Вы здесь

РЕМНЯ ВМЕСТО ЛАЙКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Они сначала делают гадости, а потом прилюдно каются на камеру. А потом снова делают и снова каются, уверяя, что, рисуя в начале января пентаграмму возле храма Святого князя Владимира в Ставрополе, ничего провокационного не имели в виду и ни у кого в мыслях не было оскорблять чувства верующих. Что ж, охотно верю, что не было. Для того чтобы было, необходимо иметь те самые мысли об устройстве мироздания и внятную житейскую философию, которой ты хочешь поделиться с народом. А здесь же все объясняется до банальности просто: непоротое поколение сходит с ума от скуки и желания прославиться любой ценой, не требующей каких-то серьезных умственных затрат, усилий и фантазии.

Ведь чтобы сделать серьезное открытие, нужны десятилетия. Помочь старикам и одиноким людям? Волонтеров и так ныне пруд пруди. А быть «одним из» совсем не то, что единственным и неповторимым. Закрыть собою ребенка от несущейся снежной лавины? Ринуться в горящий дом? Кто сказал, что слава должна быть посмертной? Она-то и хороша тем, чтобы снимать с нее сливки здесь и сейчас. Когда вытоптал спорную символику ботинками, станцевал а ля натурель возле храма, и лови сотни просмотров и комментариев от взбудораженного общества. А если «не зашло» или душа требует продолжения «банкета», то можно для проформы выложить в социальные сети и якобы чистосердечное раскаяние, мол, простите, это «авторство» наших ног и мы так больше не будем. Благо, что народ у нас добросердечный, любит истории со счастливым концом, поэтому наверняка умилится чудесному преображению вчерашних хулиганов в пай-мальчиков-зайчиков, оставив за рамками истории искренность поступков последних.

Когда человек осознает ошибки, он не прячет половину лица за маской, а извиняется в открытую - это во-первых. А во-вторых, когда стыд берет, тебе как-то не до селфи и не до Инстаграма. И не до красивой прически в кадре. И ты не трусишь сходить на экскурсию в храм и побеседовать с настоятелем, куда тебя так по-доброму приглашали. Поэтому и не верю я в такие публичные раскаяния. А вот в раскаяния для публики и на публику - вполне.

Поскольку это тоже тренд, который заставляет говорить о тебе, обсуждать тебя, делать героем новостных сюжетов за такую вот твою «изюминку» и «непохожесть» на других. Ну, или попросту, за твое хамство и невежество, именуемые ныне «особым взглядом» на мир и даже «личной позицией», дозволяющей после смерти яркого сатирика, талантливейшего писателя Михаила Жванецкого со своей странички в социальной сети ехидно злорадствовать: «Умер старый жид! Пришло его время». И злорадствовать не потому, что речь идет о каком-либо межличностном затянувшемся конфликте Жванецкого с оператором ставропольского телеканала - слон современной публицистики попросту не заметил бы моськи, - а просто потому что для моськи это единственной шанс хоть как-то предъявить миру, что «знать, она сильна». И за плечами кроме этого выпендрежа ничего-то больше и нет.

Как и не было у ставропольской блогерши и поэтессы Дианы Закутней, заставившей в прошлом году заговорить о себе всю страну после аморальной сцены в развлекательном комплексе Югры, куда она приехала отдыхать с друзьями, и чей отдых был испорчен плачем ребенка-инвалида, проходившего реабилитацию в соседнем бассейне. И пока другие отдыхающие деликатно старались не замечать чрезмерных эмоций больной девочки, наша инстадива раздраженно вещала в своем блоге: «Ребенка хочется утопить. Дорогие мамаши, сидите дома со своими крикливыми детьми. Потому что людям не хочется слушать симфонию из такого ора ваших долбанутых детей». Когда же девочка на какое-то время замолчала, дива радостно предположила, что «по ходу, он (авт.: ребенок) утонул. Аллилуйя». Однако услышав снова плач и не скрывая разочарования, добавила: «А нет, не утонул. Сколько дают по статье, если утопить его?»

В медицине есть такое понятие, как интоксикация - патологическое состояние организма, возникающее в результате действия токсических веществ. Но ведь яды бывают не только химическими. Мы бываем отравлены и своими ложными представлениями о себе, о мире, о нашей вседозволенности в нем. Равно как и стремлением во что бы то ни стало урвать свою минуту славы. И не важно, какую цену за это придется заплатить. Совесть? Да пожалуйста! Можно без сдачи!

И вот уже вся страна с попкорном в руках следит за горюющей в прямом эфире блогершей Екатериной Диденко, чей день рождения закончился жуткой трагедией. В феврале прошлого года супружеская чета решила устроить модные именины в банном клубе. Чтобы не как у всех, чтобы креативненько и со спецэффектами, дабы было с чем выйти в прямой эфир к подписчикам. И чемодан с сухим льдом, брошенный в бассейн, как нельзя лучше соответствовал задуманному шоу. Однако нарушенная техника безопасности - и прыжок в бассейн оказался роковым для трех человек. Когда двое умирали, пока их снимала камера, отдыхающие продолжали веселиться, думая, что все это розыгрыш. Муж именинницы скончался чуть позже, в реанимации.

Страшная трагедия. Хотели праздника, а получили похороны. И казалось бы, на фоне пережитого кошмара ты не живешь в первые дни, горе напрочь отключает осязание, обоняние, слух, зрение, и ты просто стараешься не забыть дышать и... включить камеру. Чтобы выйти в прямой эфир и вести онлайн-трансляции из реанимации, из дома, показывая свое горе. И бог с ним, если бы только свое. Каждый переживает стресс как может. Но вот на кадрах очередного включения серая от горя женщина в забытьи раскачивается на диване, опухшая от слез, со съехавшим на бок черным платком... Тут бы сжать ее в объятьях и не выпускать, вот только невестка вместо этого сжимает в руках камеру и, наводя объектив на свекровь, все так же в прямом эфире вещает, мол, знакомьтесь, это мама Вали.

И подписчики смотрят. И подписчики лайкают. И пересылают посты приятелям и знакомым, которые тоже смотрят. И ужасаются. И плюются. И взывают к совести. И подписываются на страничку блогерши, мол, что ж дальше-то будет. Как ни крути, а личная трагедия в режиме онлайн - это что-то новенькое. Тем более когда вместо замочной скважины тебе широко распахивают двери и разве что красную дорожку не стелют, мол, приходи на меня посмотреть. Но не забудь при этом подписаться. Ибо мертвым не больно, их близким людям не до разборок, а полмиллиона новых подписчиков стоят того, чтобы забыть и забИть на мораль, коль смерть превратилась в ходовой товар. Дефицитный товар. Дорогой товар. Востребованный товар, который открыл перед тобой все телестудии страны, сделал тебя знаменитой, на твою страничку валом повалили рекламодатели и злопыхающие завистники, которые уверяют, что тоже так умеют. И даже лучше, больше, подлее, гаже.

И вот уже в конце уходящего года во время очередного стрима (прямой трансляции в Интернете) блогера Reeflay - а по паспорту Стаса Решетникова - умерла его партнерша по эфиру 30-летняя Валентина Гениальная. Как рассказывают друзья пары, отношения в этом союзе изначально складывались весьма интересные. Стас периодически избивал девушку в эфире, да и Валя не оставалась в долгу. В тот день пара снова сильно повздорила, не обошлось и без рукоприкладства со стороны парня. А позже во время общения со «зрительской аудиторией» у Кати прихватил желудок, и вместо таблетки девушка получила пинок на улицу, дабы «не воняла». А на улице был мороз. И полураздетая Валентина долго стучала в двери и умоляла пустить ее обратно, говорила, что очень замерзла, но парень дверь не открывал. Он был занят, вел прямой эфир.

И в этом же прямом эфире спустя несколько часов тишины за дверью все-таки пошел посмотреть, как его подруга. И в прямом эфире втаскивал бездыханное тело в квартиру, пытался сделать искусственное дыхание, но безуспешно. «Зай, ты жива или нет? Дыши, Валя!» - умолял блогер в прямом эфире. И там же делился со зрителями, что не слышно сердцебиения девушки, не прощупывается пульс. И вообще «мне кажется, она мертвая, я вам отвечаю». Потом он пытался найти способ позвонить в скорую помощь, так как телефон у него разбит, и в итоге отправился за помощью к соседям. В прямом эфире приехала скорая. «Она правда мертва? Вы уверены? Точно? Проверьте ее, пожалуйста», - все допытывался у фельдшера блогер, не выключая при этом камеры.

Напишу крамолу, но в отечественной воинской традиции живет поговорка «Сам погибай, а знамя сохраняй», ибо знамя символизирует святыню и честь, которые дороже всего. В настоящее время такой же «святыней» для некоторой части общества стал объектив смартфона или видеокамеры. Но вот честь ли символизирует он? Или фиксирует совсем другое? «Что ж тут проверять, она уже окоченела», - отвечает медик. Пока парень по-прежнему мельтешит и рисуется в прямом эфире: «Че, правда?» А потом все так же в режиме онлайн приезжает полиция. «Достримился?» - спрашивают полицейские и первым делом просят «вырубить камеру».

Ибо жизнь это не шоу. Во всяком случае, не для всех. И уж наверняка не для родителей жертв этих и им подобных историй. Ибо вряд ли мамы и папы будут с одобрением смотреть на то, как их красавицу-дочку во время вечеринки в прямом эфире колошматит головой об стол другой стример. Просто так хватает за горло и колошматит. Потому что он так хочет. Потому что разбитое в кровь лицо девушки - это не просто за гранью добра и зла, это новый формат общения в Интернете. Да что там в Интернете. В жизни. Когда формируется отдельная субкультура, которая больше не верит ни в бога, ни в черта, а верит во всемогущий и сокрушающий все нравственные устои ХАЙП. Хайп - вот их религия. Именно он им строить и жить помогает.

И чертить пентаграммы, и устраивать дикие пляски, унижать людей, истязать животных, облизывать на камеру за тысячу рублей пупок блогеру. Стыд? Нет, не слышали. А что это такое? Одна из граней самоуважения? Ну, уважать себя мы умеем. Недавно вон очередная инстасамка, как позиционирует себя в социальных сетях блогер Дарья Зотеева, доказала это на деле. Провозгласив себя «борцом за справедливость», 20-летняя немезида социальных сетей с криками «Тварь!» вылила на курьера пиццерии кофе из чашки только за то, что тот принес заказ без перчаток. На кадрах слышно, как парень пытается что-то объяснить заказчице, но той не нужна правда, Дарье нужен хайп. Не просто же так одну из своих многочисленных сториз в Инстаграм девушка подписала, что «если я плачу деньги, мне должны за них сделать все в полном объеме и доставить все в маске и перчатках и вовремя» и обещала наказывать курьеров без СИЗ. А Дарья слов на ветер не бросает, как и не оставляет подписчиков без зрелищ, дабы самой не остаться без хлеба и, не приведи Господи, не выйти на работу с пятидневным графиком с 9.00 до 18.00. Ибо тяжкий труд с выслушиванием претензий, оскорблений, таких вот качаний понтов на ровном месте - это для других. Он не для Даши, Маши, Глаши, давно впитавших философию римского императора Веспасиана, что «деньги не пахнут». И на тысячной купюре не написано, заработала ты ее тем, что весь день мела дворы или показывала оголенную грудь приходящим с посылкой курьерам, снимая на камеру их реакцию, чтобы потом в социальных сетях просить подписчиков поддержать «проект» рублем.

Впрочем, справедливости ради все же стоит отметить, что у многих интернет-платформ есть четкие правила, которые запрещают сомнительные с точки зрения морали и закона действия. Но вот блокируют они нарушителей постфактум, когда видео уже попало в Сеть и его не обсудил разве что ленивый. А следовательно, никто не мешает блогерам, заблокированным сегодня, «восстать из пепла» завтра или сделать это под другими именами и снова кривляться, пакостить, ерничать, творить «жесть» и все что угодно, лишь бы не оставаться незамеченными.

Ведь самый ужас ужасный любого провокатора - равнодушие общества, когда тебе не с кем пообщаться, неоткуда черпать эмоции, кроме как от других. Это какой же убогой должна быть собственная жизнь, если ты не самодостаточен, если тебе нечего делать и скучно с самим собой. А когда внутри пусто, то и рассчитывать на серьезные мыслительные процессы, не говоря уже о поступках, наверное, более чем глупо.

Что с этим делать? Не знаю. Но в заключение снова хочется вернуться к той самой пентаграмме рядом с храмом и мудрому совету руководителя местного епархиального отдела по делам молодежи Антония Скрынникова, процитировавшего слова одного из персонажей фильма «Брат»:

- Город? Город - страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он засасывает. Только сильный может выкарабкаться. Да и то...»

В общем, выкарабкивайтесь, ребята.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.