Вы здесь

ТАНГО С ТРУДНОСТЯМИ НАПЕРЕВЕС

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Танец делает человека свободным. Ведь танцует тот, у кого в гармонии живут душа и тело. В санатории «Руно» на танцполе всегда яблоку негде упасть. Под современные ритмы бойко зажигает и молодежь, и представители старшего поколения. Поначалу смущаются и отнекиваются, но максимум через четыре дня после начала отдыха рискуют проявить удаль молодецкую и те из постояльцев, кому далеко за 40.

Чудо? Главный врач пятигорской здравницы Николай Мерзликин в чудеса не верит. А вот в ресурсно-климатическом потенциале КМВ, помноженном на разнообразный комплекс оздоровительных и лечебных процедур, говорит, есть рациональное зерно.

- Что такое здоровье? Бытует мнение, что это когда у тебя ничего не болит. Для нас же здоровым считается человек, которого переполняет энергия и хочется горы свернуть, когда еще вчера ты приходил с работы и сил хватало разве что добрести до дивана, а сегодня играешь с детьми или внуками, тебе по плечу повесить картину, совершить вечернюю пробежку. Практически все рано или поздно переходят от этапа, когда ты здоровье «тратишь», к этапу, когда его начинаешь беречь. И чтобы быть здоровым, необязательно сидеть на антидепрессантах, ставить уколы и капельницы или ложиться под нож хирурга. Порой достаточно просто слышать свой организм и следовать его советам: правильно питаться, вести здоровый образ жизни, по максимуму использовать природные лечебные факторы, коих у нас в избытке, начиная с чистого озонированного воздуха, термальных источников, минеральной воды и лечебных грязей. И один из самых приятных способов совместить все эти 33 удовольствия разом - съездить в хороший санаторий, - говорит мой собеседник.

Хотя, если уж быть до конца честной, рукотворное основание «чуда» мне все же нравится больше. Так как сразу вырисовывается его масштаб. Сегодняшний санаторий «Руно» - это 100 номеров класса стандарт, полулюкс и люкс. Вся же емкость здравницы составляет 180 мест. И, несмотря на то что сезон отпусков только начинается, свободных номеров в данном здравоохранительном учреждении уже нет.

Как относится к такой востребованности родного детища Николай Васильевич? С одной стороны, как грамотного управленца и эффективного руководителя подобная заполняемость не может не радовать. Тем более что еще свежи в памяти события 90-х годов, когда за развалом СССР с движущегося вперед парохода современности была сброшена как отжившая свой век и санаторно-курортная система страны. Да, то самое базаровское «наше дело - разрушать, а создавать будут другие». Только вот другие тоже не торопились с равноценной альтернативой, продолжая скакать на руинах социализма. И как результат - санатории ветшали, все больше походя не на гремящие на весь мир лечебницы, а на графские развалины, где внешний облик номеров диссонировал с содержанием, отпугивая потенциальных отдыхающих.

Ведь, конечно, хорошо, когда все процедуры оказывает высококвалифицированный медперсонал, но если по возвращении в номера тебе на голову сыпется штукатурка, телевизор становится репродукцией черного квадрата Малевича, по ночам не дает спать вода, капающая из крана... В общем, не только рыба ищет где глубже, но и гость, очень быстро усвоивший рыночную формулу «клиент всегда прав» и голосующий ногами.

И вот эти ноги после основательной реконструкции всех корпусов, ремонта номеров по высоким европейским стандартам, оснащения современнейшим оборудованием, добротной мебелью снова ведут в «Руно», и звонят, и просят поселить хоть куда-нибудь. На что Николай Мерзликин вынужден отвечать отказом, дескать, мест нет, заполнены по самую завязку. И как раз здесь, пока торжествует его управленческая жилка, тревожно становится на сердце как практикующему врачу с огромным стажем работы.

Ибо еще в марте прошлого года президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил перед министерством здравоохранения задачу об увеличении продолжительности здоровой и активной жизни населения. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, какую важную роль в решении данной задачи могут сыграть санаторно-курортные учреждения. Да вот если к 90-м годам санаторно-курортный комплекс в России состоял из 1,3 миллиона койко-мест, то сегодня их 425 тысяч. Катастрофически мало. Однако ситуация дополнительно усугубляется и тем, что далеко не каждая семья может позволить себе купить пусть и относительно недорогую путевку.

- Хотя наша помощь нужна очень многим. Жителям мегаполиса, будущим мамам, молодежи, сельхозтруженикам, бюджетникам. У нас же люди не просто работают, а пашут без выходных и проходных. Сегодня почем свет стоит, ругают советские времена, мол, голодно, холодно жили. Я же скажу так - от лукавого все это. У меня все детство в селе прошло, родители в колхозе работали, огромное хозяйство держали. Поэтому мясо, молоко, творог, масло всегда на столе были. Голодал тот, кто не работал. Вот та социальная часть, именуемая сегодня маргиналами, действительно, жила плохо. А остальные в санатории ездили, на курортах и морях отдыхали, когда бесплатная путевка являлась наградой за хорошую работу, и выдавали их профсоюзы огромной страны под названием СССР, которые эти же курортные учреждения создавали и держали на балансе. А что имеем в сухом остатке? Недавно был в гостях у дальних родственников. Нынче оба индивидуальные предприниматели, коров держат, молоко и сыр продают. И не скажу, что в хоромах живут да на «Ламборджини» ездят. Спрашиваю: «Ну как, хлебнули демократизма?» Говорят, что свободы, действительно, стало столько, что не унесешь, но ведь работают как волы, когда за несколько лет ни дня не были в отпуске, не говоря уже о санатории. Приглашаю - поехали к нам, а они отказываются, мол, а хозяйство, бизнес, клиенты? И так пол-России сегодня живет.

Но если ты будешь «зайцем-энерджайзером», так до эмоционального и физического выгорания недалеко, физические резервы обязательно нужно восполнять. Поэтому мы и стараемся вместить даже в стандартный пакет услуг как можно больше лабораторных анализов, исследований, процедур, консультаций узких специалистов. Ведь зачастую наши пациенты приезжают «пустыми», когда из санаторно-курортной карты не ясна полная картина того, с чем имеем дело. В поликлиники они не ходят, не обследуются. Поэтому за каждым гостем закрепляется врач-куратор, который на первичном приеме собирает анамнез, составляет расписание процедур, дает рекомендации по физической нагрузке, диете и режиму дня. Это сбалансированная нагрузка на организм, тот необходимый минимум, за которым виден результат, - делится наболевшим главврач.

Наболевшим, потому что он глубоко убежден в необходимости отдельной государственной программы, которая по аналогу с прежней советской санаторно-курортной системой гарантировала бы каждому человеку оздоровительный отдых. Мол, раз уж мы провозглашаем себя социальным государством и стремимся к европейским стандартам, почему бы не перенять европейский опыт, коль свои ошибки признать не решаемся.

- Конечно, сервис там гораздо лучше. Мы только начинаем внедрять все то, что у них успешно функционирует на протяжении многих лет. Но зато в той же Германии за консультацию специалиста плати, за ванну плати, подводный душ и массаж - тоже в стандартный пакет услуг не входят и стоят гораздо дороже, чем у нас. Но у них там и государство правильно работает, компенсируя своим гражданам затраты на здоровье. Когда ты поехал на курорт, поправил здоровье, предоставил все чеки с документами, и потраченная сумма возвращается тебе на счет. Мол, вы заслужили, так как работаете на благо страны, платите налоги, помогаете содержать армию, медицину, бюджетных работников. Наше же государство давно ушло из этой сферы, когда санаторно-курортная составляющая каким-то боком стала частью туристической отрасли. Но люди к нам не на экскурсии ездят. Потрясающие виды КМВ - это дополнительный бонус, когда первоочередная цель - лечение, - недоумевает от такого управленческого зигзага наш собеседник.

И дело не только в том, что диалог практиков с лириками всегда заканчивался в лучшем случае ничем. В принципе, руководители здравниц привыкли, что они давно переведены на самоокупаемость, и, в отличие от бизнеса или сельского хозяйства, никто из чиновников не поднимет вопрос о пониженной ставке кредитования для развития санаторных комплексов, отдельных льготах, хотя потенциал здравниц в улучшении качества жизни налицо. Но вот с чем не могут смириться управленцы еще той советской закалки, так это с тем, что спасение утопающих стало делом рук самих утопающих.

- Если говорим, что стали жить лучше, давайте повернемся лицом к обычному работяге. Например, наш санаторий заявлен как кооперация, когда за несколькими хозяйствами закреплено определенное количество путевок, которыми они на протяжении года премируют своих сотрудников. И мы не одни такие. Отрадно, что сегодня руководители предприятий все больше внимания уделяют вопросам оздоровления своих сотрудников, включая в соцпакет бесплатные или льготные путевки от работодателя. К нам едут труженики из Ставропольского, Краснодарского края, Ростовской области. Потенциал лечебницы позволяет оказывать услуги по многим лечебным направлениям. Так почему бы единичную практику не сделать всероссийской? - задает хоть и правильные, но скорее риторические вопросы Николай Мерзликин. А потом продолжает:

- Тут вообще много вопросов о справедливости. Я живу в Железноводске, где по железной дороге очень продолжительное время ходила электричка в Кисловодск, Ессентуки. На ней же приезжали и отдыхающие. Теперь же электропоезд на Железноводск не ходит. Говорят, нерентабельно. Но как нерентабельно? Николай Второй специально железную дорогу провел и пустил по ней поезда, чтобы у людей с невысоким достатком была возможность без ущерба для кошелька путешествовать по стране. А у нас вдруг нерентабельно. Чего не скажешь о частниках, которые довозят отдыхающих до санатория за 500 рублей. Когда ж мы сами себе врать перестанем?!

Да уж... О сложном говорит руководитель. Говорит просто и доступно, как на духу. Но от этого правда жизни становится еще неприглядней, показывая все те уродливые грани, которые так пытаются сгладить в санатории «Руно». Отсюда и комфортабельные номера с кондиционерами, предупредительный персонал, шикарное меню с огромным разнообразием блюд. Своих гостей здесь не просто любят, а еще и балуют.

Например, сами сотрудники здравницы по секрету рассказали о мелких «хулиганствах» своего директора-бунтаря, который нет-нет да и усовершенствует лечебные программы отдыхающих, внеся в них приятные сюрпризы. Недавно вот устроил день кавказской кухни, когда сугубо в национальном колорите была подготовлена развлекательная программа, меню. Диетологи, конечно, поначалу взбунтовались, но Николай Васильевич упросил один раз сделать небольшое послабление. И? Все были в восторге, начиная от самого медперсонала, не говоря уже об отдыхающих, не шибко привыкших к такому вниманию к себе со стороны.

- А по-другому и быть не может. Наши люди заслуживают того, чтобы лечение и отдых протекали на самом высшем уровне, где нет мелочей. Только комплексный подход к условиям проживания и лечебно-оздоровительному процессу способствует тому, чтобы пациенты возвращались к нам снова и снова. Сегодня важно быть уникальными. Начиная от климата и заканчивая сервисным обслуживанием. Зайдите к нам в палаты - у нас чистота идеальная. Пройдите обследование - за точность анализов ручаюсь, как и за квалификацию всего медицинского персонала. Тем более что требования у нас очень жесткие как к знаниям, профессиональным навыкам, так и к отношению к пациентам. И люди это хорошо знают. Те, кто не выдержал такой нагрузки, уволились. Те, кто остался, работают, и работают на совесть. Потому что мы не просто медицинский коллектив, а команда единомышленников и вместе работаем над тем, чтобы вернуть человеку здоровье, - улыбается главврач.

Хотя не отрицает, что найти «своего» человека с каждым годом становится все сложнее - уровень знаний и навыков современных медработников катастрофически падает.

- На КМВ функционирует несколько профильных медицинских учреждений, где готовят медсестер. Казалось бы, с такими исходными данными у нас должна выстраиваться линейка из запасных. Однако найти медсестру, умеющую делать уколы и ставить капельницы, - сегодня большая проблема. Как и толкового уролога, терапевта. Я просто не понимаю, что у молодежи в голове. Хотят все быстро и сразу, забывая о том, что доверие пациента зарабатывается тяжким ежедневным и кропотливым трудом. А у нас же все норовят по верхам скорее на руководящие должности, - сетует наш собеседник. Но уверяет, что прорвутся.

- У нас просто нет другого выбора. Ведь мы врачи и обречены помогать людям. Это наша миссия, наш крест и наше призвание. Поэтому и хочется поздравить всех своих молодых и опытных коллег с Днем медицинского работника. Пожелать всем семейного благополучия, профессиональных достижений и, конечно же, здоровья. А если с последним наметятся проблемы - наши двери всегда открыты, - говорит Николай Мерзликин.

- И вальс танцевать научите?

- Обещаю, - улыбается он.

Марина КАНДРАШКИНА.

 

 

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.