Вы здесь

ПОСВЯЩЕНИЕ МАСТЕРУ...

Сегодня много говорится о роли искусства в жизни человека и много размышляется о том, как завлечь обывателя в картинные галереи. Отсюда и звезды, и сомнительные экспозиции, и провокационные заголовки с «жареными» фактами из жизни мастеров. И тем дороже на этом фоне пафосной безвкусицы смотрятся скромные объявления, что 20 апреля состоится выставка«П. С. Горбань. К 95-летию со дня рождения», и тем приметнее аншлаги, которые собираются в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Любовь к жизни, к отчему краю, пристальное внимание к человеку, его созидательной деятельности - вот наиболее примечательные черты творчества ставропольского художника Петра Горбаня. Он родился в Ставрополе в многодетной семье жестянщика, а рисовать стал в восьмом классе, когда случайно попал в художественную студию на уроки пожилого преподавателя Виктора Халдеева. И понеслось: смотры, конкурсы, олимпиады юных живописцев. Уже тогда никто не сомневался, что у мальчика блестящее будущее и ему прямая дорога в художественное училище. Правда, тропинка все же оказалась кривой, так как грянула Великая Оте-чественная война и вместо красочной палитры 18-летнему юноше пришлось изучать танковую науку. Мечта стала явью лишь в 1947 году, когда Петр Сергеевич поступил в Краснодарское художественное училище.

А потом... Потом была работа. Кропотливая. Усердная. Любимая. Где в серии гравюр «Тяжелые годы» отразились впечатления первых послевоенных лет. В это же время он создает картины на актуальные производственные темы о современниках: «Литейщики», «Газовики Ставрополья», «Будни», «Дорожники» и другие. Надо ли говорить, что подобные произведения, прославляющие рядового труженика, шли на ура на различных выставках от краевого до всесоюзного уровней... Казалось бы, вот ты на вершине славы, держи птицу удачи за хвост, снимай сливки - и безбедное будущее тебе гарантировано, однако... Чем больше хвалили художника, тем сильнее росло его подспудное недовольство собой, ну не привык он «шабашить», душа требовала иного размаха, жаждала ответа на вопрос, для чего он пришел в искусство.

И чтобы получить ответ, он снова работал. Опять кропотливо. Опять усердно. Опять много. Осваивая различные жанры, стили, техники написания. И главным действующим лицом, героем этих картин становится Ставрополь. Удивительный мир улочек, старых домов, новостроек, шумных проспектов родного города, жизнь земляков запечатлел Петр Семенович Горбань в полотнах, рисунках, этюдах. Пейзажи «Улица Мира», «Перекресток», «Новые дома», «Крыши», «Пруды» не только достоверно изображают прошлое, но и дают возможность почувствовать пульс города, его состояние в разное время года и дня. А как великолепны натюрморты мастера. «Фрукты, освещенные солнцем», «Букет сирени», «Гранаты на белом» - смотришь на эти картины и понимаешь, что жизнь не статична, она бьет ключом и совершает свое таинство, даже когда вроде бы все стоит на месте и ничего не происходит.

Однако земля вертится. Отсюда и 70 персональных выставок художника. Отсюда и три заполненных до отказа выставочных зала, когда не знаешь, с чего начать просмотр. То ли к триптиху «Пять тополей», рассказывающему о трагедиях войны, идти, то ли надолго замереть у горбаневских портретов, исполненных в разной технике. В живописи и графике он запечатлел образы людей разных возрастов и профессий: большинство героев его картин - люди незаметные, ничем не знаменитые, разные по характеру, далекие от канонов красоты. Остро схватывая физиономическое своеобразие лиц, он стремится дать точную характеристику человека, умело раскрывает его психологическое состояние. Люди на его портретах по-разному смотрят на мир: одни - пытливо и настороженно, другие - не зная сомнений, третьи - с иронией или грустью. Выразительно и живо написаны им портреты «Художник сувениров», «Девочка в желтом», «Рита», «Девушка из Светлограда», «Манекенщица» и многие другие.

Между тем не чужда художнику и библейская тематика, о чем свидетельствует большая серия графических листов - около 150, охватывающая отрезок времени от рождения Христа до его вознесения. Рисунки иллюстрируют страницы Ветхого и Нового Заветов, деяния апостолов. Художник прочитывает библейские страницы как вечную драму страданий и смерти, надежды и любви, отсюда и работы «Иисус», «Каин и Авель», «Бегство в Египет», «Снятие с креста», «Пророк Илия». До боли знакомо звучит картина с изображением разрушенных Иерусалимских ворот. Или укором другая картина - оргии нечестивых жителей города Ниневии. Горбань как бы подчеркивает: падения и утраты постоянно сопутствовали людям, в жизни бывает разное, но ошибки можно не только совершать, но и исправлять, главное - делать это от чистого сердца. Ровно так, как и писались полотна мастера, даже после его смерти способные объединять людей.

Вот и в этот апрельский день вернисаж, помимо множества картин, собрал в одном месте и множество друзей и давних почитателей творчества мастера. Вечер открыла директор музея изобразительных искусств заслуженный работник культуры Российской Федерации Зоя Белая, рассказавшая о творческом пути мастера и поделившаяся воспоминаниями о встречах с художником. Ольга Бендюк, заместитель директора музея по научной работе, и Владимир Лычагин, председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края, дали оценку творчества художника. От имени Ставропольской региональной организации Союза художников России гостей выставки приветствовал почетный деятель искусств СК Владимир Грибачев. В завершение официальной части открытия куратор выставки Александр Колбасников представил гостям первый публичный показ графической серии «Сказочный город», символизирующей неустанный процесс творческих и духовных поисков яркой и глубокой личности, какой остается в нашей благодарной памяти Петр Семенович Горбань - живописец, график и педагог.

Марина Андреева.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
12 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.