Вы здесь

САША + МАША=..., ИЛИ КАК СТАНОВЯТСЯ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Есть спектакли-однодневки, ну или пятиминутки: посмотрел и благополучно забыл. А есть такие, которые не отпускают тебя и день, и два, и больше. Ты постоянно возвращаешься к словам героев, их действиям, примеряешь на себя их поступки, раздумываешь... Именно такой постановкой - спектаклем «Как я стал...» - завершили нынешний творческий сезон актеры «Театра на Гагарина».

«На пьесу молодого драматурга Ярославы Пулинович «Как я стал...» я наткнулся случайно. Хотя много слышал об этом авторе, ее пьесы много и с удовольствием в последние годы ставят не только в России, но и за ее пределами, - говорит руководитель театра, режиссер спектакля Тамерлан Коченов. - Прочитал и не смог, как говорится, пройти мимо. Даже репертуар пришлось поменять, сезон мы планировали закрывать комедией. Она зацепила меня тем, что как-то по-особенному дотрагивается до души. В этой пьесе все, как в жизни. Она написана, как дневник главного героя, причем очень откровенный дневник, когда не стесняются и не подбирают фразы. Она про страсти человеческие, а там, где чувства, - всегда интересно».

В центре сюжета - болезненная тема предательства, с которым в жизни хотя бы однажды сталкивался каждый из нас. Кого-то предавали мы, кто-то нас. Иногда это получается неосознанно, случайно, в силу обстоятельств, иногда - с точным и изощренным расчетом. И расчет этот тоже может быть разным: деньги, власть, любовь... Вот и главный герой, молодой человек по имени Саша, совершая предательство, идет на этот шаг совершенно осознанно, во имя любви. А потом - мучительная попытка понять, что же с ним произошло? Кем же он стал? Почему? Ведь все так хорошо начиналось. Он влюблен в красивую девушка Майку. Ну и что, что она ему практически в открытую изменяет с другим, богатым и перспективным. Она еще маленькая дурочка, она когда-нибудь поймет, что Саша - именно тот человек, который ей нужен. Потом Саша случайно встречает Машу, у которой тоже не все гладко - нелюбимая работа, нелюбимый муж и несчастная мама, бывшая актриса ТЮЗа, которую уволили за профнепригодность. Саша решает помочь девушке: врет ее маме, что режиссер и пишет пьесу про женщину со сложной судьбой. И мама Маши именно та актриса, которая ему нужна. Ну чем не благородный поступок? Тем более что пьеса действительно пишется, а бывшая актриса, в ожидании роли, пить бросила и попыток суицида больше не предпринимает. И Маша - такая хорошая, настоящая, удивительная и прекрасная. Она даже песни эльфов услышала, а они ведь абы кому не открываются. Девушка любит его стопроцентно. Она даже ради него безрассудство первый раз в жизни совершила. Взяла и ушла от мужа, сказала, что любит его, хочет детей, доверяет ему и отдает ему свои сбережения в знак того, что они теперь вместе. Саша вроде счастлив, он собирается связать свою жизнь с Машей, но тут объявляется Майка, которая разругалась со своими ухажерами и хочет быть только с ним. И вот тут Саша совершает неожиданный для всех, включая его самого, поступок... Правда, в его планах все исправить позже, потом. И он не понимает, что «потом» может не наступить никогда. Кто-то умер, кто-то бесследно исчез.

Далее - финал. Для меня один из самых сильных за последнее время на ставропольской сцене. Эта режиссерская находка Тамерлана Коченова просто потрясла зрителей. Когда со сцены прозвучали последние слова, зал замер и не мог «отмереть» несколько десятков секунд. А потом разразился оглушительными овациями. Кстати, таких режиссерских находок в спектакле множество. Одна только сцена получения героем «Оскара» чего стоит...

Одним словом, у творческого коллектива «Театра на Гагарина» получилось создать спектакль, в котором сильное все: и пьеса с диалогами и сюжетной линией, и режиссура, и, конечно же, игра актеров. Они на сцене выглядят максимально естественно, словно проживают, а не играют историю своих героев.

Удивительно трогательной, трепетной, хрупкой получилась Маша (актриса Лариса Урбан), чью устоявшуюся нелепую жизнь переворачивает Саша. Как удивительно она менялась по ходу пьесы: от строгой чиновницы средних лет, которая запаковала свою жизнь в строгий офисный костюм, до юной яркой влюбленной в первый раз девушки. Эта обаятельная героиня, несмотря на то, что она немного не от мира сего, вызывает искреннюю симпатию. Ведь видно, какая это цельная и страстная натура. У Ларисы, с развитием сюжета, даже глаза засияли тем внутренним светом, который бывает только при огромном счастье, когда ты словно просыпаешься от многолетнего сна и с удивлением видишь, как прекрасен мир.

И Владислав Таранов проживает жизнь своего героя так, что создается полное впечатление, что это его личная история, его личная исповедь. Но, как оказалось, это только впечатление.

«Мне было невероятно сложно играть моего героя, - говорит Владислав. - Я конфликтовал с ним с первого дня, как прочитал пьесу. Мы с ним совершенно разные люди, и в отличие от Саши я понимаю, что так жить неправильно. Я не согласен с ним, с его жизненной позицией. Вы посмотрите на него, ну разве можно так по-дурацки любить Майку? Правильно, что Тамерлан искупал в конце спектакля его в мусоре. Этот душевный мусор, уверен, останется с ним навсегда. И правильно, что автор в финале лишил его возможности слушать эльфов. Какие, к черту, эльфы...».

Кстати, после этих слов стало понятно, почему Владислав в финале не оставил ни толики надежды на духовное возрождение своего героя. В его монологе не было раскаяния, только способы оправдать себя. Он, Саша, ни в чем не виноват, просто так обстоятельства сложились, или звезды так встали.

Актрисой яркого темперамента предстала в этой постановке Дарья Ежевикина - Арина Аркадьевна, чудная мама Маши. По пьесе она актриса, уволенная из театра, где служила всю жизнь и «всю мировую драматургию переиграла», одинокая и отчаянно желающая внимания. Арина Аркадьевна с ее своеобразными манерами, странными одеяниями и неравнодушным отношением к своему бывшему театру получилась очень колоритным персонажем. Играет Дарья в этом спектакле экспрессивно и с удовольствием.

Удачный образ получился и у Татьяны Козловой (Майя). Она сыграла настоящую современную хищницу-пустышку, для которой самое важное в мужчине - его кошелек. А самое важное в жизни - пиво, соцсети и возможность весело проводить время. И что самое печальное, смотришь на нее и понимаешь, что всегда найдутся такие Саши, которые будут любить таких Майек. Не понимая, что этим рушат не только свою жизнь, но и жизнь других.

И все-таки, несмотря на то, что история эта про нашу с вами жизнь и понятно в ней все от А до Я, на вопрос: «Как Саша незаметно для самого себя стал... кем?» каждый зритель будет отвечать самостоятельно. Ответы, наверняка, будут разными, но они обязательно будут. Спектакль никого не оставит равнодушным. В конце концов, меняется эпоха, но люди остаются прежними, и эмоции, и проблемы переходят за нами из века в век.

Премьера «Как я стал...» - очередная творческая удача «Театра на Гагарина». Впрочем, все их спектакли («Двое на качалях», «Из-за Belle», «Прекрасное далеко») - штучные. И как сказала одна из зрительниц, нам теперь и в Москву не надо ездить, у нас в Ставрополе появился свой театр, не хуже столичных».

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.7 (7 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.