Вы здесь

О ЮРИДИЧЕСКОЙ МОНОПОЛИИ

Пленум Верховного суда РФ одобрил ряд законопроектов, в числе которых новелла, уже получившая в обиходе название «юридическая монополия». Суть ее в том, что в арбитражный и гражданский процесс предлагается допускать лишь представителей, имеющих высшее юридическое образование. Прокомментировать новацию «Ведомости» попросили руководителя широко известного на юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Романа Савичева.

- Нововведение, которое предложил пленум Верховного суда, в целом соответствует мировой практике, - отметил Роман Савичев. - На Западе клиентов представляют в судах дипломированные юристы. А в России сегодня юридическую помощь в судах могут оказывать даже те, у кого нет специального образования, - достаточно иметь договор и доверенность. Правда, есть исключение - уголовный процесс, где обвиняемого должен защищать только адвокат. И в нашей стране, и за рубежом гражданину не запрещается защищать себя самому. Я думаю, если дело несложное и человек юридически грамотен, то он вполне может сам отстаивать нарушенные права в суде. В остальных же случаях лучше, конечно, привлечь дипломированного специалиста.

Пленум Верховного суда РФ допускает, чтобы по просьбе законного представителя в суде участвовал поверенный, не обладающий квалификацией юриста. Он, например, будет давать устные и письменные объяснения, получать документы по делу. Статус поверенного вполне может получить главный бухгалтер или инженер в арбитражном процессе, которые сегодня, как правило, привлекаются в качестве свидетелей.

Надо сказать, что законопроект «о юридической монополии», разработанный судейским сообществом, не единственный, поднимающий данную проблему. Есть конкуренты, которые идут еще дальше, предлагая различные формы допуска юристов к участию в судебном процессе, - что-то вроде лицензирования и аттестации. На этой ниве схлестнулись интересы Ассоциации юристов России (АЮР) и Федеральной палаты адвокатов (ФПА). В сентябре нынешнего года в Госдуму РФ внесен законопроект «Об осуществлении представительства сторон в судах», автором которого является председатель АЮР Павел Крашенинников, он же председатель комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству. Идея этого документа созвучна проекту, предложенному пленумом Верховного суда РФ: ограничить круг представителей в судах профессионалами с высшим юридическим образованием. Однако Павел Крашенинников предлагает включить в этот перечень и лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, и иностранных юристов, и адвокатов, которые, чтобы получить лицензию на судебное представительство, должны сдать экзамен в российской общественной организации граждан, имеющих юридическое образование.

Законопроект Павла Крашенинникова был встречен с недоумением и отчасти враждебно Федеральной палатой адвокатов. Дело в том, что Министерство юстиции России совместно с ФПА уже несколько лет разрабатывает концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Этот документ уже нынешней осенью собирались представить общественности, а затем в Госдуму РФ. Поэтому законопроект Павла Крашенинникова в ФПА оценили чуть ли не как подрыв реформы.

Что касается моего мнения, то я думаю, что, несмотря на разногласия, в новом законе, касающемся представительства в судах, будут учтены позиции всех сторон - и судейского сообщества, и Ассоциации юристов России, и Федеральной палаты адвокатов. Потому что проблема, поднятая ими, по сути, общая: интересы граждан и организаций в судах должен представлять профессионал с высшим юридическим образованием. Но при этом понятно, что само наличие такого образования отнюдь не защищает потребителей от получения неквалифицированной помощи. К сожалению, качество образования на юрфаках многих вузов не на высоте. Лично я в этом убеждаюсь, когда провожу собеседования с выпускниками, претендующими на вакансии в юридическом агентстве «СРВ». Порой «плавают» в элементарных вопросах даже обладатели красных дипломов. Куда таких в суд? Поэтому и встает вопрос о допуске юристов-представителей к судебным процессам. Трудно сказать, какая форма будет эффективнее: лицензирование, экзамен, аттестация... И самое главное, кто станет заниматься этой работой. Ясно, что это должен быть орган, которому будут доверять все стороны. Не исключаю, что своеобразные «выпускные экзамены» для представителей нужно проводить с участием судей, как это принято во многих странах Запада.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.