Вы здесь

СЧАСТЬЕ АКТЕРА - БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Евгений Задорожный - ведущий артист Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, на счету которого порядка 70 ролей. Он занят в постановках по произведениям русских и зарубежных классиков, а также пьесам современных драматургов. «Маскарад», «Боинг-боинг», «Одураченный муж», «Гроза», «Дубровский», «Энергичные люди», «Звезды на утреннем небе», «Посадить дерево», «Женитьба Бальзаминова» - вот далеко не полный список спектаклей, в которых сегодня участвует актер. Да и за плечами остался багаж не менее замечательных ролей в не менее замечательных спектаклях - «Лайф-Лайф», «Визит дамы», «Ромео и Джульетта», «Casting/Кастинг», «Леонардо» и еще несколько десятков постановок.

Помимо сцены, в его жизни много других интересных занятий. Например, любовь к чтению русской классической литературы и страсть к путешествиям. А еще у Евгения свой необычный путь в профессию и в профессии. Такой же подход и к актерскому ремеслу.

 

«Ребята, я много где играю…»

Как это часто бывает у представителей творческих профессий, актером Женя быть не собирался. Он и в театре был всего несколько раз, когда в классе организовывали культпоходы в ставропольскую драму. Лицедейство не произвело на молодого человека особого впечатления, поэтому, окончив школу с отличием, Евгений довольно легко поступил в один из ставропольских вузов на факультет иностранных языков. Первый звоночек, на который никто не обратил внимание прозвенел, когда Женя на первом курсе вдруг стал активным участником художественной самодеятельности. Не заметил Женя и очередного звонка, когда на втором курсе он с большим удовольствием стал заниматься в театральной студии вуза, которой руководил актер ставропольской драмы, заслуженный артист РФ Михаил Новаков. И даже третий звонок, который зазвучал уже набатом - Женя попал в больницу и практически каждый день сбегал оттуда на репетицию спектакля - услышан не был. И только когда Михаил Афонасьевич предложил своему ученику перевестись на факультет искусств в СГУ, сразу на второй курс, задумался. Правда, ненадолго.

«Если честно, то мое решение не понял никто: ни родители, ни преподаватели вуза, где я очень прилично учился, ни однокурсники, ни друзья. Возможно, я и сам не совсем отчетливо понимал, что делаю. Но, тем не менее, сдав сессию за второй курс в одном вузе, через пару месяцев я стал студентом-второкурсником другого. Было не просто, пришлось наверстывать упущенное, догонять, в основном профессиональные дисциплины, - вспоминает Женя. – Но зимой я уже играл на сцене ставропольской драмы в новогодней сказке. А чуть позже получил маленький эпизод в спектакле «Дон Сезар де Базан». Какое это было непередаваемое счастье! Я был на таком эмоциональном подъеме, что казалось я и главную роль - дон Сезара - сыграю на раз (смеется)».

Был еще один важный аргумент, который сыграл пусть не главную, но важную роль в тех судьбоносных переменах в жизни артиста. Наверное, мало тех, кто знает, и много тех, кто сейчас сильно удивится, но Евгений с детства сильно заикался. В начальной школе проблема практически исчезла, а в старших классах некое эмоциональное событие послужило своеобразным триггером – заикание вернулось. Причем настолько сильно, что оканчивать школу Жене пришлось на индивидуальном обучении. Но сила воли, терпение, желание продолжить образование, ничем не отличаться от сверстников, сделали свое дело – сегодня недуг практически незаметен. Поэтому он и выбрал факультет иностранных языков. Одно дело говорить без запинки на родном русском, а другое – также без запинки болтать на английском и французском. Но и этого оказалось мало. Нужно было делать следующий шаг. Ведь, казалось бы, людям с затрудненной речью нечего делать на сцене, но в реальности все обстоит по-другому. Наоборот, очень часто вдохновение, ритмический текст, возможность выучить его наизусть, репетиции избавляют людей от проблемы. Сцена – лучший логопед и лучший учитель, убежден артист.

Будучи студентом, Женя много играл. На третьем курсе специально для него автор пьесы «Шах королеве» Михаил Новаков написал даже дополнительную сцену со словами. Затем была маленькая роль в спектакле «Собор Парижской Богоматери». А уже на 4 курсе актер был принят на полставки на работу в Ставропольский театр драмы.

«Как я был рад! Ну и что, что зарплата четыре тысячи рублей, но ты не просто студент, а коллега всех заслуженных и народных артистов нашего театра, – смеется Женя. – Переживал очень, что роли в лучшем случае были второго плана, а в основном - эпизоды. А амбиций вагон, как и желания играть. Но только через несколько лет я стал играть более заметные роли. У заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера Валентина Валентиновича Бирюкова в спектаклях «Хочу ребенка! (Двери хлопают)», «Кошмар на улице Лурсин», «Мужчины по выходным»,  «Боинг-боинг» - работы в этих постановках стали важным этапом для меня. Как и мюзикл «Леонардо», который поставила народная артистка РФ Наталья Зубкова. Роль Андреа стала и моей радостью, и наказанием. Зрители довольно продолжительное время ассоциировали меня только с этой работой. Так и хотелось сказать: «Ребят, я еще много где играю».

А роли, действительно, посыпались. Харитонов в «Casting/Кастинг», Том в «Шикарная свадьба», Фесте в «Двенадцатая ночь», Выхухолев в «Жениха вызывали, девочки?», Отон в «Валенсианская вдова», Архип в «Дубровском», Тихон в «Грозе». Персонажи с разными судьбами, характерами, темпераментом, комедийные, драматичные, главные, второстепенные. Но все они удавались Евгению. Посмотрите, какой он брутальный и динамичный разбойник в «Дубровском», а какой мягкотелый и забитый Тихон в «Грозе», а какой харизматичный герой-любовник в «Боинг-боинг». Причем Евгений стал много играть не только у своих, родных режиссеров, но и приглашенных. «Это очень хорошая школа, - коротко говорит артист,- я благодарен судьбе за это».

Последние два театральных сезона стали для Евгения Задорожного особо удачные. Он занят в половине премьерных спектаклей, причем почти все роли - главные. Особенно полюбились зрителям его Сашка в «Звезды на утреннем небе», сын в «Посадить дерево» и, конечно, Михайло Дмитрич Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова». Роли абсолютно разноплановые: в одном спектакле он играет молодого человека, который не находит общего языка с отцом. В другом – трогательного чудаковатого ученого-физика. А в третьем - мечтателя и романтика, по-детски доброго, наивного и простодушного.

«Вот не поверите, но сыграть в этих спектаклях – была моя мечта. Причем, во всех трех. Мне близка история, которую мы рассказываем вместе с заслуженным артистом РФ Борисом Федоровичем Щербаковым в «Посадить дерево», - говорит Женя. – С моим отцом, который ушел из жизни почти 10 лет назад, у меня были сложные отношения. Мы не могли понять друг друга, не могли договориться и ни разу не договорили толком до конца. Возможно, играя этот спектакль, я договорю с ним и договорюсь, хотя бы мысленно. Мечтал я и о Сашке в «Звездах…». Его играть оказалось невероятно сложно. Эти люди жили, когда я еще не родился, и мне интересно было сыграть человека, от которого отказалась его страна, сделала изгоем, человеком второго сорта, а он продолжал работать на ее благо, не предавая и ничего не требуя взамен. Ну а Миша Бальзаминов – это вообще подарок судьбы. Мне нравится находиться в спектакле и нравится этот персонаж, мы с ним подружились. Ведь «Женитьба Бальзаминова» - это история про наш русский народ – мечтательный, добрый, сказочный. Рад, что спектакль «зашел» зрителю, и мы вместе кайфуем в этой истории. Но если честно, то роли мечты играть опасно - ты ведь сотни раз проиграл их в своей голове…».

Семь десятков ролей. Согласитесь, немало, особенно для артиста, который только-только покинул категорию «молодых». Работая над ролью, Женя всегда старается найти что-то необычное, разложить все по полочкам, достать из себя что-то новое. А после каждой сыгранной надеется, что внутренние запасы еще далеко не исчерпаны.

 

Характер играть интереснее

- Женя, какие плюсы и минусы, на твой взгляд, есть в актерской профессии?

- Я, наверное, слукавлю, если скажу, что мне безразлична реакция зрителей на мою работу. Конечно, это неправда – все, что мы делаем, мы делаем ради зрителей. Я фанат своей профессии, всегда трясусь за кулисами перед выходом на сцену и очень переживаю, когда в зале на спектакле много свободных мест. Или что-то пошло не так и ты уже не переиграешь сцену, не скажешь слово в другой интонации, которая нужна именно здесь....

Минусы? Если ты не отдаешь себя театру на сто процентов, то ничего не получится. Я всегда переживаю, если не попал в спектакль. В любой. Вот вывесили приказ с распределением ролей, смотрю - меня там нет, я моментально начинаю копаться в себе. Почему меня не взяли? Разве я не смогу это сыграть? Причем, абсолютно не важно, хотел я играть в этой постановке или нет. Важно, что спектакль будет, а я там не занят. И эта история случится без меня…

- Но ты же не можешь играть во всех спектаклях ставропольской драмы…

- Могу. Мо-гу. Я – МОГУ. Счастье актера - быть востребованным. Хотя знаю, что надоем зрителям, если буду играть в каждой постановке, и очень быстро.

- Какая роль самая сложная, самая неожиданная и самая любимая?

-Самая любимая – это новая роль. У вас с ней только завязываются отношения, у вас с ней только все начинается, у вас букетно-конфетный период, вы подстраиваетесь друг под друга, и только-только приходит понимание, будете ли вы вместе или нет. Самая неожиданная? Для меня почти все роли неожиданные. Получил назначение и удивился. А самая сложная? Если честно они все мне даются нелегко, я всегда переживаю. И хорошо, что так. Боюсь остановиться, ведь если это случится, то можно уходить из профессии, из театра. Я, скорее, артист характерный. Если у персонажа яркий характер, работать над ролью мне интереснее.

- Твои источники вдохновения?

- Роли, особенно главные (смеется). Главную роль играть безумно ответственно, потому что необходимо открывать себя настолько, чтобы переставать быть самим собой и полностью, без остатка, отдаваться зрителю. А если серьезно, то каждый раз нужно влюбляться в героя, которого играешь. Сейчас мне очень нравится моя новая роль. Режиссер Владимир Хрущев ставит спектакль по знаменитой шекспировской трагедии «Отелло», я играю роль Яго. Получается необычный персонаж - да, злодей, но какой обаятельный.

 

Про «Гармонию», кино и путешествия

Помимо Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в жизни Евгения Задорожного есть еще один театр – литературный.

Он очень любит русскую классику, практически не читает современную литературу. Когда семь лет назад экс-художественный руководитель литературного театра «Гармония», заслуженная артистка РФ Светлана Колганова предложила ему выступить с отрывком из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», Женя не поверил в свое счастье. Работать в «Гармонии» было для него тогда недостижимой высотой. А сейчас, спустя семь лет, он в «Гармонии» не только актер. «Граф Нулин», «Шинель», «Душечка», «Палата №6», «Черный монах», «Сказки кота ученого», «Белые ночи», программа «Я смеюсь над собой» - эти литературные спектакли по произведениям Чехова, Пушкина, Достоевского, Гоголя, Аверченко, Тэффи появились в репертуаре театра благодаря режиссеру Евгению Задорожному.

Он всегда досматривает до конца фильмы, даже скучные. Считает, что нельзя уходить с неинтересной выставки, нудного спектакля, а всегда нужно давать шанс. Никогда не знаешь, что режиссер придумал, как сейчас сыграет актер или как в следующую минуту упадет свет на картину. Кстати, что касается кино, этот вид искусства артист обожает. Причем любит смотреть несколько фильмов одного режиссера подряд - чтобы увидеть его почерк, его приемы, где он повторяется, а где разный. В таком формате он любит наблюдать и за игрой актеров.

А еще Женя страстный путешественник. Но в поездках всегда идет поперек туристических маршрутов. Достопримечательности как стояли, так и будут стоять еще сотни лет, считает он. Ему больше интересен быт народа, его культура, традиции, обычаи, кухня. И всегда старается попасть в местный театр.

Как признается Женя, на него сильно влияет его знак зодиака. Люди, родившиеся под знаком Весы, всю жизнь ищут гармонию и равновесие и всю жизнь не могут найти. Так и Евгений. Он очень любит, чтобы вокруг все было красиво, чисто и уютно, может часами делать уборку, а затем, в один момент, все разбросать. Или он очень любит картофельное пюре, салат «Оливье», жареную курицу и фаршированные перцы, но не умеет их готовить. Зато у него отлично получаются различные виды пасты, плов, «Шарлотка». Также и с одеждой: любит строгие классические костюмы, носит джинсы и футболки.

Или вот отрывки из нашего разговора, где отчетливо видно, как причудливо уживается в артисте мечтатель из детства и взрослый востребованный актер- профессионал. «… Я мечтатель. Верю, что буду идти по улице, и обязательно перевернется грузовик с мороженым. Что выиграю в лотерею. Что режиссер доверит самую главную роль (не знаю, какая это) на свете, а я сыграю так, что мне сразу дадут звание народного артиста РФ, минуя заслуженного. Я мечтаю и не хочу стареть. А еще я верю людям...». Или «… Чтобы быть актером, нужно пройти все периоды, в любом состоянии выйти на сцену, пережить в жизни какие-то кризисы, потому что иначе не о чем будет играть, да и жить будет не о чем...».

И последнее. Кто-то сказал: «Я счастлив хоть и не весь день, зато каждый день». Могу точно сказать, эти слова стопроцентно относятся к актеру Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Евгению Задорожному. Несколько часов передо мной сидел высокий обаятельный молодой мужчина с невероятно добрыми глазами. В них мелькала то печаль, то искра счастья, то лукавство, но неизменным и постоянным оставался в них огонек любви. Любви к людям, к профессии, к ролям, к театру. И это была не игра. Такое просто невозможно сыграть.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.9 (14 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.