Вы здесь

ШТРАФЫ - НА ДОРОГИ

Госдума России готовит поправки к Бюджетному кодексу РФ, в соответствии с которыми региональные дорожные фонды получат дополнительный источник финансирования за счет штрафов, поступающих от нарушителей правил дорожного движения. Прокомментировать новации «Ведомости» попросили руководителя широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Романа Савичева.

- Соответствующий законопроект - о поправках в Бюджетный кодекс РФ - был предложен минтрансом и принят Госдумой России в первом чтении в апреле прошлого года, - говорит Роман Савичев. - Профильный комитет по бюджету и налогам рекомендует принять его во втором чтении. И, я думаю, мы получим новый нормативный акт в июне нынешнего года.

Напомню, что сегодня региональные дорожные фонды формируются за счет денег, поступающих от акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. К слову, Ставрополье на фоне многих регионов выглядит очень хорошо: его дорожный фонд в прошлом году составлял 7,2 млрд (для сравнения: Севастополь - 408 млн), а в нынешнем году запланировано около 9 миллиардов. Теперь в эту же «копилку» в соответствии с законопроектом планируется направить штрафы за нарушение ПДД. Казалось бы, плюс: больше построим и отремонтируем дорог. Однако это благо для богатых регионов.

Дело в том, что сегодня «штрафные» деньги и так идут в бюджеты регионов, однако тратятся на усмотрение местных властей на цели, подчас вообще не связанные с дорогами. Например, на строительство или ремонт больниц, детсадов, домов культуры и т. д. Законопроект предлагает, чтобы они целевым образом поступали лишь на дороги. Что, понятно, не вызвало энтузиазма у ряда регионов. Например, законодательный орган Карачаево-Черкесии прислал отрицательный отзыв, мотивируя его тем, что передача штрафов за ПДД в дорожный фонд приведет к уменьшению средств, направленных на социальную сферу. Логика здесь есть: многие бедные регионы привыкли в значительной степени жить на трансферты центра, а это, понятно, легче, нежели зарабатывать самим или тратить заработанное строго по целевому назначению.

Кроме того следует признать, что штрафы за нарушение правил дорожного движения - это труднопрогнозируемый и нестабильный источник пополнения регионального дорожного фонда. Как известно, личный состав ГИБДД подвергся сокращению - в отдельных территориях на 20 процентов, и сегодня все реже можно встретить инспекторов ГАИ вне стационарных постов. Поэтому основная часть штрафов собирается с помощью камер. Однако установка камер фиксации регламентируется определенными правилами и техническими ограничениями, они долго функционируют на одном месте, в результате водители их примечают, перестают нарушать правила, и, соответственно, доходы в бюджет падают.

И, кстати, статистика тоже говорит об осторожности водителей: по данным ГИБДД, число камер за прошлый год увеличилось на 30 процентов, а число постановлений и штрафов только на 3,2 процента. Хотя, конечно, никто не спорит - это благо, если водитель не нарушает, даже если его «тормозит» камера. Нужно учитывать и такой момент: в будущем регионы все чаще будут прибегать к помощи частных фирм, инвестирующих средства в систему фиксации нарушений ПДД. Удовольствие это недешевое, поэтому возвращать свои деньги они будут за счет штрафов. Такое практикуется уже в некоторых городах. То есть в этом случае штрафные финансы не попадут в бюджеты субъектов РФ. В общем, видимо, государству следует подумать о более стабильных источниках для региональных дорожных фондов.

В этой связи хочу обратить внимание читателей еще на один законопроект, связанный с автодорожной темой. Он предполагает внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дабы исключить электромобили из налогооблагаемой базы с начала 2019 года. По статистике, на 1 июля 2017 года по нашей стране бегало всего 1100 электромобилей. В том числе в Кисловодске несколько таких авто эксплуатирует местное транспортное предприятие. Но процесс этот в стране не пошел, в том числе по причине дороговизны электроавтомобилей и отсутствия необходимой инфраструктуры для их обслуживания. Поэтому льготы в виде отсутствия транспортного налога проблемы, видимо, не решат. Со стороны государства, раз уж мы задумались об экологии, нужны более действенные протекционистские меры.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.