Вы здесь

ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА,ИЛИ КАК НА ПТИЦЕФАБРИКЕ СВОБОДУ ИСКАЛИ

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как видит наш мир, например, таракан? Что для него человек, стол, мусорное ведро?.. А как видит нашу обыденность цыпленок на птицефабрике? Как его куриные мозги воспринимают лампу, кормушку, людей?.. Не знаете? Усаживайтесь поудобнее, расскажу вам сказку. Фантасмагорию для взрослых «Затворник и Шестипалый», которую четверть века назад написал известный российский литератор Виктор Пелевин, а показал режиссер Тамерлан Коченов. Под занавес года в Театре на Гагарина состоялась премьера нового спектакля - «З.И.Ш. Поиск свободы». Получилась действительно настоящая волшебная история, в которой нашлось место и храброму рыцарю, и побегу, и прекрасной принцессе, и путешествию между мирами.

Итак, представьте себе цыплят, которые живут на бройлерной фабрике имени Луначарского. Весь их мир - это клетка, где есть только стены, кормушка, лампочка и боги. Нетрудно догадаться, что лампочка для них солнце, богами они называют работников комбината, ну а кормушка - она и в Африке кормушка, что уж говорить о птицефабрике. А теперь представьте, что нашелся один отчаянный цыпленок, который сумел выбраться из клетки. И оказался в огромном мире, неизвестном и загадочном. По нашим меркам - Вселенная, не меньше. Свободный и независимый, он путешествует по другим клеткам, знакомится с собратьями, познает окружающий мир. И вот однажды Затворник знакомится с цыпленком, который родился с шестью пальцами и за это был изгнан из свой клетки. Затворник и Шестипалый подружились. В беседах главных героев поднимаются совершенно не птичьи вопросы. Куры рассуждают о таких вечных понятиях, как любовь и судьба, жизнь и смерть. К примеру, во главу угла всеобщего существования ставится любовь: «Если сказать коротко, любовь - это то, из-за чего каждый находится там, где он находится». А смерть для них - безоговорочный ад. Затворник рассказал другу, что насчитал не меньше пятидесяти разновидностей того, что происходит с курами после смерти. Иногда кур рассекают на части и жарят на огромных сковородах, иногда запекают целиком, иногда варят, а иногда, наоборот, замораживают в кусок льда.

Но высшая цель цыплят - научиться некоему загадочному явлению под названием «полет». Для них полет - это еще одно не менее загадочное явление, которое называется «свобода». СВОБОДА - она главная героиня и основная мысль спектакля. Чтобы ни происходило на сцене, какие персонажи ни появлялись, а диалоги ни произносились, где-то в голове, в разных углах зрительного зала или из-за кулис СВОБОДА хоть на секунду, но появлялась. Вообще эта тема часто звучит в постановках Театра на Гагарина. Возможно, это происходит от огромной внутренней свободы, которая просто рвется из художественного руководителя Тамерлана Коченова. А может, в нем крепко заложена генетическая память, та самая, когда первый эпитет, который приходит на ум к слову «Кавказ» - свободолюбивый. Вот уж не удивлюсь, что одной из любимых песен Тамерлана окажется «Я свободен» в исполнении Валерия Кипелова.

Но вернемся к спектаклю... В общем, когда все это представляешь и пытаешься осмыслить, в голове происходит маленький катарсис. Очень рекомендую испытать на себе. Труппа театра из сатирической повести сделала пронзительную историю не столько даже о противостоянии социуму, сколько о шансе совершить невероятное, о том, что можно бесконечно уворачиваться от ножа, пока веришь в то, что это возможно, и пока делаешь для этого все. И даже чуточку больше. Жаль только, что сказка для взрослых не всегда бывает со счастливым концом...

...А зрители в зале напряженно следили за героями, которые были настолько живыми, что становилось не по себе. Куры настолько по-человечески реалистичны и естественны, что в первый момент трудно вообще понять, о ком в спектакле идет речь. Ироничный и мудрый Затворник (Тамерлан Коченов), знающий ответы почти на все вопросы, наивный и трогательный Шестипалый, который не только познал полет, свободу и мир, но которому даже посчастливилось испытать любовь (Наталья Ледовских), очаровательная крыса Одноглазка с бархатным голосом (Лариса Урбан). В «Затворнике» прекрасны все. Даже массовка. Этот спектакль - редкий случай, когда видишь и запоминаешь каждого. Например, персонаж Ближайший (к кормушке) просто поражает. Когда Ильяс Батчаев появился на сцене в черном смокинге и желтой балетной пачке, первая мысль, которая мелькнула у меня в голове, - именно так выглядел Кентавр. Это было настолько поразительное зрелище, что не знаю, шокировало ли меня больше, если бы на сцене появился живой мифологический персонаж, получеловек-полулошадь.

В «З.И.Ш.» сошлось все : оригинальный пелевинский сюжет, бесконечно яркая игра актеров, отличное музыкальное сопровождение (плюсуем сюда шикарнейший голос Ильяса Батчаева, который пробирал просто до мурашек) и множество интересных фишек. Где, как не в Театре на Гагарина, можно увидеть такое необыкновенное появление Богов, запакованную тушку курицы, которая исполняет итальянскую песню LIBERTA («Свобода»), где разбросанные на сцене ноги - это отрубленные лапки, где ты полностью выпадаешь из реальности и времени...

А когда понимаешь, что это настолько прямая и четкая аналогия с нами, людьми, что становится одновременно и страшно, и смешно. Все мы делаем глубокомысленный вид, пытаемся философствовать, рассуждать о высоком, сочиняем религию, действуем по каким-то правилам. А кто-то незримый, кто выше и разумнее, смотрит на все это и хохочет до слез.

После спектакля очень интересно было слушать впечатления зрителей. Кто-то говорил, что курица в его рационе не появится никогда, вторые обсуждали спецэффекты, третьи назавтра собирались в библиотеку за Пелевиным, четвертые цитировали героев и восторгались игрой актеров. А большинство сошлись во мнении, что спектакль получился и состоялся. Конечно, он, с одной стороны, мрачный, а местами жутковатый, еще и тяжелый. А с другой - бесконечно добрый, умный и дающий зрителям надежду - «...Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда. А если ты ее потерял, ни в коем случае не позволяй себе догадаться об этом. И тогда что-то может измениться...». И уверенность в том, что все еще БУДЕТ, главное... «И каж-дый раз, когда гаснет свет, ты будешь искать хотя бы самый слабый луч света, чтобы идти к нему, вне зависимости от того, есть ли в этом смысл. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае».

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.