Вы здесь

СЭКОНОМИТ БДИТЕЛЬНЫЙ

С 1 июля на Ставрополье, как и во всей стране, произошла индексация тарифов на коммунальные ресурсы. Однако новые цифры жители края увидят в своих платежках только в августе, когда получат квитанции на оплату коммунальных услуг.

Напомним, в этом году повышение тарифов проходило в два этапа: в январе, в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость, - на 1,7 процента, и в июле. Изменение платы граждан за весь набор коммунальных услуг в среднем по краю во втором полугодии составит 1,74 процента (ниже, чем утвержденный федерацией индекс для Ставрополья - 2 процента).

Исключение составляет тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - действующие на Ставрополье предельные тарифы на услуги региональных операторов не изменятся до 30 июня 2020 года.

При этом изменение платы граждан за коммунальные услуги в среднем по региону будет ниже, чем в соседних северокавказских республиках. В Чечне и в Кабардино-Балкарии совокупный платеж с 1 июля вырос на 4 процента, в Дагестане - на 3,8 процента, в Ингушетии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии - на 3,3 процента.

Лидерами по росту стоимости коммунальных услуг с 1 июля стали Москва (+ 4,8 процента) и Санкт-Петербург (+4,5 процента).

Актуальные тарифы, в том числе с разбивкой по поставщикам ресурсов и территориям, можно найти на сайте региональной тарифной комиссии Ставропольского края.

Стоит обратить внимание на то, что плата за июнь должна начисляться по старым тарифам. Пишем мы об этом потому, что дату 1 июля, когда повышаются тарифы на коммунальные услуги по всей стране, управляющие компании и поставщики ресурсов иногда используют для неоправданного роста сумм в квитанциях.

Что нужно знать потребителям? Эксперты напоминают, что для каждого региона постановлением Правительства РФ установлен свой порог допустимого повышения тарифов. Какой-то регион может поднять коммунальные платежи только на 2 процента, а другой - почти на 5. Поэтому в каждом случае нужно смотреть, какой порог установлен конкретно для вашего региона.

При подсчете также нужно уточнить, не изменен ли предельный индекс конкретно для вашего муниципалитета. Для маленьких населенных пунктов, где ресурсы дорогие, может быть установлен уровень повышения тарифов в 15-20 процентов. Для больших городов он может быть ниже допустимого. А среднее значение по региону будет точно соответствовать установленному порогу, в итоге формально закон соблюден.

Сравнивать суммы в платежке нужно не с предыдущим месяцем, а с июлем прошлого года. Вместе с тем, нельзя просто сравнить финальную сумму, так как в каждом месяце потребление воды, электричества и других ресурсов может различаться. Поэтому сравнивать нужно тарифы, которые указаны в платежке. Их суммарное повышение не должно превышать допустимый для населенного пункта индекс.

Повышение сумм в квитанциях допустимо далеко не во всех строчках. Повышение с 1 июля затрагивает только коммунальные ресурсы, а значит, жилищные повышены быть не могут.

При этом, к примеру, в содержании общедомового имущества тоже есть коммунальная составляющая. На освещение, отопление подъездов тратятся коммунальные ресурсы. Но вот не связанные с коммунальными платежи повыситься не могут, к примеру, суммы за уборку помещений, текущий ремонт и т.д.

Завышение платежей эксперты советуют искать в тратах на общедомовые нужды (ОДН). К примеру, поставщики ресурсов выставляют платежи за потребленные внутри квартиры ресурсы и за общедомовые по разным тарифам. Такие случаи бывали. При этом управляющие компании не спорят с такими счетами, а просто выставляют их собственникам в надежде, что те не заметят завышения и просто заплатят выставленные суммы. Это незаконно, и у собственников есть право требовать пересчитать такие платежи.

Также частым нарушением является отдельное начисление платежей за те услуги, которые уже оплачены по строке «содержание общедомового имущества». К примеру, управляющие компании могу отдельно вынести оплату домофона или уборку подъездов, какие-то платежи за ремонт. Проверить, нарушает ли УК права собственников квартир, можно, изучив договор с управляющей компанией. Он должен быть на руках у каждого собственника, но если его нет, то обычно он размещен на сайте обслуживающей дом организации. Или можно зайти за этим документом в УК. Если, к примеру, в договоре указано, что плата за домофон уже входит в содержание общедомового имущества, а в платежке она вынесена отдельно - это нарушение.

Одна из наиболее частых жалоб собственников, связанная с завышением платежей, на перерасчет. Управляющие компании могут сделать его за предыдущие три года. И вот когда вы все оплатили, забыли об этом, выкинули квитанции, вам приходит требование внести дополнительные суммы, так как ваша УК провела перерасчет.

Перерасчет может быть сделан в нескольких случаях - это, во-первых, корректировка за отопление при равномерной оплате. То есть если тепло собственники оплатили равными суммами в течение года, то УК имеет право посчитать, равны ли оплаченные суммы реально затраченным ресурсам. Обычно такой перерасчет делается в январе. И это единственный случай, когда перерасчет делается не по инициативе собственника.

Перерасчет может быть сделан, если собственник временно отсутствовал, к примеру, уезжал в отпуск или на дачу. Но в этом случае суммы корректируются в сторону понижения. Перерасчет также может быть сделан, если долго не подавались показания счетчиков, а потом были переданы. Также может быть перерасчет за неоказанные услуги, за услуги плохого качества, к примеру, если в зимний период температура в квартире не соответствовала нормативам. Но во всех этих случаях платежи корректируются в сторону снижения.

Самые возмутительные случаи - это перерасчет, в котором управляющая компания требует с собственника суммы, которые якобы не были уплачены. Для таких ситуаций следует хранить все квитанции об оплате не менее трех лет, именно такой срок допустим для истребования задолженности. Чаще всего такие неприятные ситуации возникают при переходе управления дома от одной организации к другой и путанице, кому именно должен платить собственник. Нужно помнить, что если счета оплачены, то обязанности собственника выполнены, а выяснением, кому именно принадлежат платежи, управляющие компании должны заниматься самостоятельно.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.