Вы здесь

РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ ПОБУХАТЬ?

Отрываю глаза от телефона, когда в маршрутке кто-то легонько трогает меня за плечо. Худощавый парень в рваных джинсах протягивает георгиевскую ленточку со значком и поздравительную открытку. Улыбнувшись, вместе с «огромное спасибо, мне очень приятно», кладу презент в сумку. Однако юноша стоит как вкопанный и ожидающе смотрит на меня. Окончательно растерявшись, снова утыкаюсь в телефон. «Даритель» же по-прежнему чего-то ждет и протягивает еще одну «поздравлялку», тыча в нее пальцем, мол, прочитай... И удушливая краска стыда тут же заливает мое лицо. Ибо, как следует из текста, никакая это не открытка, а самое что ни на есть обычное коммерческое предложение. Мол, не хотите ли в честь приближающегося праздника помочь людям с ограниченными возможностями и купить сувенирную продукцию за 120 рублей!

Потом были выходные. И снова телефон. Точнее, одно из приложений с акциями и скидками, где в одном из салонов предлагали встретить великий праздник Победы достойно и во всей красе... ногтей. Всего-то тысяча рублей, и опытный мастер нарисует вам георгиевскую ленточку, сделает маникюр в стиле милитари, или есть еще с десяток вариантов дизайна «а-ля 1941-1945».

А еще подруга звонила. Мол, не хочу ли скооперироваться и купить детям военную форму на 9 Мая. Она-то по любому будет покупать, но оптом от 10 штук дешевле. Все размеры есть. Просто если в одиночку комплект стоит 2100 рублей, при совместных покупках он же обойдется в 1400 рублей. Восемь желающих уже есть. На мое «зачем?» в ответ раздается недоумевающее: «Так праздник же. Представь, как прикольно наши будут выглядеть».

Мда, прикольно. Наверно, так же, как и набитые ватой мягкие куклы «Ветеран», которые аккурат к 9 Мая выпустил известный российский производитель. Изделие представляет собой усатого солдата с георгиевской лентой на груди, и, согласно аннотации, игрушка призвана напоминать о подвигах советских воинов и способствовать повышению патриотического духа ребенка. Вот только новинку, стоимость которой составляет около 600 рублей, не оценили как сами ветераны, так и пользователи социальных сетей. «Купите ветерана. Его можно щупать и одновременно гордиться», - ерничали комментаторы.

Ерничали привычно, с какой-то обреченной смиренностью, ибо года не проходит, чтобы перед Днем Победы не разразился очередной скандал, связанный с желанием отдельных лиц сделать из нашей памяти экономически выгодный проект. Ну, или, на худой конец, просто блеснуть креативом. Что в любом случае удручает. Ибо одно дело, когда современные творческие мастерские пытаются «поиграть» с нынешними реалиями, и совсем другое, когда площадкой для экспериментов становится один из главных праздников нашей страны. Праздник, который по своей сути является нашей Стеной Плача, в которую ты бьешься, упираешься обеими руками, пытаешься нащупать выход из той жуткой душевной боли, когда вспоминаешь миллионы погибших людей, но выход только один - не повторить прошлого. И вот как раз на этом фоне все эти креативные фишки и «изюм» от людей, мало знакомых с историей, мягко говоря, удручает.

Право, чего только стоят многочисленные рекламные плакаты, появляющиеся в увеселительных заведениях накануне 9 Мая. «Зажигательная party в честь Дня Победы! Всем пришедшим - фронтовые 50 грамм в подарок! Мужской стриптиз от партизана и женский - от медсестры!» Причем зачастую в качестве главного персонажа на них используется статуя Родины-матери, из самого известного пропагандистского плаката за всю историю Советского Союза.

Предыстория его создания очень проста. Плакат появился на свет в первые дни, прошедшие с нападения нацистских войск гитлеровского Третьего Рейха на Советский Союз.

Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства, чтобы каждый житель страны услышал эту страшную новость. Не стал исключением и художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель шедевра. Как он признался со временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила его совершенно случайно. Тоидзе узнал о немецком нападении со слов своей жены. Утром 22 июня 1941 года после объявления Советского Информбюро взволнованная жена художника вбежала к нему в мастерскую с одним лишь только словом: «Война!» Пораженный Тоидзе, увидев весь ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил ее замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нем он изобразил обычную женщину в простом платье, которая должна символизировать образ России-матери, зовущей своих сынов и дочерей на защиту страны, будущего. Куда же она зовет теперь?

Года три назад в Краснодаре хозяин одной из пивных вывесил плакат, на котором «Родина-мать» держит в руке воблу, сообщая, что при покупке пива рыба идет в подарок. А в Ульяновске «Родину-мать» использовали в рекламе торговых центров «Стройград» со слоганом «Хватит бухать, пора покупать». Еще дальше пошли в Ленинградской области, где героиня плаката не только призывала всех танцевать, но и сама пустилась в пляс страстного фламенко, взяв в руки веер и выставляя зазывно ножку в черных чулках.

В ответ на разразившийся скандал авторы «шедевра» попытались оправдать свой поступок тем, что всего лишь хотели привлечь к их концерту как можно больше молодежи. «Концерт планировался как глубоко патриотический, с целью напомнить детям и молодежи про свои корни и поднять эту тему. Так как большая часть наших учеников - молодежь, мы хотели привлечь их внимание, добавив в плакат немного юмора. В нашем понимании образ на плакате уже стал публичным штампом, используемым повсеместно в агитационных плакатах на абсолютно любую тематику. Для нас он просто ассоциировался с советским временем в целом... » - отмечали организаторы концерта.

В общем, ничего личного. Просто юмор. Просто ассоциация. Просто «раскрученная тема», которая никогда не будет заезженной и знакома каждому. Поэтому, если пошутить про похороны крысы Анфисы, которой резидентка шоу Comedy Woman «такое чествование устроила, аж люди позавидовали! Выбила ей хлебное местечко в Кремлевской стене, между Ежовым и Коневым», в публику зайдет. Как и зашла шутка про убитого в концлагере генерала Карбышева. «Тихо. Чувствуете? Прямо холодок по спине пробежал», - говорила персонаж Екатерины Варнавы в сценке. «Это замерзший дух генерала Карбышева. Он подошел к тебе сзади и приобнял», - ответила героиня Наталии Медведевой под хохот собравшейся публики.

Причем в обоих случаях никто даже не задумался о том, как воспримут подобные «шутки» сами ветераны, родственники погибших героев. Или при чем здесь это? Когда понятия совести, святости, обычной человеческой порядочности к рыночной экономике никого отношения не имеют. И если бренд «9 Мая» работает, надо использовать его на всю катушку, размещая плакаты, призывающие молодое поколение «прожить на 150 граммов хлеба», «повзрослеть за день на 8 лет», «поспать на сырой земле», «дойти пешком до Берлина». Ну, или... сделать специальный вклад «Пенсионный», приуроченный одним из екатеринбургских банков ко Дню Победы. Подобное предложение жители Свердловской области получили в 2008 году.

И все бы ничего, если бы не ставка по депозиту в 14,88 годовых. Данное число было крупно изображено на билбордах и рекламных баннерах банка. Однако внимание горожан привлекли не столько щедрые проценты, сколько само число. Знакомые с неонацистской субкультурой жители Екатеринбурга прочли на щитах нацистское приветствие, как будто специально приуроченное ко Дню Победы над фашизмом.

Дело в том, что 14/88 - зашифрованный лозунг современных последователей Адольфа Гитлера. 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для белых детей». 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!».

Притянуто за уши, читатель? Честно говоря, в происки рекламщиков я тоже не верю. Слишком сложно, и не все поймут этот эзопов язык. Скорее всего, это было просто совпадение. Абсолютно дикое, но без какого-либо цинизма и злого умысла. Но вот во что я верю наверняка, так это в то, что русскую поговорку «семь раз отмерь - один раз отрежь» никто не отменял. А еще лучше, уж коль ты посягнул на военную тематику, не мешало бы предварительно показать свое «творчество» экспертам, кто хорошо знаком с этим страшным периодом в жизни нашей страны. Причем речь идет необязательно о научных работниках, это могут быть и краеведы, учителя истории в школах, музейные работники - все те, кто понимает разницу между Т-34 и немецким «Тигром», и может отличить маршала авиации Александра Покрышкина от также летчика-истребителя и трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, не перепутав при этом их фотографии на баннерах, и знает, в какой последовательности идут цвета на российском триколоре.

Для чего это нужно? Хотя бы для того, чтобы не повторить воронежский казус, случившийся в 2017 году, когда сотрудники одной из фирм получили в День защитника Отечества поздравительную коробку конфет, на которой был изображен офицер армии Третьего рейха в фуражке с гербом в виде черного орла вместо советского солдата. «С таким защитником, как ты, можно спать спокойно», - такой надписью сопровождалась картинка.

Причем подобные инциденты в нашей стране происходят с завидной регулярностью. Надо ли говорить, когда чаще всего наши ветераны на поздравительных открытках обнаруживают улыбающихся эсэсовцев, английских солдат времен Первой мировой? Так, в 2015 году в подмосковной Ивантеевке на рекламном баннере с надписью «Они сражались за Родину!» рядом был помещен снимок экипажа немецкого бомбардировщика Junkers 88. Двумя годами ранее в Тюмени ко Дню Победы появились плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с коллажем из 15 фотографий, на трех из которых изображены немецкие солдаты. В том же году в Орле был установлен щит с надписью: «Победа деда - моя победа!», с которого жителям города улыбались немецкие солдаты.

Если и это не кощунство, то что тогда? Вариант «не досмотрели» не принимается. Куда правдоподобнее звучит, что хотели сэкономить на тратах. И как раз отсюда родом, в том числе, и орфографические ошибки, также являющиеся частыми гостями в праздничных открытках и баннерах. Например, абсолютный рекорд был поставлен в Чите, где на одной из центральных улиц города появился плакат с фотографией героя СССР Алексея Золотарева и небольшой справкой о его подвигах. В тексте было допущено 14 грамматических ошибок. Помимо классического «праздника» без «д», филологи в ужасе закрывали глаза ладошками, чтобы не видеть «неприрывный» и «доконца» и надеялись, что не они учили подобных грамотеев.

Впрочем, если русский язык еще можно выучить, чиновников наказать, то как привить культуру бизнесу, не понятно. Поэтому традиционно перед Днем Победы в магазинах также можно найти обвязанные георгиевскими ленточками бутылки со спиртным, банки пива с изображением георгиевской ленты, упаковки майонеза, конфеты, фарш, крабовые палочки, ароматизаторы для машин, влажные салфетки, чехлы для телефонов, нижнее белье и даже туалетную бумагу.

А в Ижевске, например, на плакате с поздравлением с Днем Победы разместили рекламу услуг ассенизаторов. Ну, как тут не съязвишь, что у кого-то День Победы порохом пропах, а у кого-то иными органическими веществами человеческой жизнедеятельности. Гуляют по социальным сетям и услуги груммеров, кто готов нарисовать на филейной части ваших питомцев георгиевскую ленточку. Другой вопрос - там ли ей место? Хотя когда-то нам казались дичью и наклейки на автомобили из серии «Спасибо деду за Победу!», «Я помню, я горжусь!» или «Никто не забыт, ничто не забыто!». В настоящее же время в майские праздники подобный декор представлен на каждой второй машине. Но, по-моему, всех переплюнули все же... калининградские предприниматели, когда в 2007 году была выпущена поздравительная открытка к 9 Мая, на обороте которой опубликована реклама ритуальных услуг для ветеранов Великой Отечественной войны. В рекламном блоке, в частности, было написано: «Ритуальные услуги, в том числе военно-служащим; памятники (участникам ВОВ, боевых действий, пенсионерам МО и других силовых структур за счет бюджета); большой выбор натурального камня; оградки, укладка плитки, уход за могилами и др.».

Для чего все это я пишу, читатель, бередя раны? Как раз для того, чтобы и было больно. Потому что наша совесть должна быть как неваляшка: куда ее ни нагнешь - она снова поднимается и желательно звенит при этом. Звенит в сердце, в душе, в памяти, заставляя снова задуматься над тем, что происходит. Что, продавая память в виде сувениров и презентов, заигрывая с ней, как с девицей на бульваре, подумать над тем, не происходит ли вместе с тем ее обесценивание, символическая инфляция. Ведь мы уже жарим на мемориалах сосиски, скачем по памятникам, рядимся в бутафорские одежды, путая День Памяти с карнавалом и Россию с Рио. Люди, кичась своим патриотизмом, мы его изнутри подрываем, хотя он является несущей конструкцией нашей идентичности и дает ответ на вопрос, кто мы такие - великая держава или наследники великой державы. И знаете, в современных реалиях это не одно и то же.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.