Вы здесь

ТАЙНА «АЛЛЕИ ВЛЮБЛЕННЫХ» И КОСТЯНОГО ТОПОРА

Почти 80 лет назад в 1939 году краеведом В. Г. Гниловским было сделано интересное научное открытие. На окраине Ставрополя ученый обнаружил следы древнейшей цивилизации. Целое поселение представителей кобанской культуры разместилось тогда на территории современного жилого комплекса «Олимпийский».

Уже после Великой Отечественной войны его удалось основательно исследовать. Оказалось, что городище когда-то располагалось на правом берегу речки Грушевой. Оно напоминало ровную площадку с небольшим углублением в центре и окаймленную насыпью. По названию реки это поселение и получило свое название - Грушевое.

Городище выглядело как самая настоящая маленькая крепость. Исследователи прошлого века первым делом обнаружили следы стен и рвов, которые защищали исчезнувшее поселение.

Но вот затем, к сожалению, этот уникальный исторический объект на долгое время оказался забытым: он был законсервирован, а его дальнейшее изучение было отложено на неопределенный срок.

И совершенно напрасно. Большая ставропольская возвышенность хранит в себе много тайн исчезнувших цивилизаций. Еще в 1973 году археологи обнаружили здесь склад эллинских амфор, которых было больше полсотни. Их на Кавказ привозили греки с острова Родос для хранения вина и масла.

Дело в том, что нынешнее Ставрополье было своеобразным ключом к Кавказу. А греки занимались торговлей во всех известных им землях. Они привозили сюда свои товары, чтобы обменять на сырье. И для того чтобы обезопасить торговые пути, они нанимали скифов. Следы культуры которых, кстати, обнаружены неподалеку - на Татарском городище. Вот так и жили здесь бок о бок прародители современных народов нашего региона.

Сегодня у представителей научного мира опять возник интерес к Грушевому городищу. Это неудивительно, ведь подобного ему по размаху и значению в округе просто нет. Оно, как предполагают археологи, занимало площадь 4000 квадратных метров. К тому же для ученых представляют интерес предметы домашнего, военного и культового обихода, которые здесь можно обнаружить.

Если посмотреть на возобновленные раскопки, то перед взором предстанет довольно-таки большая площадь земли со снятым верхним слоем, поделенная на квадраты. По периметру стоят информационные таблички, а вокруг, вооружившись миниатюрными инструментами, работают ученые и студенты-практиканты.

На наши вопросы ответил главный археолог проводимых изысканий и держатель разрешительного листа Евгений Кудрявцев.

- Евгений Александрович, почему вновь возник научный интерес к этому месту?

- В прошлом веке ученые, исследовав само поселение, так и не добрались тогда до его могильника. Вероятно, посчитали, что вся основная информация ими уже получена, и интерес к городищу стал понемногу угасать. А потом и 90-е нагрянули...

Но само по себе это место имеет для меня большой научный интерес. Казалось бы, что оно может нового рассказать нам? Грушевое городище изучено, в нем жили кобанцы, о культуре которых нам и так многое давно известно. Но это утверждение не совсем верно. Сегодня мы работаем на древнем кладбище, и, как я считаю, рассказать о жизненном укладе, отношениях, царящих в существовавшем когда-то здесь обществе, может именно оно.

- Каким же образом?

- А вот посмотрите. Что вы видите в очищенных от грунта местах? Спонтанно разбросанные могилы. Причем все одинаковые. О чем это говорит? Ведь если вспомнить скифские захоронения, то в них явно прослеживается иерархическая составляющая. Например, чем больше курган, тем знатнее был человек.

А здесь мы видим одинаковые надгробия. Значит, по сути, жившие здесь когда-то люди были членами одной общины. Без каких-либо различий по социальному статусу. Просто древнее коммунистическое поселение.

- Может быть, социальный статус погребенных акцентировался наличием в их могилах каких-либо особых предметов?

- В этом все и дело, что нет. Обнаружены самые простые элементы. В мужских могилах - ножики, в женских - булавки, иногда зеркальца. И так в каждом из обнаруженных 260 захоронений. Только в одном был наконечник копья, биметаллический кинжал и доспехи. Это, как мы полагаем, была могила вождя. Да и останки, лежащие в ней, говорили о физической крепости погребенного - крупный скелет с массивными костями.

Также древнее кладбище явно свидетельствует и об образе жизни людей. Они были земледельцами, а не воинами. Потому как, например, у скифов усопших хоронили в курганах. Культура кочевников в историческом аспекте находит свое место ниже по развитию, чем культура землепашцев. Обычно она не так развита, как у оседлых народов. И на захоронениях это отражается. У кочевников, в силу образа их жизни, не было родовых склепов.

Правда, скифы, жившие по соседству с кобанцами, являют собой скорее исключение из правил. Так как, общаясь с греками, имея с ними торговые и военные связи, они подпитывались их культурой, многое перенимали. А когда стали «оседать на землю» отдельными племенами, то в свои же курганы очень часто стали подхоранивать ушедших из жизни родственников.

- Ученые еще в прошлом веке установили примерный возраст этого городища благодаря найденным в цитадели амфорам... А можно ли установить время обитания общины по могильникам?

- Конечно. С покойниками клался погребальный инвентарь, как я уже сказал, те же ножи или другие металлические предметы. Выкованы они или из бронзы, или из железа, либо изделия сплавлены из обоих этих металлов. Например, у ножика рукоятка бронзовая, а лезвие железное. Это говорит о том, что историческая эпоха, выпавшая на жизнь этих людей, стояла на стыке бронзового и железного веков. Где-то 2700-2400 лет назад.

Не обошлось и без парадоксов. Нас очень заинтересовала одна, казалось бы, не совсем обычная находка - костяной топор. Но древние стоянки человека всегда хранят в себе столько вопросов, что ни один ученый на них все ответить вряд ли сможет. Хотя в данном случае ответ вполне может быть самым банальным - этот топор был специально изготовлен для проведения ритуалов.

Нельзя не отметить, что жившие здесь люди широко применяли в своих сооружениях обработанный камень. Им в этом, вероятно, помогло само местоположение городища, под которым залегали мощные пласты ракушечника - дно бывшего Сарматского моря.

С металлическими орудиями труда обрабатывать этот камень несложно, поэтому его использовали как при возведении фортификационных сооружений, так и при обустройстве могил. И вот они, выкопав могилу почившему сородичу, накрывали ее несколькими слоями каменного заклада, а иногда обкладывали по кругу еще кольцом из камней. Мы его называем кромлех. Сейчас сложно сказать, для чего он служил. Вероятно, для религиозных целей. Но культура была бесписьменная, поэтому у нас есть только предположения.

Учитывая, что так называемая «древняя дневная поверхность», то есть площадка, на которой размещалось древнее кладбище, находится под несколькими метрами строительного мусора, вывезенного сюда при возведении микрорайона, мы можем использовать экскаватор. Но только при снятии самого верхнего, современного «балластного» слоя грунта. Без какой-либо вероятности повреждения каменной оболочки могил. И сняв таким образом несколько метров, мы уже продолжаем работать вручную, используя специальные инструменты. А вся вынимаемая нами земля, естественно, пересыпается и просеивается на всякий случай.

- У скифов часто при погребении знатного человека хоронили его жен и рабов, нет ли здесь аналогов?

- Нет, практически все захоронения одиночны. Имею смелость утверждать, что и о человеческих жертвоприношениях жившие здесь люди ничего не знали. Но вот что необычно: нами был обнаружен целый ряд могил, расположенных, в отличие от всех остальных, одним почти ровным рядом. А в каждой из них находилось два разнополых скелета, лежащих на боку так, чтобы находиться лицом друг к другу. Этот небольшой комплекс мы условно окрестили «Аллеей влюбленных». А какую тайну она хранит в себе, нам еще предстоит установить.

- Как здесь оказалась данная община?

- Начнем с того, что кобанцы - это совокупность предкавказских племен. Они являются предками современных кавказцев. Называют их так, потому что первое из обнаруженных их древних поселений находится в Северной Осетии вблизи аула Верхний Кобан. Территория этих людей распростерлась тогда от предгорья Кавказского хребта вот до наших полей. Другими словами Грушевое городище - это окраина области обитания племен кобанцев.

- Получается, что кобанцы пришли сюда в 7 веке до нашей эры, а куда делись потом?

- Для поселения на каком-нибудь участке древние люди выбирали его таким образом, чтобы на территории объединялись два условия: безопасность и источник воды. Со вторым понятно сразу - рядом до сих пор протекает речка Грушовка. Да и вопрос относительной безопасности не будет у вас стоять, если вы исследуете рельеф лесного массива, где располагались жилища здешних кобанцев.

Их цитадель находилась на территории, имеющей схожесть с большим треугольником. Причем с двух сторон окруженный огромными, метров по 150, оврагами. А третью сторону «жилого треугольника» люди просто оградили земляным валом, возможно, с каменной стеной.

Городище просуществовало приблизительно 300 лет. А потом пришла пора сарматских завоеваний. Осваивая новые территории, сарматы говорили со всеми живущими в этих краях народами языком огня и железа. Были уничтожены или вытеснены родственные им скифы и многие кобанские племена.

И это поселение ждала горькая участь. При раскопках самой цитадели ученые обнаружили угольный слой. Поверх него не было ничего, что бы свидетельствовало о человеческой жизнедеятельности. Следы жизни только под ним. Значит, тем пепелищем и закончилось существование Грушевого городища. Его разорили сарматы: кого-то убили, а кого-то угнали в рабство.

Самих сарматов ждала другая судьба. Они состояли из нескольких близких по культуре и языку народов: аланы, сираки, аорсы, роксоланы и другие. Потомками первых считают себя современные осетины, иные, смешавшись с выжившими кобанцами, возможно, стали предками других северо-кавказских народов.

- После завершения раскопок что вы собираетесь предпринять?

- Первым делом будет проведена камеральная обработка археологических находок. Все найденное будет очищено, склеено, описано и тщательно зарисовано. Эти материалы лягут в основу научного отчета для Отдела полевых исследований Института археологии Российской академии наук в Москве. Это учреждение курирует нашу работу, оно выдавало нам разрешительный лист на раскопки.

В дальнейшем все находки будут переданы в государственный музейный фонд и пополнят коллекции нашего краеведческого музея. Но перед этим хотелось бы познакомить с результатами нашей работы жителей Ставрополья. Для этого мы постараемся организовать небольшую выставку, куда войдут самые интересные артефакты, обнаруженные нами при проведении раскопок.

Лично для меня главное, чтобы жители Ставрополья не забывали историю родной земли, хоть немного интересовались краеведением, посещали музеи и тематические выставки. А мы - археологи, в свою очередь сделаем все возможное для того, чтобы загадок для современного человека о жизни его предков оставалось как можно меньше.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.