Вы здесь

ЧЕРЕЗ ОДНО МЕСТО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Было общественное, стало испорченное

Потомственный казак Виктор Инютин еще в прошлом году держал четыре десятка коз, благо до выхода на пенсию работал главным зоотехником хозяйства и в животных разбирается. Выпасал их на местном, примыкающем прямо к станице Терская общественном пастбище. Но этой зимой от коз избавился - негде стало пасти. Да и все станичное стадо заметно поредело.

Мы стоим прямо на пастбище. С одной стороны станица. С другой - кладбище. Пространство между ними как раз и есть пастбище, по казачьи - выгон. Покрыто сейчас зацветшим, как называют его местные, несъедобным белоголовом, хотя настоящий белоголов другой. Он всегда там, где земля свежая, не покрыта многолетними растениями.

- Все, что сегодня здесь растет, малопригодно для скота. Он его не ест, - сетует Виктор Федорович. - Затем ближе к лету вырастут амброзия, осот... Своими руками газовики помогают буйствовать карантинным сорнякам. В общем, чтобы укоренилась более-менее подходящая для скота многолетняя питательная трава, должно пройти лет десять, не меньше. Так что прощайте, козы.

Пастбище это использовалось казаками станицы с момента ее основания, две сотни лет. Но осенью 2017 года тяжелыми грузовиками сюда начали свозить глинистый грунт. Навезли, по самым скромным подсчетам, не менее 12 тысяч тонн. Затем разровняли бульдозерами. Да небрежно, кое-где и сейчас остались бугры. Фактически испорчено 6 - 7 гектаров.

Так радикально на жизни Инютина и других станичников отразился спор между местным фермером Анатолием Тебиевым и ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», о котором мы уже подробно рассказали в статьях «Нет, не Гулливер...» и «Нет, не достояние России» 17 и 24 апреля с.г.

По варварской технологии

Напомню, что ставропольские газовики целых шесть лет не исполняют решение Арбитражного суда Северной Осетии от 2013 года, обязавшее их восстановить плодородный слой пахотной земли Тебиева на 16,2 гектара, разрушенный при замене трубы газопровода.

Вместо того чтобы аккуратно снять и уложить в отдельный отвал верхний плодородный слой, а затем после прокладки траншеи и укладки трубы вернуть его назад, траншею копали без всяких вскрышных работ. В результате чернозем безвозвратно перемешался с глиной. На такой земле урожай, как ни старайся, не получишь. После неоднократных требований фермера три гектара все же восстановили. Но сделали это, как говорят острые на словцо казаки, через одно место. И насыпали чернозема всего на 12 - 13 сантиметров, тогда как по паспорту земельного участка он здесь залегает на 67 сантиметров. При этом «чернозем» был завезен неизвестно откуда, с изобилующей в нем амброзией. Теперь «восстановленное» газовиками место, которое некогда было плодородной пашней, стало рассадником карантинного сорняка, что является причиной возмущения соседних фермеров.

И самое главное - вывезенный с этих самых трех гектаров перед засыпкой черноземом глинистый грунт как раз и рассыпали по пастбищу у станицы Терской.

То есть сначала загубили одну землю, пахотную, целых 16,2 гектара. А затем, восстанавливая ее маленькую часть, загубили еще 6-7 гектаров. Уже общественных пастбищ, которые также являются ценными сельскохозяйственными угодьями и служат тому же, что и пахотные земли - производству сельскохозяйственной продукции.

В итоге сейчас остаются загубленными около двух десятков гектаров. Что же это за временщик, за варвар такой - «Газпром трансгаз Ставрополь», который после себя оставляет пустыню?

Всего лишь заметают следы

Первый недоуменный вопрос, который возникает у любого здравомыслящего человека: что, нельзя было газовикам овраг какой-нибудь найти и туда грунт ссыпать? Конечно, можно было. Терек течет здесь рядом, и по краям его просторной поймы множество участков, где как раз и красуются овраги. Кстати, один такой расположен к рекультивируемому участку даже ближе, чем станичное пастбище. Заодно можно было бы и эрозию почвы предотвратить. Но выбрали почему-то именно станичное пастбище.

Не иначе как из-за экономии. К оврагам в пойме реки надо еще подъезд делать. А тут дорога рядом, съехал с нее - и вали. Но самое главное - разрешение природоохранных организаций не надо брать. А то те проект затребуют, согласования, экспертизы и все в таком духе. Да и самый главный вопрос при согласовании может возникнуть: а почему не сделали газопровод сразу по проекту, куда делись многомиллионные средства, заложенные на рекультивацию плодородного слоя? Вопрос, на который и сейчас, спустя восемь лет после завершения работ, нет ответа. Более того, газовики даже в судах упрямо не показывают сам проект, из которого можно было бы понять, сколько средств закладывалось на снятие плодородного слоя в отдельный отвал.

В таких случаях решительный барьер нарушению земельного законодательства должна поставить местная власть. Тем более что речь о земле, государственная собственность на которую не разграничена, и являющейся по факту муниципальной (с января 2017 года в распоряжении районного муниципалитета, а до этого - поселкового). Во всяком случае, она за нее отвечает и получает с нее налоги и арендную плату.

Однако на местную власть можно и надавить. Ведь не кто-нибудь будет глину в село возить, а великий «Газпром».

Так, похоже, и случилось. По словам местных активистов, ни разрешения на свал грунта местная администрация не давала, ни тем более согласованного с заинтересованными организациями проекта на эти работы газовики не имели. Наехали, как хищники, свалили, на глазок разровняли по пастбищу и уехали. При этом глава поселения Ирина Потапова, как в таких случаях говорят, даже не пикнула. Более того, когда станичные казаки стали возмущаться происходящим, глава бегала по улицам и упрашивала людей не писать на нее жалобы.

Своя рука газовиков в станице

Как тут не вспомнить еще один факт, о котором рассказывалось в предыдущей нашей статье. Спустя четыре года после ремонта 2010-2011 года, когда было испорчено 16,2 гектара пашни, газовики провели рядом второй ремонт и после него завезли для восстановления пашни неизвестно откуда землю с нитратами. Так вот, именно Потапова тогда дала газовикам фальшивое основание для проведения этого ремонта в виде постановления главы администрации Терского сельского поселения о предоставлении публичного сервитута. Но по закону публичный сервитут коммерческим организациям, какой является «Газпром трансгаз Ставрополь», в их коммерческих целях не дается, интересы местной администрации и местного населения газовики не обслуживали. Кроме того, публичные слушания не были проведены в установленный срок. Эти и другие нарушения как раз и выявил Тебиев, пожаловался в прокуратуру Моздокского района. Прокуратура тогда внесла протест на постановление Потаповой, и оно было отменено. А еще прокуратура подтвердила, что в этой ситуации сервитут не может быть публичным, и давать его может только долгосрочный арендатор (тот, кто арендует землю больше чем 5 лет, то есть в нашем случае Тебиев, у которого договор аренды земли на 49 лет). По этому поводу даже было инициировано дело в Арбитражном суде.

То есть Потапова не первый раз помогает газовикам. Может, из страха, может, из-за указаний сверху...

Кстати, она же, Потапова, инициировала по просьбе газовиков исправление границ участка Тебиева на основании межевого плана, составленного в январе 2016 года кадастровым инженером из Ставропольского края Ж. Ромашовой. Кстати, Ромашову нашли сами газовики, оплатили ее работы и предложили Потаповой, как представителю местной власти и распорядителю местными землями, подать новый межевой план в Росреестр для того, чтобы исключить из границ участков Тебиева те самые 16,2 гектара и лишить его права жаловаться на нарушения газовиков. Потапова, которая по сути своей должности должна отстаивать интересы местных фермеров, арендаторов, заботиться об экологии поселения, идет у газовиков на поводу, подает межевой план на исправление, тем самым допустив нарушение закона. А после того как Тебиев отменил эти изменения границ путем обжалования в Росреестр, Потапова еще и активно выступала на стороне газовиков в судебных спорах о границах его участка. Если вдуматься, она добивалась фактически того, чтобы землю ее поселения не восстанавливали, а также чтобы сократилась плата за арендный участок путем сокращения его площадей и границ.

Принуждение к взаимопониманию?

Единственный, кто противился газовикам, был глава администрации Моздокского района О. Хабалов. Он не давал им согласия на засорение земли, требовал необходимый в таких случаях проект, согласования. Чем и вызвал жалобу генерального директора «Газпром трансгаз Ставрополя» Алексея Завгороднего на имя главы республики Северная Осетия - Алания Вячеслава Битарова от 20 апреля 2017 года.

Письмо пространное, на семи страницах, причем еще и очень пристрастное. Тебиев предстает в нем ну прямо-таки хищником. Который, если верить Завгородневу, с 2013 года инициировал аж 14 судебных процессов против бедных газовиков, в целом на 650 миллионов рублей. То обстоятельство, что все эти иски - всего лишь следствие невыполнения «Газпром трансгаз Ставрополем» решения Арбитражного суда от 2013 года о восстановлении земли, и направлены как на побуждение газовиков его исполнить, так и на взыскание упущенной фермером выгоды, как-то затушевывается. Не говорится и о том, что Тебиев в итоге ничего в деньгах не выиграл, наоборот, проиграл.

Крупнейшее подразделение «Газпрома» с оборотом в сотни миллиардов рублей, с мощнейшей юридической службой предстает в письме как объект всяческого угнетения. Кем? Мелким фермером, у которого в обработке чуть больше тысячи гектаров пашни. Не знаю, как Битаров, но автор этих строк, хорошо уже посвященный в спор, читал письмо с улыбкой. Как забавную сказку, в которой волк и ягненок поменялись местами.

Но самое главное, что имеет отношение к порче пастбища - это жалоба Завгороднева на позицию руководства администрации Моздокского района. Которое, цитирую, «отказало обществу в выдаче разрешения на перемещение плодородного слоя почвы, в складировании испорченного и выборке необходимого для восстановления земельного участка грунта, что в определенной степени препятствует исполнению судебного акта».

В подтверждение своих претензий Завгороднев приводит такой факт. Якобы в районе села Октябрьского выделили участок под пруд, чернозем там будут снимать, но газовикам его почему-то не дают. По надуманным, по его мнению, основаниям.

Ну и в конце своего письма Завгороднев козыряет перед Битаровым самым главным. А если называть вещи своими именами - шантажирует его. Мол, позиция ваших местных властей грозит срывом строительства важнейшего объекта газоснабжения Чеченской республики и, ни много ни мало, «дестабилизацией экономической и социальной обстановки в республике». Спасибо не написал, что иначе война начнется. Оказывается, власти Моздокского района накануне отказались согласовать размещение нового объекта «Газпрома» - газопровода на Грозный по этой же земле как раз на том основании, что его структура не исполнила решение суда от 2013 года и не восстановила испорченный участок. Видимо, попытались хоть таким образом заставить монополиста сделать это. Но, похоже, не на того нарвались. Ему лишь бы трубу проложить, любого нагнет. А там хоть трава не расти. Она и не растет. По глине ничего не растет, кроме сорняков.

То есть газовики сначала наломали дров, в отступление от проекта уложили трубу по варварской технологии, нарвались на решение суда. А теперь все валят на местные власти. Мол, мешают выполнять это самое решение суда. И требуют от вышестоящих над ними властей и чернозем дать, и взаимопонимание проявить. Да и вообще - под козырек взять пред «Газпромом».

Они и взяли. Да так резко, что поменяли руководство администрации Моздокского района. Новый глава О. Яровой сразу прекратил поддерживать Тебиева в спорах в судах по требованию восстановления злосчастных 6,2 гектара земли. Наоборот, уже в ноябре 2017 года новый глава создал незаконную комиссию и в декабре актом опять же незаконно комиссионно принял у газовиков весь «восстановленный» участок. Напомним, что газовики восстановили всего 3 гектара!

Позиция распорядителя землями и арендодателя - администрации района - не понятна и не логична, противоречит интересам экологии земли, наполняемости бюджета, отстаивания местных публичных интересов. Ведь она даже не обжаловала решение суда, которым площадь ее участка (арендуемого Тебиевым) была сокращена на 80 гектаров. Это значит, что сократится поступление от арендных платежей. А главное, перед газовиками открывается возможность отмены судебного решения 2013 года и отказа от восстановления оставшиеся 13,2 гектара.

На этом фоне вполне логичным выглядит то, что власть станицы Терской закрыла глаза на вывоз испорченного грунта прямо ей под порог - на станичное пастбище.

Надзорники безмолвствуют

Давайте называть вещи своими именами. В попытке исправить одно многомиллионное свое головотяпство газовики совершили другое, абсолютно такое же.

По самым скромным оценкам, для восстановления оставшихся 13,2 гектара пашни Тебиева потребуется еще не менее 190 миллионов рублей. Напомню, что разработанный для всех 16,2 гектара испорченных земель проект оценивался в 230 миллионов. Именно этот проект в официальном порядке согласован управлением Росреестра республики и зарегистрирован в государственном архиве данных землеустройства. На восстановление пастбища - в пределах 150 миллионов. Итого - 340-миллионый ущерб для земель Моздокского района и прямой убыток - для «Газпрома». Если, конечно, он восстановит их плодородие.

Что же это за «достояние России», каковым себя рекламирует наш газовый монополист, которое так бесхозяйственно относится к земле - действительно важнейшему достоянию страны? Или начальники его подразделений на местах искренне считают, что газовая труба, на которой он сидит и которая действительно является достоянием страны, все их земельное варварство спишет?

Странно, но ни Россельхознадзор, ни прокуратура Северной Осетии - Алании никак не реагируют на факт порчи «Газпром трансгаз Ставрополем» общественного пастбища в станице Терской. А ведь сумма ущерба нешуточная. Нет заявления от собственника - станичной администрации?

Но его, похоже, и не будет. Да и как такое заявление может написать глава, сама открывшая зеленый свет порче пастбища?

Александр ЕМЦОВ.

Р.S. Сейчас по полю, прямо рядом с испорченным земельным участком Тебиева, прокладывают тот самый новый газопровод на Грозный, срывом строительства которого Завгороднев шантажировал Битарова. Так вот, стройка сейчас идет вроде как по правилам, с учетом рекультивационных требований, трассу будущего газопровода уже сопровождают вороха чернозема. Но если присмотреться, то он снят всего на 15 - 20 сантиметров, тогда как здесь по агрохимпаспорту, как мы уже сказали выше, плодородный слой 67 сантиметров. Да и на снятом участке земля черная, хотя по проекту должны были дойти до глины. Опять газовики своими руками портят землю?

Теперь уже не землю Тебиева. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по иску «Газпром трансгаз Ставрополя» вырвал из его пользования 80 гектаров. Те самые, по которым проходит труба. О чем мы подробно рассказывали в прошлой статье и к чему еще вернемся. Поскольку вскрываются новые обстоятельства, свидетельствующие о фальсификации доказательств, положенных в основу вынесенного решения. А муниципалитет, как в настоящее время собственник земли? Он почему относится к этому явному варварству спустя рукава? А Россельхознадзор с прокуратурой республики?

Впрочем, мы уже повторяемся. Если они умудрились не заметить порчи пастбища, то не заметят и это новое грубейшее нарушение земельного законодательства.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.