Вы здесь

ТРИ ДНЯ В ПЕКИНЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Продолжение. Начало №19 (286) от 26.05

На следующий день - поездка к Великой Китайской стене. Но прежде чем увидеть восьмое чудо света, сворачиваем по пути на фабрику нефритовых изделий. Почему европейцы вкладываются в золото, а китайцы в нефрит? Какие его свойства столь ценимы в Чжунго (самоназвание Китая, дословно - Срединное государство)? Поначалу из этого минерала здесь, как и везде, выделывались ножи, наконечники для стрел, топоры. Позже были открыты и его свойства как художественного материала.

Самым ценным считался хотанский нефрит цвета бараньего жира. Им мог владеть только император. Из чудесного камня изготавливались предметы культа, знаки отличия Сынов Неба - владык Поднебесной - и их подданных. Императоры носили нечто вроде митры, украшенной пластинками из нефрита. Пластинки сановников были заострены или закруглены сверху в знак подчиненности. Аристократки носили застежки, булавки, точно обозначающие их придворный чин. Государственная печать, которой обладал Сын Неба, изготавливалась тоже из нефрита и символизировала легитимность правителя.

Говорят, сам Конфуций очень любил играть на нефритовых пластинах, особенно в тяжелые минуты жизни, в моменты сомнений в собственных силах. Мягкий и мелодичный звон нефрита помогал сосредоточиться, давал умиротворение и утешение. Нефритовым порошком лечили и лечат головную боль, болезни желудка и почек, применяли как омолаживающее средство. Даосы считали нефрит ингредиентом вечной жизни, надо, дескать, только знать, в каких пропорциях его использовать. Невероятно, но это так - священный, сакральный камень Востока из-за своей необычной структуры, напоминающей войлок, в два раза прочнее стали и в пять раз гранита. Все уникальные свойства минерала отражены в китайском изречении: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Для обозначения растянувшегося не на одну сотню лет повального фанатичного почитания минерала есть даже слово - нефритомания. Каждый житель Поднебесной считает своим долгом приобрести хотя бы небольшое изделие из нефрита.

Царя камней в Китае научились недурно подделывать. За изделия из подлинного нефрита злоумышленники выдают сейчас фальшивки из твердого пластика, стекла и иных материалов. Не забудем, что с древнейших времен китайцы на этом поприще слыли непревзойденными мастерами. В Поднебесной подделывалось и копировалось все, вплоть до печатей императоров. Магазин государственной фабрики - гарантия, что вам не подсунут левое изделие. Умело подсвеченные, на бесчисленных полках расположились нефритовые шедевры: вазы в виде лотоса, подвесы, драконы самой разной величины и цвета, даосские и буддийские божества, фениксы, винные кубки, роскошные букеты цветов, знаки зодиака, браслеты, сережки, бусы, перстни - глаза разбегаются. Но и цены на все это весьма бодрящие. Подешевле - небольшие симпатичные картины, выполненные методом напыления нефритового порошка. Любая из них не займет много места в багаже, да и цены идут со скидками. Что же прикупить? В конце концов останавливаю взор на рисунке с изображением Великой Китайской стены в неожиданном ракурсе и яркой цветовой гамме. Скоро буду сравнивать картину с оригиналом.

Самый близкий к Пекину участок Стены называется Бадалин. Именно в этом месте, когда после отправления из Иркутска позади уже оставались Урга - нынешний Улан-Батор и Чжанзякоу - сегодняшний Калган, русские торговые и посольские караваны проходили последнюю проверку. Пройдя заставу, путешественники считали себя достигшими Пекина. Если соединить в одну линию все участки стены, построенные за два тысячелетия, получится фортификационное сооружение длиной 50 тысяч километров. Его с лихвой хватило бы, чтобы обвить земной шар по экватору. Кстати, Великую стену сумели в разные времена преодолеть племена чжурчжэней, армия Чингисхана и войска маньчжуров - в последнем случае не обошлось без предательства самих китайцев.

Подъем вверх по стене оказался вовсе не легкой, комфортной прогулкой - крутые ступени, жара под тридцать, плотный разогревшийся воздух. Наша группа уже на первой стометровке распадается на группки по двое-трое. Мы «рубим ступени» с Димой - рослым накачанным москвичом. Летом он ездил куда-то в Среднюю Азию на горные восхождения, хорошо там потренировался. Стараюсь не отставать от него. Вскоре нагоняем двух раскрасневшихся девчушек в одинаковых шляпках, карабкающихся со ступеньки на ступеньку. Спрашиваю, откуда они. Из Австралии, отвечают. Мэри и Катрин штурмуют стену вместе с мамой, с улыбкой приглядывающей за ними с площадки отдыха чуть выше. Желаем юным австралийкам счастливого пути и идем дальше. Рассуждаем - скорее всего маленькие путешественницы в шляпках вскоре сойдут с дистанции: подниматься в круто уходящее небо с каждым шагом все труднее. И на кого рассчитаны эти высокие ступени? Кувыркнешься с них в зимний гололед - аккурат все ребрышки пересчитаешь. Попутчиков по мере подъема становится все меньше. Останавливаемся отдохнуть. Как нельзя кстати вблизи оказался небольшой магазинчик, продающий воду. Передохнули, утолили жажду и снова курс на верхотуру. Прошли еще метров триста-четыреста. Опять остановка. Прикидываем по отведенному времени и осознаем - вершины нам не видать, любоваться окружающими ландшафтами придется отсюда, с завоеванной высоты. Где-то мы просчитались с темпами восхождения. Полюбовались открывшейся красотой и вниз, в обратный путь.

- Дима, а ты слышал, первый китайский космонавт Ян Ливэй не увидел из космоса Великую стену?

- Что-то слышал. И что? - Да многие в стране стали возмущаться - как же так, другие космонавты видели, а китайский нет. Непатриотично получается. Надо бы ему подправить зрение. Мы рассмеялись - да, в незавидное положение попал герой космоса. Пока спускаемся, вспоминаем, кто еще что любопытного читал или слышал о стене. В наше время всяких альтернативных теорий разве могли они обойти стороной такое выдающееся сооружение? Как древних египтян альтернативщики лишают авторства в возведении пирамид, так и подданных китайских императоров - в строительстве стены. Кто же тогда отгрохал этот архитектурный монстр? Инопланетяне, полагают некоторые американские ученые, а вовсе не строители Поднебесной. Стена, по их мнению, гигантская антенна для поддерживания межгалактической связи. И объединяют ее с другими «инопланетными» сооружениями древности - пирамидами в Гизе и южноамериканскими высотными храмами майя.

Так не так, а тем временем внизу нам выдают вполне реальные, земные, изготовленные из наборных бамбуковых пластинок свидетельства о восхождении на Великую Китайскую стену. Дошел ты до вершины, не дошел, внесли тебя туда друзья на носилках - неважно. Тут как в спорте, главное участие. Ну и денежку, разумеется, заплати за свидетельство, которое повесишь дома на комнатной стенке. Вообще же из всей группы только одна быстроногая дивчина смогла выполнить программу максимум, пройти по вершине и спуститься с обратной стороны. С чем ее и поздравили.

 

* * *

Снова окунаемся в водоворот столичной жизни. Китайский цирк. Тот, в котором участвуют только люди, называется цзацзи, где люди работают с животными, носит название мацзи. На сцене не мелькнуло ни одной зверюшки, значит, перед нами цирк цзацзи. Лирический пролог - на сцене появляется огромный розовый бутон в ослепительном свете софитов. Он понемногу интригующе раскрывается, и из него, как юные богини из пены морской, появляются прехорошенькие китаянки. Звучат национальные мелодии, и цирковое действие набирает стремительный оборот.

 Много акробатических номеров, выполненных безо всякой страховки, совсем нет привычной нам клоунады. Сценические события развиваются быстро и безостановочно в течение часа. Точку в них ставят мотоциклисты-виртуозы, умудряющиеся восьмером в шарообразной сфере выполнять умопомрачительные гонки по вертикали. При полностью выключенном освещении. Отчаянные все-таки ребята работают в китайском цирке! Пекинский центр традиционной китайской медицины. Тот, кто ожидал услышать здесь что-то о таинствах лечебной науки пестования жизни яншен, о системе «пяти сил инь-ян», на которых основана традиционная китайская медицина, явно просчитался. Просвещать никто никого не собирался. Все пошло в соответствии со старым китайским каноном: «Больной для врача - мать, отец, питье, одежда и крыша над головой». Добавим от себя современный штрих - плюс наличные юани.

 В зал, где мы расположились, вошли еще моложавые эскулапы - мужчина и женщина в белых халатах солидного профессорского вида. Объявили - каждому будет поставлен диагноз, каждому прописано лечение. В традиционной китайской медицине - ТКМ - это могут быть и травы, и сушеные грибы, и водоросли с миндальным молоком, и порошок из оленьего рога, и засушенные жабы, сколопендры, морские коньки и многое другое, совсем нетривиальное. Присматриваясь к нашим лицам, люди в белых халатах мгновенно переключают все внимание на пожилую супружескую пару. С помощью гида с ними завязывается оживленный диалог, по пульсу на запястьях рук эскулапы быстро ставят диагноз. И - рекомендация лечения травами, уговаривание, уламывание взять травяное лекарство на приличную сумму. В конце концов уговорили. Пока маститые доктора с огоньком работают с выгодными клиентами, в зал гуськом входят их молодые помощники тоже в белых халатах. Каждый несет тазик с теплой водой. Предлагают по желанию массаж стоп за тридцать юаней. Сумма вполне приемлемая. По убеждению китайцев, стопы - наше второе сердце, потому беречь их надо смолоду. Желательно почаще ходить босиком, перед сном держать ноги в теплой воде. На стопах множество акупунктурных точек, соответствующих внутренним органам, умелое воздействие на ступню улучшает их функционирование. Массаж стоп - одна из самых популярных процедур в стране. Надо попробовать. Мой массажист - долговязый парень с сильными руками и с лукавым прищуром миндалевидных глаз. Натерев мазью мои гудевшие от частых хождений ноги, он долго и энергично их массирует. Чувствую прилив бодрости, усталость постепенно уходит. Рассчитываюсь с массажистом. Протягиваю купюру в сто юаней и жду сдачу. Ее нет. Массажист тянет время, знаками-ужимками хитроватого лица показывает, что был бы очень благодарен принять купюру целиком. Ну и оборот! После препирательств, найдя в кармане мелочь и одолжив у соседей недостающее, протягиваю пройдохе деньги под расчет. С неохотой и видимым сожалением тот возвращает красную купюру с ликом Председателя Мао. Слышу еще чей-то возмущенный голос - и там похожая заморочка со сдачей. На помощь приходит Марина Чин Чуань.

- И что мы так торопились? А вдруг нам это не подойдет? - начала подавать на выходе из центра признаки сомнения женщина, несшая в пакете рекомендованные докторами ценные травы. Супруг ее отстраненно молчал. Женский вопрос уходит в пустоту - кажется, никто никого не неволил, не заставлял лезть в кошелек. Поможет травка - хорошо, не поможет - ну что ж, такова жизнь. Еще раз повторим: в Китае «больной для врача...» и далее по тексту.

Небольшой комментарий к визиту в центр ТКМ. У китайцев, как известно, ко всему свой подход, в том числе и к медицине. Одна из особенностей - китайские врачи не придавали и не придают большого значения анатомии, настороженно относились к хирургическому вмешательству. Ибо считали человеческое тело субстанцией не столько физической, сколько энергетической. Наш организм, полагают они, биологический полупроводник, в котором имеется девять отверстий, внутренние органы делятся на плотные и полые. Все тело с головы до пят пронизано двенадцатью меридианами, по которым течет жизненная энергия ци. Как они работают - нормально или со сбоем, можно определить по пульсу. Никто, кроме китайцев, не владеет этим методом. Ставить диагноз - большая ответственность, а в иные времена это было сопряжено и с опасностью для жизни самого медика. При династии Юань (1279-1368 гг.) врача за неправильный диагноз клеймили как государственного преступника, а позже наказанием было сто ударов палками.

 Краеугольный камень ТКМ - «Трактат Желтого Императора о внутреннем». Само собой, легендарный прародитель китайской нации Хуан-ди, или Желтый Император, не имел никакого отношения к его написанию. Это был коллективный труд китайских медиков. Упоминание в названии трактата имени Желтого Императора должно было, по мысли авторов, подчеркнуть важность изложенных в нем знаний. Книгу теряли, находили, удаляли некоторые главы, дописывали. До нас дошел единственный экземпляр древнего трактата. Еще один ценнейший коллективный труд китайских медиков древности - «Трактат Шэнь-нуна о травах». В нем подробно описано 365 медицинских ингредиентов. Современные же китайские врачи используют почти 13 тысяч компонентов естественного происхождения. Достижения медицины Китая - признанный факт. В мире создается все больше препаратов, в основе которых древние китайские рецепты. И все же для Запада ТКМ остается «альтернативной» и «дополнительной». Пока только в двух странах - Китае и Вьетнаме - она официально признана. А какие прогнозы на будущее? Многие специалисты полагают: самое вероятное в перспективе - взаимодействие и сочетание двух медицинских систем.

Василий Кизилов.

Продолжение следует...

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.