовало на себе всю тяжесть заботы наших властей. Когда сначала в связи с участившимися случаями заражения COVID-2019 школьникам и студентам разрешили свободное посещение образовательных учреждений, потом отпустили на расширенные каникулы, во время которых и объявили, что планы меняются и после отдыха ученики выйдут в новые школы. Виртуальные. Но волноваться не о чем. Все под контролем. Пока дети отдыхают, управленцы наводят последние штрихи, дабы переход был безболезненным. Мол, у нас уже есть несколько эффективных онлайн-порталов, учителя умеют в них работать, осталось только зарегистрировать детей - и добро пожаловать в школу будущего и в век цифровых технологий! Итак, пристегнули ремни: три, два, один... Пуск! Оный явно не задался.

Образовательные платформы, не выдержавшие стремительно возросшего объема пользователей, рухнули в первый же день дистанционного обучения. Порталы зависали, теряли или путали учеников, страницы не открывались. Дети нервничали, учителя хватались за головы, не зная, кого успокаивать первыми: ребят или их разъяренных родителей, увидевших в происходящем и геноцид российского народа, и иезуитский эксперимент властей над детьми, и очередную «оптимизацию», но никак не тот самый четко организованный процесс, о котором твердили со всех экранов страны. Твердили, при этом забыв упомянуть, что из 16 миллионов российских школьников более 700 тысяч оказались отсеченными от учебного процесса, так как не имели возможности учиться дистанционно.

Впрочем, это еще спорный вопрос, кому повезло больше: консерваторам, кто закончил учебный год, даже не пытаясь вникнуть в электронную школу, или любопытным от природы. Кто решился поверить сладким речам чиновникам, что громкое «учись – не хочу» - это реально про безграничные возможности и открывающиеся перспективы, а не про натужные попытки из букв Ж, О, П, А сложить слово «Прогресс». Из комментариев в краевых родительских чатах:

Аlina: Люди, вы с первого раза зарегистрировались? Мы все время в какие-то другие школы на «ЯКласс» попадали, только с пятой попытки удалось.

Swetik: Объясните мне, какого дьявола нужно скакать по трем платформам. Нам сейчас классный руководитель инструкцию прислал. Я еле разобралась, хотя мне 37 лет! Но я работаю, завтра выхожу в смену. И как мой сын третьеклассник будет сам в шахматном порядке скакать на чтение туда, на математику на другую площадку, особенно если все виснет!

Essa: Не переживайте, моя тоже в третьем, и наши дети продвинутее нас, разберется. И уж лучше пусть виснет. Видели инфу, что во время онлайн-лекции по «Основам православной культуры» в Калуге неожиданно включился порнофильм?

Ruslana Alieva: В Юго-Западном районе три дня подряд электричество отключают. В одно и то же время, когда у детей идут уроки. Моя дочка диктант пропустила, теперь мне же объяснительную писать. Нормально?

Елена Пананян: У нас двое детей, оба школьники. Я бухгалтер, сейчас на удаленке работаю, поэтому ноутбук занят мною. Было только два варианта – смартфоны или покупать дополнительные техсредства. К счастью, выручили родители, отдали до конца учебного года свой ноутбук, а другой все же влезли в кредит и купили. Нашли самый дешевый за 40 тысяч рублей, потому как нервы дороже денег. Но зато есть другая проблема. Резко упала скорость. Ну не тянет наш тариф три компьютера, работающих в круглосуточном режиме. Пришлось искать другие варианты у провайдера, теперь вместо 900 рублей 1400 платим.

«Почему никто не подумал, что не у всех есть компьютеры, не у всех есть интернет и возможность его подключить? Например, в районе 44-й школы частные дома, и чтобы его провести, надо 18 тысяч рублей плюс абонентская плата. И где сказано, что в каждой семье на каждого ребенка за счет родителей должно быть по компьютеру с доступом в интернет?» - возмущались семьи, на протяжении всей первой недели засыпая школы, отделы образования, региональное правительство жалобами и вопросами адаптационного характера. Чиновники же привычно хранили молчание, так же привычно пустив ситуацию на самотек. Мол, волна родительского негодования как пришла, так и уйдет. И отчасти оказались правы. Спустя две недели шквал жалоб на технические сбои действительно стал меньше.

Но не потому, что трудности перехода с успехом были преодолены. Просто намучившись с одними «современными образовательными технологиями», многие школы решили перейти на другие. Менее «продвинутые», но зато более надежные, когда в ход пошли мессенджеры и электронная почта. Комментарии из родительских чатов:

Viktoriya_Emelianova: Хотелось бы спросить, у всех «дистанционное обучение» - это когда учитель сбросила родителям темы, составила проверочные работы на «ЯКлассе» и ждет, когда каждый ребенок обратно на почту или вотцап сбросит выполненное задание? Почему некоторые школы используют различные приложения, чтобы собрать весь класс и объяснить им тему лично, а у нас школьники предоставлены сами себе?

Анна Ш: Как у вас происходит обучение? Одна платформа? Вашему ребенку сказали создать почту в Яндексе, зарегистрироваться в ВК, «Одноклассниках», «ЯКласс»? И что задание он должен рассылать на разные почты предметников, которые вообще есть?

КапитоЛина: У нас тоже ни онлайн-уроков с видео и аудио, никаких скайпов, только ссылки на уроки из Ютуба. Это и есть современный подход к обучению?

Bocharova: У нас обучение онлайн идет в вотцапе. Под каждый предмет создана своя группа, в группе все дети. Урок 40 минут, перемена 10 минут. В режиме онлайн дается тема, присылаются файлы, ребенок все читает, а потом учитель так же онлайн задает вопросы, после чего ученики присылают звуковые ответы или фотографии с решением задач. Далее идет домашнее задание на одной из платформ, если не зависает, или из учебника. В общем, мы приспособились, и детям даже нравится учиться дома, лежа на диванах, только по одноклассникам скучают.

Xristina: У нас такая же организация процесса, только чат общий. 9 утра. Телефон всю ночь простоял на подзарядке и показывает 100 процентов. Показывает ровно до тех пор, пока не запускаю вотцап, где уже горит 251 сообщение. 12 из них по работе. Остальные из дочкиной группы дистанционного обучения. Знаете, спустя месяц жизни в подобном режиме ты уже как-то философски относишься к переписке: «Здравствуйте, ребята, начинаем урок истории, кто здесь, поставьте плюсик», но сначала нервы не выдерживали. И ты с завидным упорством каждый день в родительском чате допытывалась, почему бы не сделать, как в других школах, когда за каждым предметом закреплен отдельный чат? Но нет! Все-таки 1113 сообщений в одной группе, безусловно, интересней! Это же тоже своего рода тренажер для психики родителей, когда мозоли набиваешь на пальцах, прежде чем найдешь страницу с заданием по литературе. Уточню: сегодняшнее задание. А если тебе нужно позавчерашнее… Я понимаю, почему в аптеках стремительно растут продажи успокоительных средств!

Мда... Вот тебе, бабушка, и современные технологии. Когда на бездорожье вместо лошади новаторы впрягли в обоз автомобиль и изумленно разводят руками – чего телега-то не катится? Так и современное образование оказалось банально не готово к ветру перемен. Причем не готово как технически - в результате эксперимента выяснилось, что не только у детей, но и многих педагогов дома нет компьютеров, смартфонов и телефоны они используют кнопочные, - так и морально. Когда учителя тоже поначалу не смогли определить свое место в этой истории и кто они теперь: поставщики образовательных услуг, консультанты или все-таки сеятели доброго, разумного и вечного. А следовательно, не обошлось и без перегибов на местах, когда кто-то попытался переложить свои обязанности полностью на плечи родителей, другие давали такой же объем заданий, как и в школе.

Благо, что у данного маневра нашелся и законодательный аргумент. В конце апреля школы спустили родителям на подпись документы, согласно которым теперь семьи сами несут ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; за качество образования, за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение или незаконное ограничение права на образование». Другими словами, за что раньше отвечала школа, теперь отвечают родители. И следовательно, никто, как раньше, не обязан разжевывать ученикам темы, которые теперь ребенок должен освоить самостоятельно. Самостоятельно понять, где какой кровеносный круг у животных, самостоятельно выучить базовые и сложные темы с многочленами и математическими функциями, самостоятельно разобраться с написанием -н и -нн в отглагольных прилагательных и причастиях, где очень много исключений. И разобраться необходимо, потому как иначе не напишешь проверочную контрольную работу, оценка за которую ляжет в основу четвертной оценки.

И снова дети рыдали и нервничали. Ведь их чуть ли не с начальной школы учили читать слова, а не тексты, их учили пересказывать прочитанный отрывок, а не думать и вникать над всем произведением, их учили выбирать один из трех вариантов, но никак не придумывать свой. А тут правила игры резко поменялись, причем под конец года. Поэтому и трясли родителей, мол, объясните про параллелепипед, где находятся альвеолы и характерные особенности «медного бунта» и т.д. А родители же, совсем не разбираясь ни в точных, ни в естественных, ни в гуманитарных науках, тихо зверели, пока не взорвались.

 К концу первого «дистанционного» месяца разве что ленивый не принял участие в флешмобе «Зачтите мне педагогический стаж» и едких обсуждениях самой образовательной программы. Из комментариев в социальных сетях:

 - Нормально так наши учителя устроились, раскидывают по вотцап сообщения с заданиями и все. Солдат спит, а зарплата идет, коммуналку платить не нужно. А мамки выворачивайся как знаешь, делай чужую работу. А если родители до 18:00 работают, и у тебя не один, а трое детей?

 - Особенно удивляют предметники по иностранным языкам – скинуть в мессенджер план урока и огромное домашнее задание в 20:00 вечера, при этом невнятно пожаловаться, что идет «наложение» с другим классом. У нее, блин, «наложение», а моя дочка потом сидит до 12 ночи!

 - Не знаю, как это обучение назвать без мата. Бред полнейший. Раньше я сына пыталась отогнать от компьютера, чтобы не рос зомби и чаще гулял по улицам и с друзьями, а теперь наоборот мы законно сидим и в монитор экрана лупимся. Знаний вся эта чушь не дает никаких. Все это больше напоминает элемент игры на компьютере и не более. Все зависает, ответы принимает, только когда верный тыкнешь, половину ответов вовсе не принимает. Круто мы учимся? Только тесты проходим.

 - А нам вот кучу ссылок прислали, и теперь учимся крючком по ним вязать для урока технологии! И все бы ничего, но прислали в 6:40 утра!

 - А слабо плаванию баттерфляем на ковре учиться, снять это на видео и отправить учителю?

 - У нас круче! Нужно прослушать музыкальную сказку, выписать героев и каким инструментом их озвучивают. Я первый раз в жизни сама названия этих инструментов услышала.

 - Технология. Купите паззлы или конструктор, соберите модель или картину, сфотографируйте и пришлите. Да без проблем! Осталось только найти, где купить, когда все магазины закрыты, и немаловажно - за что купить!

«Бедные, бедные наши дети», - сетовали семьи, переживая даже не столько за оценки, сколько за здоровье учеников. Ведь согласно статистике, если речь идет о среднестатистическом подростке без каких-либо очевидных противопоказаний, то время, которое он может проводить за компьютером, варьируется от 2 до 6 часов в день. Это максимум, который в современных образовательных реалиях превратился в минимум. Ибо после школьной нагрузки есть еще домашнее задание, онлайн-занятия с репетиторами, сидение в чатах с друзьями… И это в условиях, когда школьники безвылазно сидят в замкнутом пространстве, без прогулок на свежем воздухе и прямого общения со сверстниками. Добавьте сюда ребят, которым предстоит сдавать ЕГЭ и ОГЭ, и даже не знаешь, что быстрее рванет - проблемы со зрением или с психикой. Не каждый взрослый сможет жить в таком напряжении, что же говорить о школьниках.

 Поэтому неудивительно, что под конец апреля ряды сторонников дистанционного образования заметно поредели в отличие от приверженцев традиционной школы, собравшей под своими знаменами не только детей, родителей, но и самих учителей. Как оказалось, «новые технологии» если что-то и привнесли в их жизнь, то лишь головную боль и дополнительную финансовую нагрузку. Ведь начиная масштабный проект, никто из функционеров не удосужился обеспечить педагогов, равно как и детей, бесплатным интернетом, техническими средствами связи. Да и ряд бесплатных образовательных ресурсов оказался бесплатным лишь на определенное время, когда после мая педагогам нужно либо продлевать подписку за свой счет, либо надеяться на чиновников.

Хотя материальная составляющая здесь все-таки вторична, первичен тот адский график, в котором стали жить учителя, долго молчавшие, но в конце концов вступившие в перебранку с родителями. Комментарии педагогов из социальных сетей:

«Уважаемые родители, имейте совесть. Не дай бог вам так «сидеть и ничего не делать», как это делаем мы. Готовы поменяться. Никто из вас не задумался о том, что учитель - это такой же родитель, что у него есть семья, дети, которые тоже сидят дома на режиме самоизоляции, им тоже нужно внимание. Мы работаем 24/7. Извините, но проверочная работа по математике включает 30 вопросов по 3 ответа. Итого 90 ответов. А учеников 30. Итого слабо с телефона 2700 ответов просмотреть? А 30 сочинений прочитать? А за урок до 70 аудиозаписей прослушать? И только в одном классе прослушать? Знаете, как сильно глаза уже болят! Почему с телефона? Потому что оргтехникой учителя не оснащены и не за что школе их купить. Да и поздно организовывать закупки!»

«Это не говоря уже о том, что каждый считает возможным в любое время дня и ночи написать, позвонить, выразить свое возмущение, хотя тайминг с родителями заранее обсуждался. Троечники и двоечники вдруг стали сейчас отличниками. С родителями разговариваем и просим, чтобы дети сами учились, но некоторым важны оценки, а не знания. Хотя рано или поздно коронавирус закончится. Пусть не в этом, но в следующем учебном году мы снова сядем за парты, и куда денутся липовые отличники. А дальше снова стресс у ребенка, разборки родителей со школой. Так зачем создавать лишние проблемы», - вполне справедливо замечали учителя, прося всех участников полемики быть терпимее и с уважением относиться друг к другу. Поскольку… «В конце концов не школы и не учителя это придумали. Мы с вами в одной лодке, которая плывет непонятно куда», - с горечью замечают учителя.

И с ними сложно не согласиться. Может, через тернии и выплывем в обещанное светлое будущее. А может, как и в здравоохранении, нас теперь ждет еще и образовательный тупик. Но одно все же можно сказать точно, коронавирус реально оказался смертельно опасным заболеванием для наших детей. Точнее, для их будущего, которое выглядит теперь так же туманно, как и образовательные перспективы.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (5 голосов)

Комментарии

Подписываюсь под каждым словом. Я тоже задолбалась второй раз в 5 класс. Сейчас такие сложные программы, в наше время было проще учиться

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.