Вы здесь

УТРОМ ДЕНЬГИ, А СТУЛЬЯ КАК-НИБУДЬ ПОТОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ВЫСТАВИЛ СТАВРОПОЛЬЦАМ ПЛАТЕЖИ ЗА 5 ЛЕТ

Они в шутку называют свой дом большой шведской семьей. Ибо состоит он из двух автономных многоэтажек, где у каждой своя котельная, фундамент, крыша. В одних подъездах плиты стоят электрические, в других газовые. Способы управления тоже разные. Равно как и кадастровые номера. И даже застройщики. В общем, то ли родственники, то ли соседи. Из совместного разве что адрес - 45-я Параллель, 38 и одна на всех головная боль, когда в конце 2019 года более 300 жильцов вдруг узнали, что на них висит огромный долг за капремонт.

Но это позже. Начнем же с другого, что нехватка земли в постоянно растущем городе сподвигает и застройщиков, и муниципальные власти искать новые методы уплотнения, пересматривая на региональных уровнях нормативы с минимальными и максимальными показателями застройки. Когда вроде бы при доме должно остаться немного свободных метров и для парковки, и озеленения, детских и спортивных площадок, но тогда не хватает места для другой «полноценной» многоэтажки. Собственно, после чего и рождается маневр, когда на одном земельном участке несколько застройщиков под единым адресом возводят свои МКД.

Что, собственно, и вышло в Юго-Западном районе. В 528-м квартале в 2006 году была введена в эксплуатацию первая «свечка», в 2007 году вторая, в 2010 году третий корпус. Что касается еще двух, повторимся, там был другой застройщик, который пришел на объект позже. Поэтому очередная многоэтажка на 168 квартир была сдана 27 декабря 2013 года. И готовился к вводу последний пятый объект МКД - 30 декабря 2014 года, как в июле между имеющими соседями разгорелся небольшой, но довольно показательный для таких градостроительных рогаток скандал.

В Арбитражном суде выясняли отношения управляющие компании, не сумевшие мирно поделить управление «свечками». По идее, это вроде как один дом, а следовательно, по правилам Жилищного кодекса управляющая компания должна быть одна, а с другой стороны - то же самое жилищное законодательство четко трактует критерии единой многоэтажки. Мол, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Что было из вышеперечисленного у оппозиционеров? Ничего. Скажем больше, присутствующие на разбирательствах представители комитета градостроительства администрации города Ставрополя также подтвердили, что в границах одного земельного участка располагаются несколько многоквартирных домов, которые являются самостоятельными объектами, причем еще одно возводится. И все это сопряжено со сложностями, поскольку совсем скоро на Ставрополье стартует программа капитального ремонта МКД и возникнет серьезная неразбериха с тем, на расчетный счет какого из домов переводить деньги на ремонт. Право, как в воду глядели.

29 мая 2014 года постановлением правительства Ставропольского края в регионе была утверждена программа «Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы». И в нее были включены три из пяти многоэтажек, которые стали получать платежки с 1 января 2015 года. Два последних корпуса на более чем 300 квартир невольно зависли в воздухе, никак не отражаясь в системе «Электронного ЖКХ»...

Оксана Дудникова купила свои квадратные метры в 4-й многоэтажке в 2018 году. До этого у нее была другая квартира, где ежемесячно приходила платежка со строкой за капремонт. Здесь же месяц прошел, другой, третий - тишина.

- А я боюсь таких вот недосказанностей, потому что никогда наперед не знаешь, чем обернется это молчание. Обязательства по капремонту по-любому должны быть. Завтра соберешься заграницу, а тут в самолете и выяснится, что за тобой солидный долг, - рассказывает девушка, что заставило ее лично обратиться в Фонд капитального ремонта с вопросом: «А где платежки?» Откуда вскоре пришел ответ, мол, «дом не включен в программу капремонта». Другой бы на ее месте перекрестился, вспомнив народную поговорку про бабу, идущую рядом с возом, чтобы облегчить жизнь кобыле, однако Оксана упорствовала. И даже написала персональное заявление о включении ее квартиры в программу. Мол, хочу по-честному. В общем, посеяла ветер, чтобы в ноябре увидеть извещение, что за ее квартирой числится долг по капремонту в районе 10 тысяч рублей.

В 2019 году такие «письма счастья» приняли массовый характер, и под Новый год все жильцы последних двух корпусов по ул. 45-я Параллель, 38 получили подобные платежки с солидными суммами. У кого-то это было и 20, и 30, и 9 тысяч рублей. Дом шумел, как растревоженный улей, обсуждая такой отнюдь не самый приятный сюрприз от коммунальщиков. Внеочередные собрания жильцов, разговоры в лифтах, на лестничных пролетах и детских площадках - все были об одном: что происходит?

Оказалось следующее. В январе 2019 произошла ежегодная актуализация региональной программы капремонта, когда Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя все же заметил «пропажу» и направил письмо в адрес НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» о наступлении обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме № 38 по ул. 45-я Параллель. В том числе и последних двух корпусов. Причем начиная с 1 января 2015 года.

Дальше все просто. На основании данного письма «Фонд капитального ремонта» направил поручение в адрес АО «Ставропольский городской расчетный центр» о начислении долга по оплате взносов на капитальный ремонт. Отсюда и суммы за минувшие четыре года. Суммы, с которыми не согласны ставропольцы, поскольку...

- Жилищный кодекс РФ четко определяет, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме возникает, когда дом не только введен в эксплуатацию, но и включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. Не наша вина, что муниципальные власти не включили нас в программу, но почему-то именно нас пытаются заставить заплатить за чужие ошибки. Причем заплатить задним числом, - разводит руками Сергей Еремин.

Борьба между чиновниками и жителями МКД длится уже более года.

- Куда мы только ни обращались: в сам Фонд капитального ремонта, к губернатору, в администрацию города Ставрополя, - рассказывает Оксана, как на протяжении первых месяцев попытки добиться объективного разбора ситуации натыкались на глухую оборону во всех инстанциях, отвечающих за жилищно-коммунальную сферу края и реализацию программы капремонта.

В Комитете градостроительства уверяли, что программа формировалась в соответствии с указом министерства ЖКХ СК, и их никто не обязывал вносить в систему «Электронное ЖКХ» все нюансы по дому. Спасение утопающих дело рук самих утопающих, поэтому сами жильцы должны были заявить о себе, чтобы потом не было мучительно дорого. На том же стояло и минЖКХ СК, пеняя к тому, что речь идет об одном доме, но с разными этапами строительства. А следовательно, коль в итоге весь комплекс был сдан в эксплуатацию в 2014 году, то и коллективное право никто не отменял. С 1 января 2015 года платят все: и кто включен в программу, и кто по ошибке был потерян. Причем, как предполагают жители многоэтажки, платят отнюдь не по прозрачным схемам.

- Мы перерыли весь Жилищный кодекс, но так и не нашли в нем положение, что платежи по капремонту можно начислять задним числом. Да и где вообще логика, что нам выставляют долг с 2015 года, а лицевые счета на две наши многоэтажки формируются в 2018 году. Получается, утром деньги. А стулья как-нибудь потом, - недоумевают активисты, которых не устраивает и схема расчета платежей.

Ставропольцы уверены, что их новостройка полностью попадает под условия краевого закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края», где черным по белому написано, что «обязанность по уплате взносов возникает по истечении трех лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу».

- А если нас включили в 2019 году, следовательно, и платить мы должны не ранее февраля 2022 года. Однако мы не против делать это и раньше, но не на пять лет вперед. И не с однобоким трактованием закона, когда начислять долг за пять минувших лет правильно, а вот применить льготы для тех, у кого они есть, и пересчитать сумму - закон обратной силы не имеет. Вместе с тем от внезапного вменения данной задолженности сильнее всех пострадали жильцы, которые находятся на социальном обеспечении. Например, относящиеся к категории малоимущих и получающие субсидии на оплату коммунальных услуг: им необходимо оплатить этот «долг», иначе следующую субсидию они не получат, так как будут иметь долг по оплате коммунальных услуг. Однако без субсидии оплатить они его не в состоянии. В результате - долговая «ловушка». Или пенсионеры, чей «долг» Фонду даже за однокомнатную квартиру превышает размер всей пенсии. Семьи с маленькими детьми, проживающие на зарплату единственного кормильца, так как мамы находятся в отпуске по уходу за ребенком. Для всех этих людей назначенный взнос в пользу Фонда стал не просто слишком тяжелым, но и зачастую непосильным бременем, - рассказывает Сергей Еремин.

К слову, с недавнего времени по так называемым «задолжностям» жителям МКД стали начислять еще и пени. Начислять, несмотря на то, что на стороне собственников квартир стоит городская и краевая прокуратура. Начиная с конца 2019 года сотрудники ведомства уже неоднократно выносили представление в адрес Фонда капитального ремонта о перерасчете платежей. Основания? Все те же, которые столь упорно не хотят замечать власти. Во-первых, два корпуса последней очереди - это не часть общего дома, а самостоятельное строение. Во-вторых, люди не получали извещения о том, что они вошли в программу, и не смогли сами выбрать, куда переводить деньги, как и не смогли оформить льготы, а в-третьих, и самое основное - обязанность по уплате взносов возникает только через семь месяцев после включения в региональную программу. То есть в сентябре 2019 года. Другими словами, не стоит выдавать банальное разгильдяйство за сбой в системе и тем более наказывать за это простых людей. Ибо капитальный ремонт не про это. Он про ответственный подход во всей жилищной цепочке. Когда краевая власть принимает закон - муниципальная следит, чтобы все дома попали в программу - региональный оператор формируют платежки и следит, как тратятся средства со счета - жители непосредственно платят по тарифу. И если на одном из звеньев произошел сбой, это не значит, что дежурным по тарелочкам должен стать потребитель.

Вот такой отпор. Который, к слову, услышали в администрации города Ставрополя, когда в ноябре 2019 года в адрес генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта» Е. Бражникова было отправлено «покаянное» письмо руководителя Комитета городского хозяйства И. Скорнякова, в котором ведомство после года упорного отрицания все же признало свою ошибку и попросило провести пересчет задолженности с сентября 2019 года.

- Честно, мы тогда думали, что нашим мытарствам пришел конец. Ведь нам неоднократно в Фонде капитального ремонта говорили, что как только будет получено письменное распоряжение от администрации города Ставрополя, все долги с нас будут сняты. И вот у нас есть официальный документ, и ответы прокуратуры, а долг никуда не делся. И он растет из-за начисляемой пени, - улыбается Оксана. Правда, улыбка выходит чересчур уж вымотанной этой игрой в шахматы по неизвестным правилам, когда вот у тебя в арсенале самые сильные фигуры, но противник не просто по-спортивному упирается, а в открытую игнорирует очевидное.

- От нас бегают власти, нас не слышат в министерстве ЖКХ, все наши запросы «теряются» или «не доходят» до Фонда капитального ремонта. А в негласных ответах мы слышим, что «заплатите и живите спокойно». Но у нас нет лишних денег, чтобы платить за то, что мы не потребляли и не получали, - рассказывают ставропольцы. А после упоминают еще один вариант, предложенный им в министерстве ЖКХ Ставропольского края - полностью поменять адрес дома.

- Но опять таки, это время, это сбор документов, проведение внеочередных собраний в доме, переделка другой документации, хождение по разным инстанциям, где нас и так все уже знают в лицо. Да и почему снова мы должны исправлять ошибки, которые не совершали? Почему не сами чиновники? - резонно задаются вопросом люди.

Ответ на который по сей день не получен. Да и ответить, по сути, нечего. Ибо налицо обычная ситуация, когда «народ - наше главное богатство» из красивого тезиса превращается в эффективный бизнес-план.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (8 голосов)

Комментарии

Какой легкий стиль у Марины. Обращались и в другие редакции, но Ведомости однозначно лучшие!!!! Все понятно и доступно изложили. Теперь нужно чтобы в Фонде услышали

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.