Вы здесь

ЦЕЛЕЕ БУДЕТ

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ ПЛАНИРУЮТ ПЕРЕВЕСТИ С БУМАГИ НА ЦИФРУ

В 2020 году в России могут заменить бумажные сертификаты материнского капитала цифровыми. По мнению экспертов, данный шаг позволит значительно сократить время оформления документов.

Напомним, что сейчас для оформления сертификата на материнский капитал требуются заявление, паспорт и свидетельства о рождении (усыновлении) всех детей. Можно подать их в МФЦ или Пенсионный фонд лично или по почте. Также можно оформить услугу в электронном виде, но оригиналы документов все равно нужно будет принести в ПФР. Через 15 дней сертификат должен быть готов, его можно получить в отделении или по почте.

Минтруд планирует перейти на реестровую модель выдачи сертификатов на материнский капитал. Это означает, что родителям перестанут выдавать документ на бланке строгой отчетности. Их право на капитал занесут в специальный реестр, а если родители захотят получить документ, они смогут взять выписку в органах соцзащиты или МФЦ. Работа проходит в рамках оптимизации оказания госуслуг и коснется также других процедур.

Между тем, данная модель не нова. По ней уже работает Росреестр. Он перестал выдавать бумажные свидетельства о собственности на недвижимость в середине 2016 года - вместо них можно получить выписку из ЕГРН, заплатив госпошлину в размере 250 рублей. Благодаря этому с 2017 года регистрацию прав оформляют за семь дней, а на кадастровый учет ставят за пять. Раньше на обе процедуры требовалось по 10 суток. Удобно? Безусловно.

Во всяком случае, в то, что данные шаги пойдут на благо вечно занятым родителям, уверены и эксперты Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. По их мнению, главное удобство новшества даже не в сроках, а в отсутствии необходимости лично подавать документы. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что благодаря реестру маткапитала исчезнет такая распространенная проблема, как получение нового сертификата при утере, порче или краже.

- Это позволит сократить число мошенничеств при использовании материнского капитала, так как, вероятно, доступ к реестру будет открытым, - находят еще один плюс в Финансовом университете при правительстве страны. Хотя и призывают не гнать коней во весь дух, поскольку полный переход на новую модель пока невозможен, ибо в стране еще существуют населенные пункты, в которых отсутствует интернет. Поэтому по крайней мере на ближайшие пять лет лучше сохранить возможность оформлять и бумажный сертификат наряду с записью в реестре по электронному заявлению.

- Информированность населения у нас не всегда высокая, и взаимодействие с государством через интернет может вызвать недоверие. А в отдаленных регионах есть люди, у которых нет интернета, и им придется кого-то просить о помощи, - отмечают общественники и указывают еще на один минус - не исключено, что выписка из реестра окажется платной.

Отнюдь не сложно догадаться, как к такому положению дел отнесутся семьи, которые уже сейчас воспринимают данную идею чиновников если не в штыки, то с долей скепсиса. Почему?

- Когда у меня родился ребенок, я тоже решила поставить его на очередь в детский сад через сайт госуслуг и спокойно ждала того времени, когда нужно будет обратиться в администрацию за талоном. А спустя два года я узнала, что садик нам не положен, поскольку электронная очередь «неправильная», работает со сбоями системы, и нужно было лично обращаться в отдел образования, - рассказывает жительница КМВ Людмила Н.

Впрочем, проблему девушка все же решила, обратившись в краевое министерство образования с жалобой, после чего место для ее сынишки сразу нашлось. Но, как говорится, осадочек остался. Равно как и у других пользователей социальных сетей, кто, купив квартиру, решил воспользоваться электронной регистрацией сделки и теперь пишет не только о плюсах, но и минусах данного решения. Коих оказалось гораздо больше.

- Как происходит процесс электронной регистрации перехода права? Готовится проект договора купли-продажи, на сделке кредитный менеджер его распечатывает, дает покупателю и продавцу ознакомиться. И на регистрацию отправляется не сканированная версия подписанного сторонами договора, как было бы логично предположить, а документ в электронном формате (проще говоря, документ в Word). И отправляется далеко не сторонами сделки. Ну и что в этом такого? Хотя бы то, что стороны никак не смогут проконтролировать, что именно менеджер отправил на регистрацию в Росреестр. Вообще никак. Может быть, их договор, а может быть, не их, а может быть, он отправил туда случайный файл со своего рабочего стола. Итогом может стать, например, регистрация не той версии договора. А можно нарваться и на отказ Росреестра от регистрации (если ему пришлют ерунду вместо договора) или приостановку для устранения замечаний. И тогда о каких сжатых сроках можно говорить? - недоумевает Евгений.

- И не забывайте, что электронно-цифровые подписи (ЭЦП), которые для подписания договора сторонам сделки сгенерирует банк, одноразовые! Воспользоваться ими можно лишь единожды. После чего они превращаются в тыкву, прямо как в сказке. Да клиенты их и не увидят, и не получат - только бумажку с серийным номером сертификата проверки подписи, который 99 процентам лиц ничего не скажет. А ведь срок стандартного действия - год, можно употребить и для другой сделки, например. Но нет, - добавляет еще одну ложку дегтя Елена.

- Да и сама процедура подписания договора посредством ЭЦП заключается в передаче менеджеру цифрового кода подтверждения (прямо как в sms от онлайн-банка), который придет клиентам на телефон, указанный в договоре на электронную регистрацию и прочих заявлениях. Но! Это если менеджер не ошибется при внесении его в свои программы. Тогда останется запасной вариант - код отправят на электронную почту. Что будет, если менеджер ошибется еще и в почте? К счастью, нас это миновало, поэтому не знаю, - делится своим опытом пользователь Аглая.

Мда... Как-то невесело. Но с другой стороны, может, с сертификатом на материнский капитал попадутся специалисты, которые не будут путать имена, букву в фамилиях, даты рождения, адреса, и нам удастся избежать подобной вакханалии. Как говорится, время покажет.

Тем более что, как следует из других социологических исследований, несмотря на шероховатости перехода в мир цифровых технологий, количество их пользователей среди россиян неуклонно растет. Причем большинство участников исследования (92 процента) отметили, что за последние два года качество предоставляемых в России в электронной форме госуслуг выросло, они стали «намного лучше».

По данным аналитиков, чаще всего россияне заходят на портал госуслуг и сайты различных ведомств, чтобы заплатить налоги и штрафы (84,2 процента), узнать данные официальной статистики (84 процента), зарегистрироваться в службе занятости (73,8 процента), записаться на прием к врачу (68,9 процента), а также подать жалобу на качество ремонтных работ (44,9 процента). Более трети россиян пользуются такими услугами, чтобы заполнить налоговую декларацию, записать ребенка в школу или детский сад, получить паспорт. Реже всего граждане пользуются цифровыми госуслугами, чтобы подать заявки на выдачу патента или на защиту прав на интеллектуальную собственность, получить или обновить разрешение на строительство или охоту и рыбалку.

Что же касается российских семей... В прошлом году сертификаты на маткапитал получили 698 тысяч граждан, из них по электронному заявлению - 115 тысяч. В первые месяцы нынешнего года ситуация практически не изменилась: из 151 тысячи заявлений в электронном виде граждане подали только 33 тысячи.

Марина АНДРЕЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.