Вы здесь

СТАНУТ ЛИ УЧИТЕЛЯ МИЛЛИОНЕРАМИ?

Как вы относитесь к миллионерам? Хотели бы попасть в их число? Тем, кто ответит на этот вопрос положительно, скажу, что со следующего года ряду ставропольцев такой шанс представится. Речь в данном случае идет о представителях одной конкретной профессии - педагогах. Да и то не всех, а только тех, кто решит отправиться на работу в села.

С 2020 года в России начнут реализацию программы «Земский учитель», направленной на поддержку молодых учителей, готовых работать в сельских школах. Программа позволит педагогам, которые планируют переезд в малые города и села, получать единовременную выплату в 1 миллион рублей. Напомним, запуск ее инициировал, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент В. Путин.

Как считают в министерстве просвещения РФ, национальная программа «Земский учитель» привлечет в сельские школы и молодых, и опытных педагогов. Перспективы ее реализации прокомментировала министр просвещения России О. Васильева.

«В Послании Президента прозвучали те слова, которые мы очень ждали, - предложение о земских учителях. Мы знаем, что была попытка введения такой программы. Этим занимались регионы... Сейчас из уст Президента прозвучала федеральная национальная программа. И что важно: по аналогии с «Земским врачом», где были сняты возрастные барьеры, мы теперь можем обращаться к учителям и приглашать их работать в сельские школы, - сказала О. Васильева.

Министр также отметила, что в сельских школах сегодня не хватает примерно 12 тысяч педагогических работников (учителей и других сотрудников).

«Из 42 тысяч школ у нас в стране 26 тысяч сельские. Понятно, что в них педагоги сегодня совмещают различные предметы. И сейчас учителя, получив те самые подъемные средства, которые будут заложены в эту программу, начнут обустраивать свою жизнь именно в селе», - резюмировала глава минпросвещения России.

Положительно на нововведение смотрят и в министерстве образования Ставропольского края. Там отметили, что из почти 17 тысяч учителей края половина работает в сельских школах, которые испытывают нехватку педагогических кадров. При этом примерно четверть школ края являются малокомплектными и находятся в отдаленных сельских населенных пунктах, куда учителя на работу едут крайне неохотно.
А потому в ведомстве считают, что реализация программы позволит привлечь на работу в села Ставропольского края педагогов.

К слову, если говорить о том, какие меры социальной поддержки педагогов действуют на Ставрополье, нужно отметить, что учителям школ, отнесенным к категории молодых специалистов со стажем работы до трех лет, установлена ежемесячная надбавка к заработной плате в размере не менее 1000 рублей и не более 50 процентов от должностного оклада. В некоторых муниципалитетах осуществляются единовременные выплаты молодым педагогам, прибывшим для работы в сельские школы. Педагогам края, работающим в сельской местности, выплачивают компенсацию в размере 25 процентов оклада, которая является составной частью заработной платы. Всем работникам образовательных организаций, расположенных в безводных и пустынных местностях, осуществляются доплаты в размере 10 или 15 процентов. Кроме того сельским педагогам компенсируют 100 процентов расходов на оплату жилого помещения (в случае найма социального жилья), отопления и освещения.

В общем, льготы есть, но, по всей видимости, этого недостаточно. И кадровый дефицит налицо. В базе вакансий министерства труда и социальной защиты края в системе образования в настоящий момент остаются вакантными более 300 мест. Надо ли говорить, что преимущественное большинство их - не в краевом центре.

Впрочем, в обществе единого мнения по поводу того, спасет ли сельские школы новая программа «Земский учитель», пока нет.

К примеру, первый зампред Комитета по образованию и науке ГД Олег Смолин отмечает, что «сама по себе программа хорошая». Однако, на его взгляд, нужно при ее реализации учесть ошибки программы «Земский доктор». «Практика показала, что многие врачи, получившие миллион за переезд в село, тратят эти деньги на покупку квартиры в городе, отрабатывают в глубинке несколько лет и возвращаются обратно. Новая программа должна не только привлекать учителей в маленькие города и села, но и постоянно стимулировать педагогов, чтобы они оттуда не сбегали, иначе эффективность у нововведения будет минимальной. Для достижения этой цели вместо того, чтобы выплачивать единовременную компенсацию на руки, нужно предоставлять людям жилье по месту работы, компенсировать коммунальные услуги и платить нормальную зарплату за одну ставку, а не за 1,5-2, как сейчас».

Поднимают эту проблему и участники обсуждения на сайте профессионального сообщества «Педсовет».

«В прошлом году минздрав Саратовской области рассказал о реализации программы с 2012-го по 2016 год. Из 250 врачей, приехавших в сельскую местность, часть потратила единовременную выплату на покупку квартиры в Саратове и погашение ипотечного кредита (а это говорит о том, что оставаться на селе врачи не собирались). Более того, 10,7 процента докторов расторгли контракты досрочно, при этом только 41 процент уволившихся вернули компенсацию в полном объеме, из них 25 процентов - по решению суда. Молодые докторицы тоже оказались не промах: вместо напряженной работы на благо здоровья сельчан стали уходить в декретные отпуска. Разработчики «Земского доктора» этот момент не учли, и получилось так, что время ухода за ребенком засчитывается в качестве времени участия в программе. Проще говоря, врач сидит дома с малышом и тем самым «отрабатывает» свой миллион».

Немало и тех, кто сомневается в том, что предложение действенное.

«Это новость из разряда переселения на Марс. Они кричат: товарищи, на Марсе не хватает учителей! Им в ответ: так там же воздуха и воды нет! Они: ничего, мы вам дадим миллион, а вы уж как-нибудь сами. Раньше хотя бы понимали, что значит комплексное решение проблемы». «Получат 1 миллион, а дальше останутся один на один со своими проблемами». «Конечно, за миллион можно купить в деревне дом, но все остальное? Инфраструктуры-то нет. Базовая зарплата - около 8 тысяч, доплаты - на усмотрение начальства - может, будут, а может, и нет. Полная неопределенность и невозможность планировать жизнь. Мужики кругом пьют горькую. Нормальная больница - в областном центре. Молодая девушка со знанием английского и немецкого, не троечница, даже за 2 миллиона вряд ли туда поедет, уж скорее - в Москву, там проще устроиться и веселее жить», - пишут они.

К слову, мысли о том, что за миллион сегодня не купишь хорошего жилья и что сумма поощрения для педагога должна быть выше, встречаются также не раз.

Вместе с тем справедливости ради нужно отметить, что и за такие деньги есть желающие отправиться в деревню.

«Я согласен. У меня даже домик в деревне есть». «Я бы вот с удовольствием поехал по данной программе, и миллиона мне бы хватило. А там я уж как-нибудь сам, но учителя черчения сейчас не нужны. Да и ИЗО тоже».

А еще педагоги задаются вопросом: а тем, кто уже работает в сельской школе, дадут миллион? Или надо бросить свою школу и уехать в другой регион в село за миллионом?

Впрочем, ответов на этот и многие другие вопросы пока нет. Хотя хочется надеяться, что решение будет найдено адекватное и что программа поможет решить проблему кадрового голода в системе образования.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.