Вы здесь

РЕФОРМЕ СБОРА ОТХОДОВ ПОРА СЛУЖИТЬ ОТХОДНУЮ

Владимир Владимирович!

Не перестаю удивляться толстокожести вашего правительства. Да и вашей персональной толстокожести тоже. Бизнес края, общественность, что называется, криком кричат о перегибах, если не преступных ошибках в ходе реализации «мусорной» реформы. Она сегодня в крае, пожалуй, самая заметная проблема, самый явный раздражитель всех и вся. Она, пока никак не улучшив положение дел со сбором и утилизацией мусора - скорее наоборот, ухудшив его, еще, по сути, и целую отрасль бизнеса убивает. Так что и не реформа она вовсе, а больше походит на передел рынка. Ведь так и не понятно, что реформируется! А наше краевое министерство ЖКХ, да и вы сами - хоть бы хны. Делаете вид, что абсолютно ничего не происходит.

Во все колокола звонят, услышьте!

Пару недель назад проблему бурно обсуждали в краевой думе депутаты вместе с общественностью. Министерство ЖКХ прислало заместителя министра Р. Забелина, который, судя по выступлению, этой проблемы в упор не видит, уверял собравшихся, что все идет более чем замечательно. Да и вообще излучал тишь, гладь и божью благодать на фоне кипения зала.

На прошлой неделе все заинтересованные стороны опять собрались за круглым столом - уже в Торгово-промышленной палате края. Чтобы еще раз обсудить эту самую кричащую проблему, опять привлечь к ней внимание, в том числе и ваше как первого лица исполнительной власти края, прийти, наконец, к чему-то конструктивному. Присутствовали и заинтересованно спорили заместитель председателя краевой думы В. Гончаров, депутаты А. Сысоев и К. Кузьмин, он же уполномоченный по правам предпринимателей в крае. И самое главное, за круглым столом были представители аж 12 общественных организаций, так или иначе представляющих бизнес и отстаивающих его интересы: президент ТПП Б. Оболенец, сопредседатель краевой организации «Опоры России» П. Мрвалевич, председатель гильдии предпринимателей, работающих в отрасли обращения с отходами, Б. Дьяконов, руководитель «Конгресса деловых кругов Ставрополья» В. Травов, руководитель экологической региональной организации «Эра» Г. Пинчук... Да, собственно, все их фамилии указаны под обращением в адрес Президента страны В. Путина и в другие инстанции, которое мы сегодня также печатаем.

Если вчитаться в обращение, то фактически все они, Владимир Владимирович, поставили «неуд» «мусорной» реформе. И это о чем-то говорит.

О чем тревожно, а то и с возмущением буквально кричали на круглом столе чуть ли не все? Да о том, что воплощение реформы у нас в крае - просто безобразное. Хотя сама ее идея хороша, она нужна, страна должна быть чистой, а твердые коммунальные отходы давно уже надо превратить в сырье для получения вторсырья, тепла, удобрений.

Реформа у нас была начата с сектора сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, к которому и так ни у кого не было претензий. А имелись они к накоплению и утилизации на полигонах, к отсутствию переработки. Сюда же реформа так не дошла, и не похоже, что скоро дойдет.

Начата наша реформа с роста тарифов, что как раз не является ее целью. У нас же тарифы выросли за последнее время кратно, а нормативы накопления ТКО, на основании которых будет взиматься плата за мусор с предприятий, установлены для них просто разорительные. С монополизации отрасли реформа начата, с вытеснения из нее малого бизнеса. Это надо же: Президент страны принимает Указ о мерах по ограничению монополий, а мы в это же время своими руками создали новую, самую уродливую монополию в лице единого регионального оператора «Эко-Сити».

То есть не свет в конце тоннеля в ходе реформы мы имеем, Владимир Владимирович, а ясно вырисовывающийся впереди тупик. И к этому привела политика вашего министерства ЖКХ.

Но министерство снова, как и на круглом столе в думе края, представленное тем же Забелиным, уверяло, что все у нас с «мусорной» реформой тип-топ. Его выступление больше напоминало попытку заболтать тему общими, ничего не значащими фразами и успокаивающими обещаниями, что все в конце концов образуется. Под опять же возмущение зала.

Но все ведь совсем не так. Более того, реформа, преждевременно, и уже понятно, что уродливо стартовавшая на половине края с 1 января, грозит просто уничтожить отрасль, успешно и без больших нареканий работавшую до этого.

Пора и власть употребить

Результат реализации мусорной реформы по-ставропольски красноречивее всего, Владимир Владимирович, виден на примере одного из старейших предприятий отрасли - ставропольского «Полигон Яра». Оно внесено в генеральную схему размещения ТКО и должно принять за текущий год 56 тысяч тонн мусора. Однако сейчас просто стоит. Как обеспокоенно рассказывал на круглом столе руководитель И. Прибытков, мусор к нему попросту не везут, объясняя это тем, что имеют на то право. Мол, не беспокойтесь, 31 декабря весь объем завезем и выполним свои обязательства. Но руководитель И. Прибытков вполне обоснованно возмущается: Федеральный закон предусматривает помесячную оплату за размещение ТКО, значит, должен быть и помесячный завоз. А так, поскольку нет завоза и нет оплаты, «Полигон Яр» на грани банкротства, сейчас здесь осталось всего 8 рабочих, да и те без зарплаты, остальные 50 в отпуске без содержания.

А ведь полигон в Нижнерусском самого «Эко-Сити» уже закрыт решением суда первой инстанции. В случае, если оно останется в силе - а апелляция должна рассматриваться краевым судом буквально на днях, «Полигон Яр» останется единственным местом, куда можно будет завозить ТКО. И мы спокойно убиваем такое важное для отрасли предприятие?

Самое поразительное, Владимир Владимирович, состоит в том, что замминистра, как и, наверное, министр Р. Марченко, прекрасно знают об этой кричащей проблеме. Но абсолютно спокойны, не хотят власть употребить и заставить оператора выполнять свои прямые обязательства, вытекающие из его договора с министерством. Хотя нарушение единым региональным оператором генеральной схемы само по себе является основанием для отстранения от этих обязанностей и расторжения контракта.

И пример с «Полигон Яром» - это еще цветочки. Муниципальное предприятие «Фаун», прекрасно и прибыльно работавшее более десяти лет и дававшее зарплату сотне человек, выброшено из рынка сбора ТКО и, считай, разорено. Люди не получают зарплату уже больше двух месяцев. Полсотни предприятий, имевших лицензии на сбор и транспортировку ТКО, до этого более десятилетия исправно и без особых нареканий работавших, единый региональный оператор также просто бесцеремонно вышвырнул из отрасли. Сейчас работает всего четыре, да и то это новые, созданные руководством «Эко-Сити» для себя и аффилированные с ним предприятия. Малый бизнес вытеснен, целая отрасль реально монополизирована, что прямо противоречит политике руководства страны, направленной как раз в противоположную сторону - на всяческую помощь и поддержку малому бизнесу.

Всего три неполных месяца идет реформа, и уже такие впечатляющие «результаты». А что же дальше будет?

Такое впечатление, Владимир Владимирович, что ваше министерство, проявляя абсолютное бездействие, оставаясь глухим к требованиям предпринимательского сообщества, не обращая никакого внимания на творимый кругом разор, танцует под дудку «Эко-Сити» и реально контролирующего его Р. Багиняна. А ведь должно быть наоборот. Чем он всех вас этот товарищ издалека так приворожил? Или - заинтересовал?

Что надо сделать на федеральном уровне

Предприниматели люди конкретные, поэтому сразу, как говорится, взяли быка за рога. Они требуют от краевой власти разрешения проблемы и предлагают свое видение действий в этом направлении.

Первое - это необходимость совершенствования законодательной и нормативной базы. Здесь, как говорится, еще конь не валялся. Масса неясностей, от трактовки понятий до пробелов в законодательстве. К примеру, единый региональный оператор должен быть администратором, а он сегодня реально вовлечен в производственный процесс и сам себя контролирует. Предлагается на федеральном уровне создать межведомственную рабочую группу с целью изучения пробелов в нормативном регулировании реформы, выработки предложений для ее совершенствования. Выступающие подчеркивали, что Президент страны В. Путин, который по большому счету и является вдохновителем реформы, пять лет назад ставил две основных задачи в ходе ее реализации. Первая - навести порядок в сфере обращения твердых коммунальных отходов и в итоге очистить страну от свалок. И вторая, которая как раз и должна помочь в реализации первой: разработать и включить в отрасли соответствующий набор рыночных механизмов, превратить ее в прибыльный и привлекательный сектор экономики.

На сегодняшнем пилотном этапе реформы в Ставропольском крае мы пока видим только административные, причем деструктивные, механизмы. Рыночные же не то, что включаются, а наоборот, угнетаются, и даже те, что до этого исправно работали. Мы тут явно не вперед идем, а назад повернули.

В чем это выражается, Владимир Владимирович? Единый региональный оператор признан таковым фактически без конкурса, поскольку его условия были настолько драконовские, что никто не захотел участвовать. Точнее - не смог, поскольку для этого надо было приготовить 80(!) миллионов рублей за право участия в конкурсе и в обеспечение контракта. Большими деньгами просто отсекли возможных конкурентов. Далее оператор уже сам монополизировал рынок, выставив на конкурс на право сбора и транспортировки ТКО всего четыре(!) лота. На огромный регион, охватывающий половину края и в котором проживает более миллиона жителей, где размещена чуть ли не основная часть предприятий и организаций. И на этом этапе все сделал так, что победили приближенные к нему, а если разобраться, то и аффилированные с ним структуры. Таким образом, оператор на сто процентов монополизировал рынок! Странно, что у надзорных органов это не вызвало вопросов.

Справедливости ради надо сказать, что присутствовавший на круглом столе представитель прокуратуры края сообщил, что по представлению его ведомства Управление ФАС по Ставропольскому краю возбудило, наконец, по этому факту дело о нарушении антимонопольного законодательства. Значит, усматривается нарушение! Но чтобы признать это, потребовалось более полугода, чуть ли не десяток статей во всех изданиях.

Ваше министерство ЖКХ, Владимир Владимирович, объясняет, что в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» нет нормы, обязывающей отдавать какую-то долю рынка малым предприятиям. Но есть, в конце концов, дух рыночных реформ. А он - и это находит выражение в указах Президента и распоряжениях Правительства страны - предполагает органичное включение малых предприятий во все сферы экономики. Более того, расширение такого включения. Так что не мешало бы, говорили за круглым столом, на законодательном уровне закрепить норму о выделении не менее 30 процентов данного рынка малым предприятиям.

Правительство края, губернатор могли бы стать инициаторами закрепления такой нормы. Или хотя бы не препятствовать.

То, что мы можем сделать сами

Да ничто и не мешает нам на краевом уровне, говорили выступающие, вернуться к итогам проведенного «Эко-Сити» конкурса на сбор и транспортировку ТКО, пересмотреть их и объявить новый конкурс. Выделив при этом не менее 30 процентов рынка для малых предприятий.

Именно на краевом уровне мы должны разобраться и с тарифами на вывоз мусора, и нормативами накопления ТКО. Сделать их подъемными и для населения, и для предприятий.

Это ведь никуда не годится, что тариф с населения вырос с начала года чуть ли не в полтора раза. Семья из четырех человек должна теперь платить за мусор полтысячи в месяц и почти шесть тысяч в год. И это в то время, когда есть распоряжение Правительства страны, где рост коммунальных тарифов на первое полугодие не предусмотрен вообще, а на второе - 3,5 процента. Нормативы же накопления для предприятий просто грабительские, они предполагают увеличение платы за мусор для некоторых предприятий в сто(!) раз.

Руководство «Эко-Сити», Владимир Владимирович, успокаивает, а замминистра ЖКХ говорил об этом на круглом столе вслух, что настаивать на заключении договоров на основании новых нормативов пока не будет, продолжит брать с предприятий за вывезенный мусор по факту. А где гарантия, что он эти обещания сдержит, каким документом она закреплена? Слово ведь к делу не пришьешь.

Поэтому предпринимательское сообщество настаивает на срочном пересмотре тарифов. Или хотя бы об отсрочке их применения. По-хорошему, Владимир Владимирович, правительство должно признать, что их принятие было ошибкой.

Если же правительство края, вы лично, Владимир Владимирович, будете и дальше играть в молчанку, делать вид, что ничего в сфере «мусорной» реформы не происходит, и гнуть свою прежнюю линию создания режима наибольшего благоприятствования Багиняну и Ко, то реформе сбора твердых коммунальных отходов, извините за каламбур, придется отслужить отходную.

По-другому не получится.

Александр Емцов.

Продолжение темы

 

ОБРАЩЕНИЕ

Президенту Российской Федерации В. В. Путину

Министру экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкину

Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. А. Меню

Руководителю Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьеву

Губернатору Ставропольского края В. В. Владимирову

10 апреля 2013 года на совещании в Ново-Огарево  Президент России Владимир Путин, ставя задачу кардинально изменить ситуацию в области обращения с отходами производства и потребления, прежде всего потребовал сформировать в этой отрасли полноценную систему регулирования, набор рыночных и административных инструментов, которые обеспечивали бы эффективное обращение с отходами.

Реформа обращения с отходами, исполняемая в Ставропольском крае, позволяет нам говорить о том, что полноценная система регулирования в этой отрасли не сформирована, а рыночные инструменты, как следствие этого, из отрасли вытесняются. Размер установленного на 2018 год предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с отходами вызвал у потребителей крайнее возмущение как в связи с ростом относительно аналогичной плате, взимавшейся в 2017 году, так и в сравнении с близлежащими к Ставрополью регионами

Исполнение в Ставропольском крае в пилотном режиме реформы отрасли по обращению с отходами губит конкуренцию на рынке и не учитывает интересов субъектов малого предпринимательства, без существенных нарушений осуществлявших операции по сбору и транспортировке, а также размещению отходов.

Указанные организации приобрели необходимую специальную технику, подготовили хорошо обученный персонал, получили лицензии, заключили долгосрочные договоры с потребителями услуг. Такое положение создало условия для здоровой конкуренции, способствовавшей рациональному распределению ресурсов и услуг, а также значительному улучшению качества обслуживания потребителей.

В ходе реформы отрасли, в сентябре 2017 года, региональный оператор по обращению с отходами несправедливо укрупнил лоты при проведении торгов по закупке услуг по сбору и транспортировке отходов, установил для участников торгов завышенные (фактически невыполнимые) финансовые требования, не выделил долю рынка по сбору и транспортированию отходов для субъектов малого предпринимательства, а с начала 2018 года в нарушение территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае не размещает отходы для их захоронения на территории ООО «Полигон Яр» в г. Ставрополе, транспортируя их за 100 км на свой полигон в г. Светлоград.

Указанными действиями региональный оператор по обращению с отходами фактически монополизирует рынок в зоне своей ответственности, вытесняя с него зарекомендовавших себя с положительной стороны ставропольских предпринимателей. Только в городе Ставрополе из 16-ти участников рынка, до начала сего года успешно занимавшихся сбором и транспортированием отходов, сегодня остался только один, аффилированный с региональным оператором по обращению с отходами.

Сложившаяся ситуация в крае требует Вашей помощи. Просим:

1. На федеральном уровне:

1.1. Создать межведомственную рабочую группу с привлечением специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, представителей общероссийских отраслевых общественных объединений с целью изучения пробелов в нормативном регулировании отрасли по обращению с отходами и недостатков исполнения реформы.

1.2. Поддержать дополнение и изменение Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора",

• дополнив пункт 9 абзацем следующего содержания: «Не менее 50% объема услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов отдельных видов (классов опасности), распределяемых по лотам, должны быть выделены в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого предпринимательства»;

• изложив пункт 11 в следующей редакции: «В комиссию должны быть включены представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территории которых входят в зону деятельности регионального оператора, а также представители общественных объединений предпринимательских структур субъектов малого предпринимательства, функционирующих в соответствующем регионе не менее 5 лет и осуществляющих свою деятельность в области предоставления услуг по сбору и утилизации отходов или имеющие в своем составе организации, осуществляющие такую деятельность не менее 5 лет. Число членов комиссии не может быть менее чем 5 человек».

2. На уровне Ставропольского края:

2.1. Создать при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края рабочую группу с привлечением специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, представителей общероссийских отраслевых общественных объединений с целью изучения недостатков исполнения реформы отрасли по обращению с отходами.

2.2. Обеспечить снижение единого тарифа на 2018 год на услуги регионального оператора по обращению с отходами до уровня платы за аналогичные коммунальные услуги в 2017 году, увеличенной с

1 июля 2018 года на 3,5 процента.

2.3. С учетом пилотного режима исполнения реформы отрасли по обращению с отходами в Ставропольском крае обеспечить:

• изменение действующих соглашений с региональным оператором и операторами по обращению с отходами;

• проведение торгов на закупку услуг по сбору и транспортированию отходов, определив для этого на каждой из трех сформированных территорий в зоне ответственности регионального оператора не менее пяти лотов стоимостью услуг от 10 до 30 млн. рублей в год каждый;

2.4. Назначить проверку деятельности регионального оператора по обращению с отходами, с привлечением к проверке представителей отраслевых общественных объединений, на предмет соблюдения региональным оператором территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае и об итогах проверки проинформировать общественность края.

14 марта 2018 года

Торгово-промышленная палата

Ставропольского края, Б. А. Оболенец

Ставропольское краевое отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», П. П. Мрвалевич

Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Д. И. Слинько

Союз работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья», В. П. Травов

Региональная общественная организация «Ставропольский краевой совет предпринимателей», В. Г. Бондаренко

Местная общественная организация «Ставропольский городской союз малого и среднего бизнеса», В. В. Свечинский

Межрегиональная социально-ориентированная общественная организация содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская Казачья Линия», А. И. Попов

Ставропольская краевая общественная организация «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль», С. А. Харитонов

Общественная организация «Гильдия предпринимателей, работающих в отрасли обращения с отходами производства и потребления в Ставропольском крае», Б. Б. Дьяконов

Союз отходопереработчиков Ставропольского края, И. С. Прибытков

Ставропольское краевое общественное движение "Экологическая региональная ассоциация - ЭРА", Г. Н. Пинчук

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.2 (18 голосов)

Комментарии

Молодцы!Статья правильная! Любым способом надо повернуть лицо губернатора края к проблемам ЖКХ. И не только по вывозу мусора. Почему нормы потребления газа на 1 человека на Ставрополье 30 кубометров? А в Москве,Омской области, Томской области по 20 куб,м ? Почему управляющие многоквартирными домами организации не перечисляют деньги потребителей ресурсникам за тепло, воду, электроэнергию? И никому в крае до этого дела нет. В г.Ставрополе самая дорогая вода,только в 4-х городах России вода дороже,чем у нас. Тарифы на теплоэнергию в Ставрополе выше, чем в Москве, Иркутске, Удмуртии и др. городах и регионах. И по вывозу ТКО: в Москве годовой норматив образования одним человеком мусора (ТКО) ниже,чем в Ставрополе, и тариф за вывоз ТКО в Ставрополе самый высокий

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.